Актуальное

Энергоэффективность: как снизить расходы предприятий

Потребности промышленности могут привести к расширению финансовых продуктов, направленных на выполнение энергосберегающих проектов.

Станция
Решение задач по энергоэффективности становится одним из способов снижения расходов предприятий и их конкурентным преимуществом на сокращающихся рынках
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Старт затянулся

Несмотря на то что энергоэффективность и энергосбережение входят в пятерку стратегических направлений приоритетного технологического развития России, темпы достижения ключевых показателей снижения энергопотребления пока очень далеки от намеченных.

По данным Минэнерго РФ, заявленным на Международном форуме по энергоэффективности и энергосбережению ENES-2015, Россия в 2015 году по сравнению с 2007 годом снизила энергоемкость экономики примерно на 9%.

Следовательно, несмотря на осуществление многочисленных программ по повышению энергоэффективности, глобального прорыва достичь не удалось. Вместе с тем уровень энергоемкости становится ключевым фактором конкурентоспособности российской экономики: по подсчетам экспертов, сокращение энергоемкости на 2,5% в год равносильно производству дополнительных 200 млн т условного топлива.

Учитывая, что соотношение затрат между инвестициями в энергосбережение и затрат, необходимых для генерации энергии, соответствующей сэкономленному количеству, составляет 1/2,5, реализация энергосберегающих мероприятий требует в три-четыре раза меньше инвестиций, чем затраты на соответствующее увеличение производств энергии, в том числе на рост добычи топливноэнергетических ресурсов.

Согласно опросу, проведенному Аналитическим центром при Правительстве РФ, именно высокие затраты на энергоресурсы и их негативное влияние на конкурентоспособность предприятия указали в качестве основной причины своего интереса к мерам по энергосбережению 80% предприятий.

Более 90% компаний имеют подразделения или сотрудников, отвечающих за энергопотребление и энергосбережение. Из них подавляющее большинство используют в качестве источника финансирования только собственные средства.

С момента принятия Федерального закона № 261-ФЗ вопросам энергосбережения уделяется большое внимание: за предшествующие годы правительством был принят ряд законодательных актов, направленных на практическое применение закона, а объем бюджетного финансирования на реализацию энергосберегающих мероприятий составляет несколько миллиардов рублей ежегодно.

Согласно выводам Аналитического центра при Правительстве РФ, принятые документы сформировали комплекс мер для решения вопросов энергоэффективности, но мало затронули промышленные предприятия, которым по разным причинам сложно воспользоваться этими инструментами.

Кроме того, промышленный сектор оказался выведен из зоны ответственности и влияния местных властей на региональном и муниципальном уровнях. Как показывает отчет Аналитического центра, разделы по энергосбережению в промышленности присутствуют всего лишь в 42 региональных программах; при этом серьезные подпрограммы, включающие комплексы логически взаимосвязанных мероприятий и индикаторов их выполнения, имеют только десять регионов. Развитые и тонкие механизмы поддержки работ по энергосбережению в различных сферах экономики заложены не более чем в пяти-семи программах.

В 3-4 раза меньше инвестиций требуется на реализацию энергосберегающих мероприятий, чем на соответствующее увеличение производств энергии, включая добычу топливно-энергетических ресурсов

Меры государственной политики для промышленности ограничены. Они представлены созданием системы мониторинга энергоэффективности и справочных ресурсов в помощь хозяйствующим субъектам, определенными ограничениями и требованиями, а также рядом стимулирующих механизмов. Поэтому промышленность сегодня ставит вопрос о том, чтобы в федеральных правовых документах как можно четче были прописаны права на налоговые льготы, условия субсидирования затрат на погашение кредитов, правила амортизационных отчислений, тарифное регулирование.

Кроме того, производители заинтересованы в разработке необходимых банковских продуктов и доступности проектного финансирования, чтобы иметь возможность пользоваться услугами финансово-кредитных учреждений уже сейчас, когда самостоятельно финансировать энергосберегающие проекты становится практически невозможно и приходится искать внешние источники финансирования.

Инструменты для промышленности

Отмечая закредитованность большинства предприятий и связанные с этим ограничения по финансированию энергосберегающих мероприятий, генеральный директор ООО «Сберэнергодевелопмент» Владимир Усиевич полагает, что в кризис надо взять паузу: за это время промышленники могут научиться разрабатывать решения с привлечением стороннего капитала, которые можно будет реализовать, как только экономическая ситуация улучшится. По его мнению, есть несколько перспективных инструментов использования сторонних средств для повышения энергоэффективности: аутсорсинг, лизинг, концессии, инвестиционное проектирование и энергосервисный контракт.

