Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Обзор малых инновационных предприятий при вузах: Петербург не в лидерах

Росту числа стартапов вокруг научных центров мешает отсутствие у вузов опыта продвижения малых инновационных предприятий. Но успешные примеры говорят о больших возможностях менеджмента инноваций.

Студенты в лаборатории
Петербургские вузы выглядят довольно скромно на фоне национальных лидеров по числу инновационных фирм
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Аналитическим центром нашего издательства подготовлен обзор открытости малых инновационных предприятий, созданных при высших учебных заведениях Санкт-Петербурга. Коммуникации – важный этап коммерциализации научных разработок. Наличие веб-сайта в интернете давно является обязательным атрибутом практически любой компании. Мы попытались проанализировать, насколько широко представлены малые инновационные предприятия в интернете, рассказать об эффективных для развития бизнеса ресурсах, об опыте лучших площадок, на которых размещены стартапы.

Для начала мы оценили количество малых инновационных предприятий в крупнейших государственных вузах России и Санкт-Петербурга, используя данные реестра Минобрнауки РФ, после чего посмотрели наличие информации о них на веб-сайтах компаний в интернете.

О малых инновационных предприятиях написано немало, особенным вниманием они пользовались при зарождении этого вида предпринимательской деятельности. Удивительно, что при широком обсуждении процесса (а мы наблюдаем, что форумы, конференции, посвященные инновационной активности, вопросам внедрения инноваций, проходят постоянно) до сих пор не разработана качественная методика статистического наблюдения за этой деятельностью. Нет официальной статистики по числу предприятий, оборотам, прибыли, количеству занятых.

Без такой информации сложно оценивать политику в отношении малых инновационных предприятий. Вряд ли сделанные нами выводы будут объективны – сегодня важно отследить их работу. И пока единственным источником информации остается реестр МИП Минобрнауки РФ.

Таблица открытости инновационных предприятий вызов Санкт-Петербруга
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Элита без инноваций

Собранные нами данные показали серьезные различия между вузами по количеству таких предприятий. Вопреки ожиданиям московские и петербургские университеты, институты и другие научные центры значительно отстают от регионов. По данным реестра Минобрнауки РФ, лидирует по числу малых инновационных предприятий Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова – 87 единиц. На втором месте Нацио­нальный исследовательский Томский политехнический университет, в структуре которого 46 предприятий, то есть почти в два раза меньше. Тройку лидеров замыкает Астраханский государственный университет, где действует 41 организация.

Из двадцатки вузов, где создано больше всего малых инновационных предприятий, Санкт-Петербург представлен Университетом ИТМО (Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики), где разместились 29 фирм, в общероссийском зачете вуз занимает девятую строчку, но при этом фактически является лидером города и федерального округа.

Среди петербургских вузов второе место занимает ЛЭТИ – 13 предприятий, на третьей строчке Университет аэрокосмического приборостроения, где создано 11 фирм, за ним следует Лесотехнический университет имени С. М. Кирова.

Санкт-Петербургский государственный университет и Политех заняли шестую и седьмую строчки, где по шесть малых инновационных предприятий.

Петербургские вузы выглядят довольно скромно на фоне национальных лидеров по числу инновационных фирм, несмотря на огромный авторитет, известность школ. Но одно дело зарегистрировать предприятие, другое – помочь вырасти в самостоятельный бизнес, в том числе рассказать широкой и заинтересованной аудитории, чем занимается стартап и почему он полезен.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Татьяна Сойникова, супервайзер, HR4HR:

«Продвигая наш проект по подбору персонала на массовые вакансии, с каждым человеком мы объясняемся разными словами. Это связано с тем, что в зависимости от уровня владения ими рекрутерской терминологией весь проект можно либо описать парой словосочетаний, либо необходимо вдаваться в подробности процесса подбора персонала для прояснения сути почти на пальцах. Поэтому реклама нашего проекта разная для различных целевых аудиторий.

Поскольку предлагаемая нами услуга решает специфические задачи и ранее на рынке ее не было – мы первооткрыватели. Приходится искать пути дистанционирования от существующих на рынке продуктов и услуг во избежание шаблонного восприятия и отнесения ее к какой-либо категории, уже известной собеседнику».

Игра на публику

Пожалуй, самый масштабный пример инновационных центров – Фонд «Сколково». По словам вице-президента, руководителя пресс-службы Фонда «Сколково» Александры Барщевской, одной из главных задач фонда является разнообразная и многосторонняя поддержка своих резидентов, что включает грантовое финансирование, предоставление налоговых льгот, помощь в акселерации, консультирование по правовым вопросам и, что чрезвычайно необходимо, пиар-поддержку этих компаний. Важную часть работы составляет описание сути технологических процессов, реализуемых резидентами «Сколково», их успехов и достижений.

