Актуальное

Как работает Российская система качества: интервью с замруководителя

Добровольная сертификация по стандартам Роскачества помимо характеристик продукта включает еще и параметр локализации, или данные о том, насколько товар может считаться российским.

Илья Лоевский
Илья Лоевский
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В России насчитывается около 1400 знаков, обозначений, премий, придуманных с одной целью – убедить покупателей в том, что они приобретают качественный товар. Действительное же качество продукции нередко оказывается на весьма низком уровне, что подрывает доверие не только к плодящимся в стране маркетинговым ухищрениям, эксплуатирующим понятие качества, но и к отечественной продукции в целом. За год, прошедший после последнего исследования, доверие россиян снизилось еще примерно на 3%.

Российский рынок настолько заполонили различные знаки качества, что потребитель перестает им доверять, – это и зафиксировало очередное исследование ВЦИОМ. Новой организации, которая наделена полномочиями заниматься проблемой качества российских и импортируемых товаров, будет непросто вернуть доверие населения. На это может уйти не один год, полагает Илья ­Лоевский, заместитель руководителя Российской системы качества (Роскачества), созданной 30 апреля 2015 года по инициативе правительства. В минувшем августе организация провела первые закупки товаров в отечественных магазинах – детские сандалии и трикотажное белье для новорожденных, а в конце октября – подсолнечное масло и майонез в Санкт-Петербурге, Москве и Казани.

– Когда мы создавали Роскачество, то тщательно изучили опыт Российской империи, в частности знак «Поставщик двора его императорского величества», и со­временный зарубежный опыт. Одной из организаций, на которые мы ориентируемся, является немецкая Stiftung Warentest. Она начала свою деятельность в 60-х годах прошлого века, то есть существует уже примерно 50 лет, и сегодня в Германии доверие к ней гораздо выше, чем к полиции, армии и церкви.

Безусловно, доверие заслуживается не за один год. В том же исследовании ВЦИОМ, на которое вы сослались в части, касавшейся коммерческих знаков и премий, отмечается, что доверие к товарам, обозначенным государственными знаками типа ГОСТ, за последний год выросло на 5%. Это очень высокий показатель. Тренд рынка таков, что люди начинают больше доверять товарам, на которых есть государственные обозначения.

Товарная тележка
По данным ВЦИОМ, доверие к товарам, обозначенным знаками ГОСТ, за последний год выросло на 5%
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Количество всяческих претендентов на гарантирование качества таково, что в них невозможно разобраться, а самое главное – они не способствуют повышению качества продукции. Именно поэтому создана организация, которая является оператором государственного Знака качества и реально может гарантировать соответствие товаров его требованиям. Наша деятельность, уверен, создаст необходимую репутацию Роскачеству. Мы предоставим российским потребителям достоверную информацию о товаре, на основе которой можно делать осознанный выбор.

– Какие цели преследует правительство, создав Российскую систему качества?

– Их несколько, но они проистекают из двух общих. Первая – содействие повышению качества российских товаров. Вторая – содействие росту экспортного потенциала российских производителей.

– А что такое качество? Мы знаем содержание этой категории? Это соответствие ГОСТам?

– Это понятие довольно размыто. В данный момент в России только такая категория, как безопасность товаров, является обязательной. А качество по российским законам вещь добровольная.

– Чем же вы оперируете? Философским понятием?

– Нет. Мы наполняем это понятие конкретным содержанием. Мы создаем стандарты качества для каждой товарной группы. По этим стандартам мы и будем оценивать продукцию, которая есть на рынке. К созданию стандартов привлекаем ведущие экспертные силы страны, в том числе производителей, общества по защите прав потребителей, профильные институты и ассоциации.

Для того чтобы наши стандарты стали национальными, организовали проектно-технический комитет номер 702 при Росстандарте, который стал одним из 300 проектно-технических комитетов этого ведомства. Комитет 702 занимается разработками стандартов качества с шифром ГОСТ Р.

