Актуальное

Отечественное не всегда дешевле: Петербург учится строить по-русски

Современный рынок локализован почти на 95%, но при этом остаются проблемы продвижения отечественной продукции, внедрения инноваций, качества. 

Труба
Импортозамещение в индустрии стройматериалов началось без влияния государства вследствие объективно высокого спроса на материалы и технологии нового поколения, который пришелся на период строительного бума
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Все эти вопросы активно обсуждаются сегодня участниками рынка и властями. Последние решительно настроены на поддержание отечественного производителя в деле «импортовытеснения», стимулирования спроса на местную продукцию на внутреннем рынке. Производители и потребители, безусловно, выступают за. Вместе с тем те и другие соглашаются: важно не допустить перекосов, найти золотую середину, выработать разумный, рациональный подход к выбору технологий, материалов, конструкций, оборудования, избежать снижения качества.

Отделить главное

Говоря об общих трендах в импортозамещении, на открытии научно-практической конференции, организованной НОПРИЗ и «Союзпетростроем», вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин отметил, что наш город может сыграть в данном процессе роль ключевого игрока.

«Работу по импортозамещению мы начали в ноябре 2014 года, – сказал Игорь Албин. – Сначала проанализировали ситуацию по отдельным секторам и сферам – в электронике, где зависимость достигает по отдельным показателям 90%, в энергетике и строительном комплексе. Многие решения закладывались на стадии подготовки проектов. Главная задача, на мой взгляд, сегодня лежит в сфере экономики – это снижение затрат. Так, при строительстве городского стадиона возникла необходимость замены ряда дорогостоящих импортных материалов – например, вант, которых раньше у нас никогда не делали, или изоляционного материала. В этом направлении многое еще предстоит сделать».

Многие специалисты считают, что основный толчок импортозамещению дало введение санкций и девальвация рубля. И сегодня уже пошла вторая волна реакции, которая включает программные шаги, обеспечивающие комплекс­ное решение задач.

«В импортозамещении есть два направления. Первое – это то, что замещать выгодно с экономической точки зрения, – говорит председатель комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. – Но в этом процессе не должно быть никакого фанатизма. На территории РФ надо выпускать только то, что целесообразно с экономической точки зрения. Тем более что с учетом возникших курсовых разниц, существенной привлекательности рублевой зоны мы стали более конкурентной и привлекательной страной с точки зрения производства, чем территория Китая. С другой стороны, существует замещение товаров, для которых не важна цена, а важна независимость от других поставщиков».

Минпромторг сформировал около 214 разделов по более чем 20 000 позиций, в основном по закрытым перечням. Примерно 12% из этого списка предприятия Петербурга уже взяли на разработку и производство.

«Сегодня правительство ведет работу, направленную на то, чтобы именно петербургские предприятия получали заказы в рамках госзаказа от крупных корпораций, – подчеркнул Максим Мейксин. – Для стимулирования строительства через систему госзаказа в этом году заложены значительно превышающие прошлогодние объемы средства на приобретение жилья для очередников. Что касается отрасли строительных материалов, то в прошлом году была принята государственная программа развития промышленности и инновационной деятельности на 2015–2020 годы, в которой один из подразделов посвящен развитию промышленности строительных материалов, изделий и конструкций. Среди конкретных мер главным является сбор инновационных предложений от предприятий по производству продукции, оценка реализуемости, экспертиза продуктов, составление каталогов стройматериалов. И здесь важным моментом будет оперативная стандартизация новых строительных материалов и внедрение их в сферу проектирования. Мы будем уделять серьезное внимание именно проектированию и будем оперативно реагировать, если в новые проекты будут включены импортные конструкции, которые на деле можно заменить на произведенные в Петербурге».

Государственная программа также содержит раздел, в котором предусмотрены меры поддержки модернизации предприятий стройиндустрии.

«На основе постоянного мониторинга тенденций развития, выявления новых ниш мы даем предприятиям рекомендации, каким образом необходимо модернизироваться, – комментирует Максим Мейксин. – Госпрограмма включает ряд субсидий, самой востребованной из которых является субсидия процентной ставки по лизингу на приобретение технологического оборудования. По отечественному оборудованию мы субсидируем 80%, а по импортному – 50% ставки».