За последний год энергосервису уделяется особенно много внимания. В конце 2013 года было подписано распоряжение правительства РФ № 2445-р об утверждении плана реализации госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. План содержит ключевые события и мероприятия госпрограммы, их поэтапное выполнение, а также планы «дорожных карт».

Год назад в правительстве РФ утвержден план мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг, призванный ликвидировать пробелы в законодательстве и уточнить механизмы госрегулирования энергосервисных контрактов. Он касается преимущественно мероприятий в государственном и муниципальном секторах и организаций с регулируемыми видами деятельности.

Весной 2014 года крупнейшие участники энергосервисного рынка консолидировали усилия и создали Российскую ассоциацию энергосервисных компаний (РАЭСКО). Новая организация стала площадкой по подготовке и обсуждению проектов нормативных правовых актов, формированию методологии, а также обучению специалистов новым требованиям.

По данным «РЭА» Минэнерго, в 2015 году на рынке энергосервисных услуг работает более 100 энергосервисных компаний. Наибольшее число контрактов (более 300) заключено в бюджетной сфере. Самые крупные энергосервисные договоры (с объемом инвестиций до 1,6 млрд рублей на проект) приходятся на тепловые источники и промышленность.

В 2015 году в связи с падением цен на нефть и неблагоприятной внешнеполитической конъюнктурой, которые привели к необходимости оптимизации бюджетных расходов, было фактически приостановлено софинансирование за счет средств федерального бюджета региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

С одной стороны, это отразилось на снижении объемов средств региональных и местных бюджетов, направляемых на энергосберегающие мероприятия. Кроме того, выросли процентные ставки по кредитам, а инвестиционные программы регулируемых организаций и мероприятия по энергосбережению, осуществляемые в промышленности и энергетике, сократились.

С другой стороны, эксперты ждут оживления на рынке энергосервисных услуг. Возможности привлечения банковских кредитных средств на финансирование энергосервисных проектов по-прежнему ограничены, но по крайней мере они уже не вызывают отторжения в банковском сообществе.

Сравнение видов финансирования
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

В качестве одной из причин, почему коммерческие банки неохотно идут на кредитование энергосервисных контрактов, советник председателя правления Банка ОАО «Банк Санкт-Петербург» Юрий Евстифеев называет финансовую несостоятельность энергосервисных компаний.

«Речь идет не о том, что банки не имеют эффективных средств, – схема финансирования как раз отработана, – говорит он. – Проблема в том, что энергосервисная компания представляет собой небольшую организацию, которая прекрасно знает свою сферу, обладает хорошими связями и специалистами, но все это невозможно конвертировать в капитал. А коммерческий банк прежде всего смотрит на наличие или отсутствие оборотных средств, залога или иного средства обеспечения кредита».

Иная ситуация складывается в дочерних банковских структурах, специально созданных для работы с энергосервисными договорами. Но и в этом случае к реализации принимаются проекты с максимальным потенциалом снижения энергозатрат и небольшими сроками окупаемости.

Так, модернизация систем освещения может обеспечить сокращение энергопотребления на 35%, модернизация объектов тепло- и электрогенерации, систем теплоснабжения – на 25–40%, энергетической инфраструктуры промышленных предприятий – на 20–35%.

При этом финансирование контрактов в половине случаев все равно осуществляется не по классической схеме энергосервиса, которая учитывает исключительно экономию топливно-энергетических ресурсов в соответствии с требованиями ФЗ-261 и ПП-636.

Например, ООО «ГПБ-Энергоэффект» реализует несколько капиталоемких проектов по другим схемам. Это инвестиционный договор по реконструкции двух котельных c увеличением установленной мощности с 41 до 105 Гкал/ч с объемом инвестиций более 1 млрд рублей за семь лет; «расширенный» энергосервисный контракт с ОАО «Теплоэнерго» на модернизацию котельных в Нижнем Новгороде (более 2 млрд рублей за семь лет); рефинансирование энергосервисного контракта.

ООО «Каскад-Энерго» по модернизации системы уличного освещения в Калуге (125 млн рублей).