Определив товарную категорию, обсуждаем ее стандарт с участниками рынка, ведущие эксперты решают, какие параметры необходимо ужесточить. Стандарты с шифром «Российская система качества» находятся либо на верхних границах ГОСТов, либо превосходят их. В наши стандарты, помимо качественных характеристик продукта, включен еще параметр локализации, то есть насколько данный товар может считаться российским.

Товарные полки
Стандарты с шифром “Российская система качества” находятся либо на верхних границах ГОСТов, либо превосходят их
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

После того как мы создали стандарт и обсудили со всеми заинтересованными сторонами, мы направляем его в Росстандарт на утверждение. Сегодня в нашем распоряжении уже 18 стандартов качества: для растительного масла, майонеза, мороженого филе трески, пищевой соли, слабосоленого тихоокеанского лосося, детской обуви, детского трикотажного белья, махровых полотенец, подушек, одеял и так далее. Следом мы займемся стандартами для икры, сельди, маринованных огурцов, сливочного масла, риса, муки, натурального меда, сорочек для мальчиков и подростков, а также взрослых мужчин, кожаной обуви. В общем, к 2020 году у нас должно быть готово 80 стандартов.

Принципы отбора

– Почему именно такой набор товаров? Как вы определяете товарные категории, на которые вашей организации следует обратить внимание?

– Категории сформированы экспертами, входящими в рабочую группу по созданию Роскачества, в соответствии с рекомендациями профильных министерств – Минпромторга России и Минсельхоза России – исходя из отраслевых стратегий развития и импортозамещения. В дальнейшем к выбору товарных категорий для исследований планируется привлекать широкую общественность, в том числе путем проведения открытых голосований на информационном портале Российской системы качества и в СМИ. Выбор товарной группы в основном зависит от спроса на рынке, объемов продаж. Например, шляпки с пером не являются массовым товаром повсе­дневного спроса. Да, на женщинах они смотрятся эффект­но, но они уже не являются обязательным аксессуаром, как это было в XIX веке, например. А вот подсолнечное масло или майонез, рубашки или обувь разного вида – товары повседневного спроса, которые приобретаются в большом количестве.

– Как вы выбираете лаборатории, которые для вас исследуют товары?

– Привлекаем только те лаборатории, которые зарегистрированы в Росаккредитации и имеют аккредитацию по интересующей нас товарной группе. Рассылаем приглашения всем лабораториям и среди откликнувшихся проводим отбор, который состоит из двух этапов. Сначала смотрим документы этих лабораторий: не просрочен ли сертификат об аккредитации и прочие бумаги, а также наличие современного оборудования и высококвалифицированного персонала.

Покупатели
Лоевский: В этом году мы планируем исследовать 30 категорий продовольственных и непродовольственных товаров
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Затем проводим межлабораторные сличительные испытания (МСИ). Берем образец продукции, который будем исследовать, разделяем его на количество лабораторий, прошедших первый этап, и отдаем им вместе с методикой испытаний. Результаты сравниваем со средним, наиболее объективным показателем. Те лаборатории, которые предоставили более точный результат, допускаются до участия в веерных исследованиях.

Чтобы было понимание о масштабах, скажу, что на данный момент в России «живых» лабораторий, то есть тех, которые имеют аккредитацию и все, что необходимо для работы, примерно 2000. На наш первый призыв откликнулись более 300 лабораторий, исследующих как пищевую, так и промышленную группу товаров. В результате сличительных испытаний у нас сформировался пул из 65 лабораторий по промышленной и 27 по пищевой группам товаров.

Эти лаборатории доказали, что с ними можно сотрудничать, однако и среди них мы будем проводить МСИ по каждой товарной категории и отбирать несколько лабораторий в зависимости от количества образцов, которые надо исследовать. С ними мы заключаем договор. По предоставленной им методике они проверяют товар на соответствие параметрам, прописанным в стандарте качества.

Все купить, обезличить и зашифровать

– Как попадают товары с прилавков в лабораторию?