В качестве первых позитивных нововведений в начавшейся реализации программы импортозамещения названо создание кластера производителей композитных материалов, которые считаются наиболее перспективными на федеральном и городском уровнях. В Петербурге уже заложены и строятся несколько заводов по производству композитных материалов.

Тернистый путь

По мнению координатора НОПРИЗ по СЗФО, президента НП «АВОК СЗ» Александра Гримитлина, в решении задач импортозамещения в последнее время заметно усилилась роль государственных органов.

«В бюджетном жилищном строительстве сегодня используется 95% материалов отечественного производства, – говорит заместитель председателя комитета по строительству Санкт-Петербурга Алексей Филиппов. – Причем в основном это материалы и оборудование, произведенные компаниями из СЗФО. Проблемы по импортозамещению в сфере бюджетного строительства существуют по инженерному оборудованию: медицинской технике, источникам бесперебойного электропитания более 100 кВт, устройствам водоподготовки, слаботочным системам и системам кондиционирования».

За последние три года из введенных в России в строй около 800 новых производств около 20% – предприятия промышленности стройматериалов

Для того чтобы усилить присутствие отечественного оборудования и материалов, создан официальный каталог, который рекомендован к применению при проектировании бюджетных объектов. В случае когда в проекте предусматривается применение импортных материалов, вопрос выносится на обсуждение экспертного технического совета. Если специалисты признают, что заменить их на отечественные невозможно, то только тогда проект утверждается.

Тактику применения преимущественно отечественных материалов уже опробовали при строительстве транспорт­ных объектов. Провести оценку объемов импортных продуктов при реализации текущих проектов специалисты комитета по развитию транспортной инфраструктуры затрудняются, но заверяют, что в новые проекты закладывается продукция, которая выпускается в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других регионах РФ.

«Существует проблема, когда при строительстве крупных объектов наши производители не в силах освоить выпуск продукции в нужном объеме, – говорит первый заместитель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Анатолий Мишанов. – Объекты, которые строит комитет, и материалоемкие, и сложные по конструктивному и техническому решению. Например, строительство набережной Макарова будет стоить около 22 млрд рублей, и там необходимы большие объемы продукции. Всего на реализацию задач комитета в 2015 году выделено 47,1 млрд рублей, около 50 млрд рублей комитет планирует к реализации в 2016 и 2017 годах».

Несмотря на масштабные инвестиции комитету все же удалось разместить заказ у отечественных поставщиков и за счет замены импорта сэкономить более 200 млн рублей за первые девять месяцев этого года.

«На Пулковско-Дунайской развязке были заменены системы водоснабжения и теплоснабжения на отечественные муфты, запорную арматуру, трубы, – рассказал Анатолий Мишанов. – Благодаря этому удалось сэкономить 15 млн рублей. И эффект не только в экономии, поскольку это наши производства, рабочие места, налоги. Также мы заменили шумозащитные экраны на объекте строительства входа в Красное Село – там экономия составила более 40 млн рублей. Проведена замена трансформаторных подстанций на строительстве Петербургского шоссе, где сэкономили 25 млн рублей. Проект строительства электродепо «Южное» предполагает использование более 30 000 единиц оборудования. Доля импортных из них составляет 650 млн рублей, менее 20%. Благодаря импортозамещению при строительстве объектов метро удалось сэкономить 95 млн рублей. В частности, произведена замена дробеструйного стендового диагностического станочного оборудования, а также системы заправки и обслуживания мотовозов и электровозов».

Кроме этого, в Петербурге возрожден выпуск эскалаторов, и на строящейся станции «Проспект Славы» впервые за много лет будут установлены эскалаторы местного производства, которые обойдутся дешевле немецких на 18%. Это позволит городу сэкономить более 180 млн рублей. Ведутся разработки и в других направлениях – например, в производстве светофорной техники и подъемников для маломобильных групп населения.

Не уронить качество

О том, что замещение импорта не должно снизить показатели качества строительных материалов, специалисты говорили за круглым столом «Стройка не по шаблону». Шаблонов и единого рецепта в выборе технологий, обеспечении качества конечного строительного продукта, повышении культуры строительного производства, как известно, нет.

