Актуальное

Инновационная политика: проблемы и прогнозы

Если экономический спад затянется, стоимость кредитов не снизится, предприятия вынуждены будут обращаться к опыту отечественных инноваторов.

Агрегат
До кризиса бизнес не проявлял большого интереса к прорывным технологиям – трансфер освоенных мировым рынком технологических решений обходился дешевле
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Создание, а не только обновление технологий может стать единственным источником роста в период кризиса и в дальнейшем. Согласно исследованию Всемирного банка, Россию ждут десятилетия стагнации из-за старения населения – работающих рук становится меньше, сокращаются нефтяные доходы. А из них большей частью формируется бюджет, средства которого в том числе идут на поддержку предприятий за счет госзаказа. Сейчас государство теряет способность поддерживать рост таким образом. Поэтому предприятиям ничего не останется, как повышать собственную производительность своими силами. «Путь развития инноваций и технологического экспорта – это фактически единственный оставшийся у нас потенциал роста», – говорит глава РВК Игорь Агамирзян.

Самый быстрый способ повысить собственную эффективность – скопировать существующие разработки, что делал российский бизнес последние 20 лет. Согласно выводам «Национального доклада об инновациях в России 2015», подготовленного РВК, российские компании обладают низкой восприимчивостью к новинкам и прорывным идеям: инвестиции в нематериальные активы в 3–10 раз ниже, чем у стран-лидеров. Существующий спрос в новациях удовлетворяется импортом технологий. У такой стратегии есть свои плюсы: есть накопленный мировой опыт, можно найти специалистов, способных внедрять и эксплуатировать передовое оборудование.

Но обостряется проблема доступа к финансовым ресурсам, которые нужны для приобретения этих технологий. Не первый год от бизнеса звучит жесткая критика в отношении монетарной политики: даже при некотором снижении инфляции кредиты не стали доступными.

В 3–10 раз ниже инвестиции в нематериальные активы в России, чем у стран-лидеров

С другой стороны, возможно, за такими заявлениями скрывалось нежелание участников рынка оптимизировать собственную деятельность или имело место отсутствие иного доступного способа развиваться, за исключением импорта технологий. Видимо, трансфер инноваций был дешевле и проще, чем процесс коммерциализации собственных инноваций, внедрение изобретений с нуля, поиск лучших отечественных разработок.

Затянуть пояса

Затяжной кризис может вызвать необходимость в отечественных инновациях. Если предприятия поймут, что выручка будет падать в течение длительного периода, а затраты расти, им придется искать иные способы оптимизации бизнеса. В этом случае единственный путь сохранить или увеличить прибыль – снижать затраты либо за счет сокращения масштабов бизнеса, либо за счет повышения эффективности работы.

Но пока ситуация далека от критической. Согласно исследованию PwC «Экономический спад в России: взгляд под углом 360 градусов», бизнес хотя и чувствует себя плохо, но сохраняет оптимизм. Опрошенные предприниматели рассчитывают на выход из кризиса в 2017 году, несмотря на то что 61% из них столкнулся с трудностями, 89% сократили объемы продаж, у 92% увеличились производственные расходы, практически все (80%) не имеют возможности финансировать новые проекты. В то же время немногие решаются отказаться от неэффективных методов ведения бизнеса и поиска новых управленческих решений. Иначе говоря, к переходу к новой бизнес-модели, в том числе основанной на инновациях, готовы далеко не все. Получается, что большинство компаний предпочли пересидеть кризис, потуже затянув пояса. Разумеется, при таких настроениях вряд ли можно рисковать и вкладываться в научные разработки с туманными перспективами заработка, когда есть надежда, что все вернется в прежнее русло.

Отечественные предприниматели рассчитывают на выход из кризиса в 2017 году, несмотря на то что практически все не имеют возможности финансировать новые проекты

Это хорошо иллюстрирует пример того, как компании реагируют на кризис. По данным PwC, многие предприятия, вместо того чтобы разрабатывать более дешевые виды продукции, решили изменить характеристики существующих товаров: они заменили материалы, из которых она производилась, на менее затратные образцы. В каких-то случаях это может не сказаться на качестве, но если потребитель заметит, что приобретаемый ранее продукт изменился, он может от него отказаться. В результате компании больше потеряют, чем сохранят.