Существует необходимость расширения понятия энергосервиса, констатирует директор по продажам «ГПБ-Энергоэффект» Ксения Абалина. Формальные требования законодательства (ФЗ-261, ПП-636) ограничивают энергосервис, не позволяя учитывать эффекты от перехода на другой вид топлива, увеличения мощности оборудования, снижения эксплуатационных затрат.

Не более чем в 5-7 региональных программах заложены развитые механизмы поддержки работ по энергосбережению в различных сферах экономики, включая промышленность

В то же время такая форма договора, как расширенный энергосервисный контракт, дает возможность учесть экономию ТЭР и прочих затрат, а при составлении смешанной формы договора платежи формируются исходя из требований по возврату инвестиций, но при этом учитывается получаемая клиентами экономия.

Перспективы энергосервиса

Российский энергосервис отличается от зарубежного прежде всего сроками контракта. В Европе можно заключить договор на срок от 10–15 лет, если речь идет о крупном объекте, до 25 лет, если проектируется объект малой энергетики. В России, с учетом постоянно обновляемого законодательства и неустойчивой системы экономических взаимоотношений, энергосервисный контракт можно рассчитывать на срок в два-пять, максимум семь-восемь лет.

«Для продвижения энергосервисных контрактов важно, чтобы в этот бизнес приходили консалтинговые инжиниринговые компании с хорошим опытом подготовки инвестиционных продуктов, с грамотной инженерией, с хорошими связями с потенциальными инвесторами и надежной репутацией. Тогда они будут работать для потребителя, не оглядываясь на конкретного поставщика оборудования, – рисует перспективы энергосервиса Владимир Усиевич. – Для такой компании не обязательно располагать собственным капиталом. В России может быть очень востребован вариант, когда заказчик сам выступает инвестором и оплачивает энергосервисной компании реальные затраты, которые та понесла на подготовку и реализацию проекта».

Юрий Евстифеев также обращает внимание на профессионализм специалистов энергосервисной компании: «По мере развития энергосервиса появятся «коробочные» продукты финансирования контактов, как это происходило с другими видами кредитования. И хотя банки приветствуют такие решения, энергосервисные проекты, скорее всего, будут рассматриваться каждый раз индивидуально, потому что двух одинаковых проектов в энергосервисе нет, даже если речь идет о котельных равной мощности. Это означает, что проекты придется готовить очень тщательно, чтобы избежать даже теоретических рисков».

Коммуникации
Если речь идет о частной компании, которая хочет быть уверенной в получении финансирования, лучше потратить от 1,5 до 3%
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Пока, как отмечают эксперты, пробелов в предлагаемых проектах много. Поэтому, если речь идет о частной компании, которая хочет быть уверенной в получении финансирования, лучше потратить от 1,5 до 3% стоимости проекта на привлечение опытных и грамотных специалистов для составления качественного технико-экономического обоснования или бизнес-плана.

Еще одна актуальная для энергосервисных компаний проблема связана с верификацией показаний приборов учета, на основании которых делаются выводы об экономии ресурсов.

В РАЭСКО провели анализ судебных дел по энергосервисным контрактам в арбитражных судах. Всего с момента принятия ФЗ-261 по сегодняшний день в РФ их насчитывается 3334, причем 100% этих дел связаны с расчетами. Обеспечить верификацию на промышленном объекте по всем видам ресурсов, сжатому воздуху, отоплению, кондиционированию означает выполнить многофакторный анализ. Без дополнительного обучения с этим не справиться, а в России всего четыре специалиста, которые имеют международный сертификат по измерению верификации. Поэтому ассоциация ставит перед собой задачу увеличить количество таких специалистов в разы, создать бизнес-кейсы и разработать компьютерную, адаптированную для российских предприятий программу.

По этому же пути сейчас идут крупные промышленные производства, которые «ушли» от удельных расчетов, установили приборы технического и коммерческого учета ресурсов, создали собственные программы анализа данных. Это помогает им реализовать энергоменеджмент, планировать сберегающие мероприятия и тем самым повышать энергетическую эффективность.

Хорошим подспорьем для предприятий и энергосервисных компаний может стать стандарт, разработанный в РАЭСКО на основе международных стандартов ISO 50 015 и ISO 50 006, который в том числе упрощает правила формирования «базовых линий» и содержит обязательные документированные процедуры измерений. Кроме того, это будет первый стандарт, где определение и описание многих понятий энергосервисного контракта будет совпадать с международной терминологией.

Татьяна Рейтер

В печатной версии название статьи – “Инвестиции в энергосбережение” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 167, декабрь, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X