Сегодня, как заметил, открывая дискуссию, начальник управления перспективного развития комитета по строительству Санкт-Петербурга Игорь Шикалов, сложилась идеальная ситуация, когда и власти, и производители хотят одного и того же: потеснить импорт и применять отечественную продукцию. Задача непростая, и проблемы здесь предвидят все. «Как только мы ограничиваем конкурентную среду, поставщики, понимая, что их продукцию заменить нечем, мгновенно поднимают цены, при этом качество уходит на второй план, – констатировал Игорь Шикалов. – И чем выше требования, тем меньше производителей, готовых им следовать. Наша задача – поднять планку, вывести на рынок качественные услуги и материалы, при этом создать условия для развития стройиндустрии, вытеснения зарубежных товаров. Не сможем вытеснить, значит, будем договариваться о локализации производств».

В качестве инструмента продвижения отечественных стройматериалов в комитете по строительству предложили создать электронный каталог, в котором будет аккумулироваться полная и объективная информация о производителях и продукции. «Мы предлагаем интернет-ресурс, который не будет зависеть от чиновников, никто в комитете не сможет влиять на процесс его формирования, – подчеркнул Игорь Шикалов. – Но не только в этом отличие ресурса от других. Разместить в каталоге информацию о продукте, услугах модератор сможет только после вердикта экспертов Научно-технического совета о качестве и надежности, соответствии продукции требованиям отраслевых стандартов».

Импортозамещение – это способ достичь более высокого технологического уровня и создавать продукцию, которая по качеству превосходила бы западные аналоги и конкурировала с ними на мировой арене

В комитете считают, что доступ в каталог для компаний должен быть свободным и бесплатным. Эту идею поддержала Гильдия управляющих девелоперов, которая взяла на себя не только функции модератора, но и работу по формированию каталога, аккумулированию средств на развитие проекта, взаимодействие с властью и производителем.

«Гильдия, как модератор, безусловно, обязана убедиться в состоятельности компании, а дальше, с позволения Научно-технического совета, производитель управляет своим личным кабинетом, где может презентовать свои продукты, – пояснил руководитель инженерного комитета РГУД Сергей Воробьев. – Эксперты будут работать в облачном режиме, который позволяет действовать круглосуточно все 365 дней в году. Это дает возможность за счет внутренних ресурсов оперативно размещать информацию в каталоге, запустить лист голосований, где эксперты выражают свое мнение. На основании этих данных принимается решение о включении в каталог».

Участники дискуссии в целом одобрили идею, хотя не без некоторых сомнений. Как заметил директор союза строительных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан, каталог необходим как важный справочный материал, однако не имеет никакого отношения к нормативной базе, на основе которой закладываются решения в проекты.

«К каталогу, вероятно, стоит относиться как к системе рейтингования, а не как к разрешительному документу. Хотелось бы, чтобы это был авторитетный экспертный ресурс, в котором почетно находиться производителям со своим стройматериалом, – считает директор Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга «ДОРМОСТ» Кирилл Иванов. – Более того, каталог не должен стать догмой, когда использовать следует только то, что туда внесено. Это рейтинг, ориентир для потребителя, для застройщика».

В ответе за решение

Генеральный директор консалтинговой компании «Решение» Александр Батушанский убежден: будь у нас действенные СРО, которые, как требует закон «О техническом регулировании», принимали бы свои стандарты, а поставщиков и производителей, выпускающих продукцию, не соответствующую требованиям, исключали бы из своих рядов, мы бы сейчас не вели речи о дополнительных инструментах продвижения. Девелоперы не доверяют СРО, а исключение из организации никак не отражается на репутации недобросовестного поставщика. Он остается в рынке. «Сейчас важно, чтобы ресурс стал инструментом внутриконкурентной борьбы, а не борьбы с импортом. Технические комитеты должны быть максимально объективны в своей работе. Возможно, тогда этим каталогом на рынке станут пользоваться, он приобретет авторитет».

Между тем в практике проектирования участились случаи, когда чиновники, стремясь перестраховаться, требуют заменить импортное оборудование и материалы на отечественные, причем иногда вопреки логике. «При прохождении экспертизы организации проекта специалист настойчиво рекомендовал нам исключить из него использование зарубежной техники и механизмов, – поделился главный инженер ЛЕННИИПРОЕКТ Андрей Дунаев, – пришлось доказывать, что наши экскаваторы по акустическим характеристикам могут работать только 2 часа в сутки и срок строительства при их использовании увеличится чуть ли не в 4 раза. Только после этого договорились. Потом внезапно комитет перестал принимать документацию, где заложено зарубежное оборудование, нам пришлось за свой счет переделывать проект с учетом отечественного».