Бизнес пока не предъявляет растущего спроса на инновации любого характера. По данным отчета McKinsey&Company «Эффективная Россия: производительность как фундамент роста», сейчас источник инноваций недостаточно развит и рассчитан лишь на долго­срочную перспективу. Основная проблема, препятствующая их распространению, состоит не в нехватке идей, а в невостребованности эффективных производственных инноваций среди российских компаний. Все понимают их значимость для развития, но в действительности условия для коммерциализации инноваций, в том числе бюрократические барьеры, не позволяют активизировать этот процесс.

Медленно и неуверенно

Основное препятствия для внедрения инноваций – неблагоприятная среда, подчеркивают эксперты РВК. Слабая защита прав собственности, что приводит к коротким горизонтам планирования руководством компаний, низкая конкуренция и отсутствие престижа профессии ученого затрудняют использование научных технологий на практике.

Робот
Государство пришло к выводу, что для развития инноваций нужно менять подход к реализации инновационной политики
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Власть предпочла делегировать это решение всем, кто заинтересован в развитии на основе инноваций. По словам председателя правительства РФ Дмитрия ­Медведева, «государство должно помочь сформировать благоприятную среду, сформулировав законы, обеспечив доступ капитала в важные секторы: здравоохранение, образование, создав специальную инфраструктуру в виде участия в технопарках, обеспечив регулирование рынка труда, поддержку образования, но комплексно решать все эти задачи, конечно, могут только все участники инновационного процесса – это прежде всего бизнес, наука, образование и потребители».

Но пока у участников процесса нет общего представления, как и какой дорогой идти. В своем докладе эксперты РВК отмечают, что сегодня нет четкого понимания, к чему должна привести инновационная политика, другими словами, нет видения «образа будущего», приоритетных направлений. Для того чтобы их сформировать, необходимо ориентироваться не только на государственные интересы, но и основываться на представлениях, практике всех заинтересованных лиц. Это предполагается сделать при помощи Национальной технологической инициативы.

«Необходимо обеспечить концентрацию ресурсов вокруг приоритетных направлений, таких как Национальная технологическая инициатива. В бюджете страны сегодня не так много денег, чтобы позволить себе их разбрасывать. Надо их сконцентрировать на действительно прорывных проектах. И, конечно же, повысить уровень подготовки кадров, потому что в центре процесса – человек, который создает инновации и их реализует», – заметил министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов.

Но без эффективной координации достичь таких целей невозможно. Сейчас взаимодействие между общественными, государственными, коммерческими институтами в процессе интеграции потенциала науки, бизнеса и образования недостаточно развито. «Существует проблема отсутствия координации между стратегиями развития экономики и науки. Сейчас научные планы формулируются внутри академического сообщества, в то время как исходить надо из экономических задач», – отметил ­заместитель генерального директора РВК Евгений КузнецовПо его словам, такая нестыковка иногда убивает хорошие инициативы, которые могли бы дать неплохие результаты.

Государство пришло к выводу, что для развития инноваций нужно менять подход к реализации инновационной политики. Заявленные идеи разумны, но говорить о том, что они найдут моментальное воплощение, не приходится. Придется подождать стабилизации экономики. В этом случае возникает вопрос, насколько будут востребованы сегодняшние разработки, идеи и новинки через несколько лет. Спад в экономике приведет к уходу с рынка мелких и средних игроков, что создаст дополнительные возможности для роста продаж без технологических улучшений. С другой стороны, если этого не произойдет, действия властей могут существенно облегчить трудности предприятий в случае затягивания кризиса.

По материалам форума «Открытые инновации» подготовил Алексей Дагаев

В печатной версии название статьи – “На словах и на бумаге” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 167, декабрь, 2015 г.)

Related posts

X