«Объяснять приходится всегда и всем – клиентам, пользователям, потенциальным партнерам, инвесторам, экспертам. Эта та обязательная часть коммуникации, на которой строится весь бизнес. Особенно характерна эта проблема для тех предпринимателей, которые создают что-то новое в своей отрасли. Инновации бывают разного уровня сложности, а понятно, интересно и привлекательно донести их до аудитории нужно уметь всегда», – делится опытом руководитель проектов Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ, куратор программы резидентства HSE {Pro} Светлана Александрова.

Необходимость выстраивания коммуникаций с целевой аудиторией отмечают в бизнес-инкубаторе «Ингрия». По словам директора «Ингрии» Полины Лукьяновой, резидентам важно уметь общаться с разными аудиториями, каждая из которых предъявляет свои требования к информации и по-своему ее понимает. «Эксперты обучают этому, иногда выступая в качестве «переводчиков» на переговорах с потенциальными партнерами. Кроме того, мы приглашаем спикеров, как правило, успешных серийных технологических предпринимателей, пример которых наглядно демонстрирует, как и что нужно делать», – поясняет Полина Лукьянова.

Минимум, который может позволить себе стартап, – создать свой веб-сайт, разместить полезную информацию о своей деятельности. Мы посчитали, сколько малых инновационных предприятий это сделали.

Найти невидимку

Эксперимент в лаборатории
Университетские бизнес-инкубаторы вывозят своих подопечных на выставки в другие города и знакомят с крупными компаниями, чтобы использовать их каналы дистрибуции
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Среди вузов Санкт-Петербурга, пожалуй, самым открытым является Университет ИТМО. Треть малых инновационных предприятий имеют веб-сайты. Кроме того, им оказывается всесторонняя помощь со стороны вуза, в этом ряду – обучение предпринимателей. «Важным элементом поддержки начинающих предприятий являются акселерационные программы, в которых участники осваивают необходимые знания для ведения бизнеса: способы финансирования и привлечения инвестиций, управление предприятием, финансовый менеджмент и маркетинг, навыки работы в команде и презентации продукции перед клиентом или инвестором», – говорит начальник отдела маркетинга инновационной деятельности Университета ИТМО Екатерина Егошина.

В такой практике нет ничего необычного. «Университетские бизнес-инкубаторы как за рубежом, так и в России традиционно используют собственные ресурсы для продвижения своих подопечных. Они вывозят их на выставки в другие города и страны, знакомят с крупными компаниями, чтобы использовать их каналы дистрибуции, используют своих информационных партнеров для продвижения, проводят демодни, куда приглашают инвесторов. Мы также используем эти практики», – рассказывает Михаил Эрман, директор Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. С коллегой соглашается Александр Остроухов, начальник отдела по работе с малыми инновационными предприятиями Университета ИТМО, по его словам, ИТМО тоже оказывает помощь в участии в промышленных выставках, обеспечивая рекламными материалами по разработке, продвигает предприятия в интернете и на мероприятиях для деловых партнеров.

Остальные петербургские вузы более скромны – в лучшем случае один-два из них располагают интернет-ресурсом, часто университеты ограничиваются лишь размещением списка предприятий на своей странице. Большинство университетов довольствуются созданием отдельной вкладки на официальном сайте со списком и кратким описанием зарегистрированных МИПов. При этом внешний вид и качество информации далеки от современного представления компаний в интернете. Скорее по содержанию это ближе к старым «Желтым страницам», популярным до распространения коммуникативных технологий. Масштабная поддержка от вуза также не видна со стороны. Исключением является Политех, хорошо представленный в медиа и заслуживший широкую известность.

Помочь стать самостоятельнее

Надеяться только на инициативу основателей стартапа, конечно, справедливо, но в силу разных причин это не всегда верно. «Важно понимать, что МИП – это в первую очередь независимое предприятие, где университет выступает в качестве соучредителя. Руководитель предприятия ведет полноценную самостоятельную предпринимательскую деятельность, сам определяет логотип, название МИПа, фирменный стиль. Мы не вправе влиять или требовать большего от руководителей стартапа, если их предложения не влияют на имидж самого Университета ИТМО. Если же руководители МИПов сталкиваются с проблемами, то у них всегда есть доступ к интеллектуальным и инфраструктурным ресурсам университета, а сотрудники готовы помочь в решении любых вопросов», – комментирует Александр Остроухов.

Вузы с большинством инновационных предприятий
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

В то же время, как заметила Светлана Александрова, «резиденты не всегда понимают, что нужно использовать возможности по продвижению, они не готовы к такой работе. И это характерно не только для студенческих стартапов, но и для «взрослого» бизнеса. В какой-то степени это связано с отсутствием четкого позиционирования, понимания, куда двигаться и какова целевая аудитория проекта. Зачастую в структуре нет опытного специалиста, который бы занимался менеджментом, или участники проекта увлекаются основной работой и забывают о том, что иногда полезен взгляд со стороны, с точки зрения пользователя или клиента. Случается и обратная ситуация, когда слишком много внимания уделяется продвижению в ущерб продукту. Поэтому мы им помогаем разобраться с такими проблемами. В конце концов их результат – это и наш успех».