Проектировщики, которые в полной мере несут ответственность за обеспечение безопасности объектов, в том числе в период эксплуатации, хотели бы быть уверенными в том, что включенная в каталог продукция будет действительно отвечать необходимым техническим параметрам.

«Каталог нужен как банк важной информации для сметчиков и проектировщиков, но это должен быть ресурс, которому можно полностью доверять, – рассуждает технический директор ОАО «КБ ВиПС» Кшиштоф Поморски, – это возможно, если и модератор, и компания-производитель будут отвечать за актуальность и объективность информации. Пользователь должен быть уверен, что цена, указанная в каталоге, реальная и ее не повысят после утверждения сметы, а сертификаты подтверждены протоколами испытаний, поскольку сертификат не содержит всех данных, которые необходимы проектировщику. Мы на слово не верим, увы. Сегодня у зарубежных материалов появились отечественные аналоги, и разницы между ними по качеству практически нет. Однако иностранный производитель предоставляет полную и исчерпывающую информацию о продукте, российский же не в состоянии выдать комплектную характеристику».

Будут ли учитываться экспертами при включении продуктов в каталог такие характеристики, как совместимость материалов и их долговечность? Это, по мнению директора Межрегионального института окна Александры Куренковой, чрезвычайно важно, поскольку, делая выбор в пользу дешевой продукции, потребитель должен понимать, что материал априори не прослужит долго. Равно как и используя несовместимые по параметрам продукты, невозможно добиться хорошего качества объекта.

Круглый стол "Стройка не по шаблону"
В качестве инструмента продвижения отечественных стройматериалов в комитете по строительству предложили создать электронный каталог, в котором будет аккумулироваться полная и объективная информация о производителях и продукции
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

С тем, что на практике сложно выбрать необходимый и надежный материал, к тому же подходящий по цене, соглашаются и производители. Для того чтобы снять сомнения потребителя и сделать новый электронный ресурс реально полезным, по мнению начальника отдела перспективного развития «ЛСР Стеновые материалы – Северо-Запад» Михаила Ефименко, следует включать в него только тех производителей, которые подтвердили заявленные характеристики продукции в специально отобранных лабораториях. «В Петербурге много разных структур, которые сертифицируют продукты, но всем ли можно доверять? Пользователи этого ресурса должны быть уверены в точности параметров, в том, что они подтверждены результатами испытаний в доверенных лабораториях. Это станет, с одной стороны, гарантией надежности, качества и долговечности выбранного материала, с другой – соответствовать кошельку потребителя», – заключает Михаил Ефименко.

Это предложение поддержал Игорь Шикалов. Более того, он озвучил планы по размещению в технопарке городского независимого испытательного центра. Если производители и эксперты готовы участвовать в таком проекте, то город готов помочь в организационных вопросах и с закупкой необходимого оборудования.

Идею создания городского независимого центра испытаний одобряет и Александра Куренкова. «Лабораторий, где грамотно, на хорошем уровне проведут исследования, в городе почти не осталось, – констатирует Куренкова. – Но тем не менее настоящие профессионалы в этой сфере хорошо известны. Им доверяют и строители, и производители. И здесь правила игры можно определить четко. Кроме того, мы поможем им развиваться и отсеем «липовые» лаборатории».

Всматриваясь в детали

Специалисты, безусловно, понимают, что решение задачи импортозамещения требует комплексного подхода. И даже такой нужный и полезный ресурс, как независимый электронный каталог, не решит всех проблем. Кроме того, не все представители строительной сферы уверены в том, что ориентироваться нужно лишь на отечественные продукты, кроме того, стройматериалы наших производителей ничуть не дешевле зарубежных, а иногда и дороже. «Мы основные потребители клинкерного кирпича, – напоминает заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой» Максим Жабин, – с конца прошлого века использовали его для облицовки стен. А сегодня вынуждены отказаться, потому что цена его стала неподъемной. Вот Михаил Ефименко утверждает, что «ЛСР Стеновые материалы» – крупнейший производитель клинкерного кирпича. Верно, компания контролирует 80% рынка. Хороший продукт, не спорю, но недоступный для тех, кто работает в экономклассе. Значит, отечественному производителю пора подумать над тем, как снижать себестоимость, повышать производительность труда и делать свой продукт доступным по цене».