– Сертифицированные эксперты по нашей команде приобретают товар в магазинах, обезличивают его, то есть снимают все опознавательные знаки, и шифруют – наклеивают шифр, который получают от нас заранее. На данном этапе мы не различаем отечественный и импорт­ный товар. Берем всю выбранную товарную категорию – от 8 до 80 товаров, бывает и больше. После этого товар попадает в лабораторию. Хочу подчеркнуть, что товар мы не берем у производителей. В этом вопросе мы с ними не сотрудничаем. Все закупается в розничных магазинах. Лаборатории получают зашифрованные образцы, исследуют их и присылают нам результаты.

– Закупки начались в августе. Сколько товарных категорий находится на исследовании?

– Некоторые исследования завершаются. В этом году мы планируем исследовать 30 категорий продовольственных и непродовольственных товаров. Примерно поровну.

– Вы предполагаете заниматься только продовольственными и промышленными товарами широкого потребления? Строительные материалы, например, попадут в сферу вашего внимания?

– В планах на 2016 год у нас есть краски и сухие смеси. Мы активно сотрудничаем со строительным рынком в плане включения в нашу работу новых категорий товаров. Но поскольку мы закупаем товары в магазинах, то, естественно, это будут только те товары, которыми пользуются наши сограждане. Мы не будем заниматься, к примеру, промышленным бетоном.

Полная открытость

– Что ждет производителей некачественного товара и тех, кто укладывается в ваши стандарты?

– Все результаты, сведенные в общий отчет, в обязательном порядке (исключений ни для кого не делается) публикуются на нашем сайте. О товарах, которые будут признаны небезопасными, мы сообщим в Роспотребнадзор, который выполняет надзорные функции. Сотрудники этого ведомства займутся нарушителями федерального закона. У нас нет контрольных функций.

Мы никак не влияем на цену – мы ее не регулируем. Я не исключаю роста цен – это маркетинговый выбор производителя и продавца

Товары, которые соответствуют нашим стандартам ГОСТ Р, разделяем на две категории – российские и импортные. Российским производителям качественного товара направляем публичную оферту – предлагаем пройти документарную и физическую оценку производства.

В этом вопросе сотрудничаем с Торгово-промышленной палатой, у которой есть квалифицированные эксперты. В основном мы пользуемся их услугами, когда возникает необходимость проверить производство. Даем им нашу методику, разработанную в ходе подготовки стандартов. Если выяснится, что товар произведен в России и из российского сырья или компонентов, то ему будет присвоен российский Знак качества.

– Сколько это стоит?

– Производителю и торговым сетям – ни копейки. Всю работу финансирует государство.

– Есть ли гарантии, что полученный Знак качества со временем не превратится в индульгенцию?

– Конечно. Знак качества выдается не производителю, как во времена СССР, а только конкретному товару на два-три года в зависимости от категории. В договоре на использование товарного знака прописывается возможность проверок, как плановых, так и внеплановых, и в каких случаях они могут проводиться – при получении жалоб, например. Так что роль общественности в этом деле крайне высока.

– Зачем потребовалось создавать собственные стандарты при существовании ГОСТов?

– Прежде всего стандарты, которые мы создаем, соответствуют современным материалам, технологиям производства, знаниям о том, что такое качественный товар в наше время. ГОСТ Р находятся либо на верхней границе существующих ГОСТов, либо превосходят их. В некоторых случаях наши стандарты гораздо строже. Росстандарт и мы называем их опережающими. Отличий много в каждом стандарте. Повышение требований необходимо – человечество не стоит на месте. Но особо отмечу, что все стандарты разрабатываются ведущими экспертами, отраслевыми институтами и не оторваны от реалий современной России и мира. Можно, конечно, написать в стандартах то, о чем мечтаешь, но если это будет невозможно выполнить, то обнаружится, что на рынке нет такого товара. Зачем такой стандарт тогда нужен? Поэтому наши стандарты более строгие, чтобы быть еще одним стимулом для производителей двигаться вперед, но абсолютно здравые, чтобы их можно было выполнить.