Все лидеры похожи

Фонд «Сколково», бизнес-инкубаторы НИУ ВШЭ, «Ингрия» и Университет ИТМО стараются оказывать подопечным всестороннюю поддержку, в том числе в виде пиара малых инновационных предприятий.

Неудачные примеры зачастую связаны с качеством управления в вузах. «Технопарк Санкт-Петербурга осуществил масштабный проект по созданию экосистемы инноваций в российских вузах для обеспечения устойчивого развития инноваций – от идеи до клиента. Перед началом работы мы провели небольшое исследование, которое включало в себя интервью с сотрудниками вузов. Оказалось, что коммуникационные барьеры присутствуют не только между высшими учебными заведениями и бизнесом, но и внутри вузов: не все студенты и научные сотрудники знали, что в их институте работает, например, центр трансфера технологий», – отмечает Полина Лукьянова.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Кирилл Князев, генеральный директор НЕТБЕЛЛ:

«С вопроса о сути проекта начинается любое общение с заинтересованным лицом. Важно не просто ее раскрыть, но и сделать ответ индивидуальным: потенциальным клиентам важно одно, потенциальным конкурентам – другое, факторов, влияющих на подачу ответа, достаточно много.

Сейчас для нашего решения Netbell HRM сделано 14 презентаций, от универсальных до созданных специально для конкретного клиента, и их список продолжает расширяться.

Ввиду того что мы работаем над узкоспециализированным решением в сфере планирования рабочих графиков персонала для крупного бизнеса, наша основная сложность – выйти на заинтересованных лиц, которые уже знакомы с решаемой нами проблемой.

Приходится конкурировать с именитыми компаниями, лидерами рынка и аргументировать свои преимущества в глазах потенциальных заказчиков – на мероприятиях, в онлайн-изданиях, обзорах и прессе. К счастью, благодаря качественным решениям нам это удается.

Отдельно можно отметить, что наличие хорошей репутации не гарантирует широкой известности (равно как верно и обратное), поэтому важно работать как над качеством продукта, так и над присутствием компании в Сети».

Есть вероятность, что большинство МИПов созданы на бумаге, представлены на сайте, чтобы создавалось впечатление: вуз работает в этом направлении. Если проанализировать чуть глубже, становится очевидным: эффективного развития инновационной деятельности в большинстве петербургских высших учебных заведениях не наблюдается.

«Половина научных организаций, проявляющих коммерческую инициативу, терпит фиаско. Причина того как невостребованность производством результатов научной работы, так и неопытность вузов, МИПов в коммерческой практике, отсутствие квалифицированного менеджмента, имеющего опыт трансфера научных технологий, маркетинга рынка инновационной продукции. Отсутствует опыт разработки бизнес-планов, включающих оценку коммерческого риска и достоверного прогноза ожидаемого инновационного эффекта и конъюнктуры рынка на период коммерциализации инновационного продукта», – считает генеральный директор Центра Инноваций Строительных Материалов и Технологий Дмитрий Борисов.

Студент работает с электронным микроскопом
Проблема инновационной деятельности в вузах заключается в переводе инноваций на уровень прикладных и технологических разработок
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

По словам Полины Лукьяновой, в российской практике барьеры в коммуникации между промышленностью и университетом устраняются в первую очередь с помощью общения, неформальных связей. В зарубежных странах большинство профессоров в области инженерии работают по контрактам консультантами в промышленных компаниях, а представители отрасли приходят в университет на профессорские позиции. Поэтому обе стороны очень хорошо понимают друг друга. Российская практика исключает такую возможность. Одним из вариантов решения такой проблемы может быть создание посредников – технологических брокеров, которые должны искать новые формы сотрудничества между вузами и промышленностью.

Разумеется, для этого необходимо знать, о чем говорить, то есть недостаточно иметь одну научную разработку, важно создать готовый к употреблению продукт. «Ключевая проблема в инновационной и научно-исследовательской деятельности состоит не в отсутствии пиара, а в переводе инноваций на уровень прикладных и технологических разработок, которые можно применять здесь и сейчас. В рамках существующих нормативных баз», – заключает Дмитрий Борисов.

Когда вузам несколько лет назад «спустили» указание – создавать МИПы, мало кто озаботился проблемой: способен ли профессорско-преподавательский состав и администрация заниматься и поддерживать предпринимательство. В результате отсутствие практики, опыта, которые и не могли возникнуть из ниоткуда, привели к проблемам и поставили под вопрос идею перевода науки на инновационные рельсы. Результат – потенциальный потребитель не подозревает о возможностях и значимости инновационных компаний, а университеты не всегда способны грамотно и интересно представить разработки широкой аудитории и продвинуть интересы своих подопечных.

Алексей Дагаев

В печатной версии название статьи – “Новаторами не рождаются” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 167, декабрь, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X