С коллегой соглашается начальник отдела снабжения ООО «СК «Дальпитерстрой» Иван Мальцев. «Мы работаем и с государственными заказчиками, понимаем их задачу по сокращению себестоимости и, выступая в роли застройщика, в первую очередь учитываем экономику проекта. На практике не всегда отечественные аналоги оборудования, материалов обходятся дешевле. Между тем в ходе кампании по импортозамещению мы уже сталкиваемся с мелким шантажом российского производителя, который настаивает на своем приоритете. Приходится доказывать, что, даже с учетом валютных рисков, импорт­ная продукция дешевле, чем наши аналоги, и зачастую лучшего качества».

Андрей Дунаев считает, что пора всерьез задуматься о том, насколько импортозависимы проектные компании. Так, основные средства производства разработчика – компьютеры – не производятся в стране. Программное обеспечение тоже импортное. Работают проектировщики в операционной системе Windows, чертят в AutoCAD, это все Autodesk – США.

«А если нам завтра не захотят это все продавать? – задает риторический вопрос Андрей Дунаев. – Министерство строительства обязало в 2016 году перейти на единые технологии, позволяющие проследить жизненный цикл здания от проектирования и строительства до полного его износа, но на это нужны средства».

И вновь – о велосипеде

Александр Батушанский напомнил, что импортозамещение в отрасли произошло само собой и сегодня не имеет никакого смысла «бороться с импортом централизованно», продуктивнее развиваться, используя девальвацию, и пытаться экспортировать наши технологии и услуги.

«Конкурировать надо не с самими собой, а с внешним рынком. Почему, например, у нас работают турецкие компании, а не мы предлагаем им свои услуги? И это задача, которую должен решать бизнес, не государство», – уверен эксперт.

Нет смысла, по мнению Кирилла Иванова, тратить ресурсы на то, чтобы догнать западные концерны, которые содержат крупные исследовательские институты и лаборатории, способные создавать высокотехнологичные продукты. «Мы должны развивать те направления, где пока держим первенство: космос, телекоммуникации. А уж если велосипед изобретен, то его лучше покупать».

На стройке
Не все представители строительной сферы уверены в том, что ориентироваться нужно лишь на отечественные продукты, кроме того, стройматериалы наших производителей ничуть не дешевле зарубежных, а иногда и дороже
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Михаил Ефименко тоже считает, что большого эффекта в полной замене импортных товаров нет, стремиться нужно к тому, чтобы наши аналоги либо новинки были по качеству и техническим параметрам не только не хуже, но и превосходили западные образцы и конкурировали на мировом рынке.

Лев Каплан убежден, что импортозамещение не должно стать фетишем и достигаться любой ценой, скорее, это способ подняться на более высокий технологический уровень развития. Процесс, по его словам, должен быть тесно связан с такими понятиями, как качество и инновации.

«Мы преуспели в производстве некоторых стройматериалов. Так, существенно сократился импорт светотехники, отделочных, теплоизоляционных материалов, которые ранее импортировались. И они соответствуют по качеству западным аналогам. Но надо признать, что импортная строительная техника надежнее и производительнее, как и системы автоматики, инженерное оборудование, – делает выводы Лев Каплан. – Ко всем этим проблемам нужен системный подход, а именно: аккумулирование инноваций, их экспертиза, включая лабораторные, полигонные испытания, экспертные заключения. Далее внедрение в нормативную базу для проектирования и проектно-сметного дела».

Роза Михайлова, Любовь Ежелева

СПРАВКА

Промышленность стройматериалов в последние 20 лет остается самым динамично развивающимся сектором экономической деятельности в России, последовательно отвоевывая рынок у иностранных поставщиков. На территории региона с 1998 года запущены в строй более 20 высокотехнологичных производств по выпуску цемента, керамического кирпича, пенобетона, теплоизоляционных, гидроизоляционных, отделочных, лакокрасочных материалов. Кроме того, вошли в строй предприятия по выпуску трубной продукции, сантехнического оборудования, светотехники. И тенденция, несмотря на кризисы, сохраняется в целом по стране.

В печатной версии название статьи – “Найти золотую середину” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 167, декабрь, 2015 г.)

Похожие сообщения

X