Зонт
Все стандарты разрабатываются ведущими экспертами, отраслевыми институтами и не оторваны от реалий современной России и мира
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Качественные товары в России есть

– И какой резон производителям напрягаться, чтобы уложиться в ваши стандарты? Достаточно соблюсти параметры безопасности, чтобы не иметь неприятностей.

– Объем продаж качественного товара, это подтверждает мировой опыт, может вырасти на 20–60% благодаря тому, что на его упаковке появляется знак качества, которому доверяют покупатели. Это очень серьезный экономический стимул. Понятно, что такой эффект не будет достигнут за один год, но в недалекой перспективе получится, что производители, которые выпускают качественный и российский товар, обретут очевидные экономические преимущества в виде роста объемов продаж, удержания рынка. Кто не будет стремиться к признанию качества их продукции, окажется в проигрыше.

Мы не сотрудничаем с производителями, мы не рассматриваем возможность выдавать Знак качества безосновательно. У нас есть четкие регламентированные процедуры, которым мы неукоснительно следуем. Когда выйдем с достаточно большим количеством исследований и выдадим знаки качества, их ценность будет возрастать вместе с нашей репутацией. Чем больше лет мы будем этим заниматься, тем больше опыта накопим, тем выше будет ценность Знака качества.

Между прочим, вопреки сложившемуся стереотипу в России довольно много производителей качественного товара. И когда конъюнктура рынка станет более благоприятной – закончатся санкции, – тогда появится возможность экспортировать этот товар. Это тоже стимул.

У российского Знака качества очень хорошие перспективы, потому что в России много хороших производителей и товаров, которые не хуже зарубежных

Кстати, для продвижения отечественного качественного товара мы немало делаем: занимаемся гармонизацией наших стандартов с западными, проводим работу по продвижению на мировых рынках идеи российского Знака качества. Надеемся, что к тому моменту, когда рыночная конъюнктура улучшится, у производителей качественного российского товара, выпущенного в соответствии с гармонизированными стандартами, появится возможность более свободного выхода на внешние рынки.

Выбор остается за покупателем

– Почему-то мне кажется, что Знак качества будет способствовать существенному росту цен. Во всех странах более качественное становится дороже, но у нас производитель сразу переведет отмеченный товар в премиум-сегмент и вздернет цену в разы, хотя затраты на его производство не изменятся. Особенность нашего менталитета, что ли.

– Я не исключаю, что у отмеченного Знаком качества товара цена поднимется. Это дело производителя или продавца, их понимания ценовой политики. Но могу раскрыть вам эксклюзивную информацию, касающуюся первых результатов наших исследований. Не буду пока называть товар. Мы были очень удивлены, когда выяснилось, что в одной из категорий товар СТМ, то есть продаваемый под брендом магазина (такой товар обычно дешевле аналогов с другими брендами), оказался гораздо качественнее конкурентов, позиционируемых в более дорогой ценовой категории. Так что высокие цены не гарантируют более высокого качества, и, надеюсь, наоборот.

Мы никак не влияем на цену – мы ее не регулируем. Повторюсь, я, конечно же, не исключаю роста цен – это маркетинговый выбор производителя и продавца. Хотя на росте объемов реализации, не исключаю, возможно, заработать больше. Надо считать. К тому же у покупателя никто не отнимает права выбора. Мы предоставим ему информацию о качественном и плохом товаре, а он уже будет принимать самостоятельное решение – купить качественный отечественный продукт или что-то более дешевое, но как минимум безопасное.

Роскачество будет постоянно контролировать качество товара. Любое изменение в худшую сторону немедленно повлечет изъятие Знака качества и информирование потребителей об этом.

Строительные смеси
Роскачество будет постоянно контролировать качество товара. Любое изменение в худшую сторону немедленно повлечет изъятие Знака качества и информирование потребителей об этом
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Будет ли ваша деятельность иметь какое-то воздействие на проблему попадания товаров на прилавки крупных сетевых магазинов, на получение ими «входного билета»?

– Мы этой проблемой не занимаемся. Однако, как я уже говорил, сотрудничаем с союзами розничных сетей, в том числе и в образовательном направлении. Часто выступаем перед членами этих союзов и объясняем руководству сетей, в чем преимущество товаров со Знаком качества. Так что косвенно помогаем качественным товарам попасть на лучшее место на прилавке. И второй момент – поскольку мы покупаем товары в розничных магазинах, то этот товар уже на полке. Таким образом, речь идет о расширении его присутствия. И в этом смысле это полностью укладывается в нашу концепцию – российский качественный товар должен быть широко представлен на прилавках наших магазинов.

– Сколько времени занимает процесс исследования от начала до опубликования результатов?

– Сейчас, так как мы только начинаем, процесс от момента включения категории в реестр до выдачи знака, включая разработку стандарта, проведение закупок, исследования товара и производства, получается довольно продолжительным – четыре-пять месяцев. Стремимся к тому, чтобы сократить время до двух – двух с половиной месяцев. Быстрее не получится. Но мы исследуем одно­временно несколько категорий. И задача, которая стоит на следующий год, очень, на мой взгляд, амбициозная – проводить веерную закупку каждую неделю. То есть примерно 48–50 исследований в год. Это очень сложная задача.

– Производителям, продавцам и потребителям, похоже, ваша деятельность сулит пользу. А лаборатории что будут иметь?

– Руководство Росаккредитации и Ростандарта, в ведении которых находятся лаборатории, отмечает, что наша работа для них очень полезна: мы развиваем рынок лабораторий, они совершенствуют методики исследований, приобретают богатый опыт. Ответственность лабораторий за качество исследований, как материальная, так и репутационная, очень высока. Это прописано в договоре. Лаборатория, которая с нами работает, может выполнять и другие заказы. Но если выяснится, что товар, исследуемый нами, не соответствует стандартам безопасности, а лаборатория ранее тестировала его, могут возникнуть вопросы у контрольных органов. Об обнаруженном несоответствии мы, конечно же, их оповестим. Поэтому лаборатории начинают понимать, что теперь они стоят перед очень серьезными репутационными рисками.

Строительные смеси
Иностранные производители уже сегодня спрашивают о возможности получить российский Знак качества
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Наконец, лаборатории прилично зарабатывают, сотрудничая с нами. Объемы работ большие. Мы оплачиваем их работу по рыночной цене, со скидками, естественно, за объемы. Более того, мы планируем существовать много лет, а значит, они получают предсказуемый денежный поток.

– В начале нашей беседы вы назвали второй большой целью Роскачества – поддержку российского экспорта. Учитываемый вами при выдаче Знака качества уровень локализации должен стимулировать иностранные компании размещать производство на территории России?

– Совершенно верно. Мы ведем разъяснительную кампанию среди иностранных производителей. Впрочем, они и сами понимают выгоду размещения производства в России и ценность для них государственных знаков качества. Уже сегодня они спрашивают нас о возможностях получить российский Знак качества. Мы знакомим их с необходимым для этого уровнем локализации по каждой категории товаров.

Ведем серьезную информационную кампанию. У российского Знака качества очень хорошие перспективы, потому что в России много хороших производителей и товаров, которые не хуже зарубежных. Наша задача – сделать все, чтобы у покупателей, российских или иностранных, надпись «Сделано в России» ассоциировалась с хорошим качеством.

И все же прежде всего нам необходимо кормить и одевать россиян, делать достойный товар для себя. Можно бесконечно жаловаться, что у нас ничего нет, что у нас ничего не получается. А можно что-то делать, чтобы начало получаться. Лично мне интересно делать. И если нам удастся что-то сделать, чтобы российские товары стали лучше и нам хотелось бы их покупать, прекрасно. Если в результате у производителей появится возможность выйти на внешние рынки, замечательно. Это не случится завтра. Мы все живем в реальном мире. Но если к этому стремиться и по-честному предпринимать определенные усилия, то желаемое обязательно случится.

Александр Сычев, Москва

В печатной версии название статьи – “Главное – для себя” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 167, декабрь, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X