Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Как в России поддерживают экспортеров

Повышение конкурентоспособности российского бизнеса на мировом рынке тесно связано с развитием несырьевого экспорта. В связи с этим важную роль в интернационализации деятельности отечественных компаний играют институты международного сотрудничества.

Перспектива
И российский, и зарубежный бизнес в равной степени заинтересован в более тесном сотрудничестве и расширении рынков
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Согласно статистике Федеральной таможенной службы, в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего прирост объемов несырьевого экспорта составил 11%. Хотя к началу осени темпы роста снизились до 2,5%, годовые итоги, скорее всего, позволят говорить об увеличении экспортных поставок.

Несмотря на осложнения из-за введения санкций, и российский, и зарубежный бизнес в равной мере заинтересован в более тесном сотрудничестве и расширении рынков. Если для российских компаний важно не утратить экспортную составляющую, то иностранным фирмам сотрудничество открывает возможности по расширению сбыта.

Для того чтобы отечественные компании могли успешнее развивать экспортные продажи, в стране созданы специальные организации и фонды, а банки предлагают программы поддержки экспортеров.

В Санкт-Петербурге работает совет по развитию экспорта, в который входят представители власти и профильных комитетов, а также деловые и кластерные объединения. Инфраструктурную поддержку оказывают Внешэконом­банк, Региональный интегрированный центр, Центр развития и поддержки предпринимательства, компания «ЭкспоФорум-Интернэшнл».

Комплекс мер по поддержке экспорта включает инициативу «Экспортный лифт», состоящую из нескольких направлений: программа обучения «Университет экспорта», семинары о ведении бизнеса в различных странах, питч-сессии «Экспортный лифт». Также оказывается маркетинговая поддержка, реализуется трансфер технологий и инноваций. Для поддержки института экспорта созданы специальные программы. Еще одним механизмом интернационализации являются международные совместные проекты и развитие приграничного сотрудничества.

Запустить экспортный лифт

По информации исполнительного директора Enterprise Europe Network-Россия Максима Баланева, в Санкт-Петербурге за последние три года более 300 компаний получили поддержку на сумму более 20 млн рублей.

«В Петербурге накоплен огромный потенциал научно-технических исследований в таких отраслях, как информационные технологии, медицина, радиоэлектроника, – говорит Максим Баланев. – Задача компаний – овладеть инструментами финансирования международных НИОКР и научиться грамотно пользоваться имеющимися программами».

Проект Enterprise Europe Network – Европейская бизнес-инновационная сеть – Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса – был запущен в 2015 году с целью финансирования инноваций и создания инструментов по трансферу технологий. В него вошли более 600 организаций из разных стран мира. В России планируется развернуть сеть региональных интегрированных центров, в которых предпринимателей будут консультировать по вопросам таможенных правил ЕС, развития программ по поддержке инноваций, применения стандартов качества и технических регламентов, а также защиты интеллектуальной собственности.

Меры поддержки разрабатываются и в Минэкономразвития, где хотят создать целостную систему экспорта, с помощью которой будут стимулироваться компании-экспортеры и государственные органы, работающие в данном направлении. Недавно в структуре Внешэконом­банка при поддержке правительства РФ создан Российский экспортный центр (РЭЦ) – государственный институт поддержки экспорта. Его работа предусматривает режим «единого окна» с предоставлением полного спектра услуг – от проведения первичных консультаций до помощи в оформлении экспортных сделок.

«Вопрос поддержки экспорта не является чем-то новым, – говорит заместитель директора департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности ВЭБ Михаил Антипов. – В связи с поручением президента ежегодно увеличивать экспорт на 6% и имея новые целевые показатели, мы критически пересмотрели сложившийся алгоритм, чтобы понять, что мы делаем правильно, а что нет».

По словам специалиста, меры поддержки делятся на финансовые и нефинансовые. Говоря о нефинансовых стимулирующих мероприятиях, он ссылается прежде всего на информационную поддержку экспортеров, которая помогает сориентироваться в действующих правилах и руководствоваться ими в дальнейшем.

«Несколько лет мы издаем бизнес-путеводители по зарубежным странам с контактами, полезными для российских компаний, – поясняет Михаил Антипов. – Также публикуем информацию о таможенных правилах, источниках финансирования и способах получения кредитов. Наша работа с межбанковской комиссией направлена на устранение различных барьеров, к которым относятся как антидемпинговые мероприятия, так и другие защитные меры, вводимые в Европе в отношении иностранных компаний. 60–80% из этих барьеров нам удается устранить. Также идет работа, связанная с регуляторикой. Усовершенствованы внутренние правила – в частности, упрощен порядок возвращения акцизов при лизинге, возврат НДС, а также сокращены сроки исполнения таможенных операций при выпуске товаров за рубеж. Постоянно ведется работа по упрощению экспортного контроля».

Чтобы запустить экспортный лифт, организованы различные конкурсы. Так, РЭЦ объявил о начале приема заявок на участие в конкурсе Внешэкономбанка на присуждение «Премии развития» в 2016 году. К участию приглашены компании, осуществившие национально значимые инвестиционные и экспортные проекты. Конкурс поможет определить ключевых экспортеров.

Новая инициатива – конкурс «Экспортер года», проводимый также при поддержке ВЭБ и других партнеров, призван оценить развитие конкурсантов по ключевым направлениям и выбрать наиболее быстрорастущую компанию.

Помимо государственных структур в усиление позиций компаний-экспортеров готовы вложить средства общественные структуры. Например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере некоторые из программ реализует в данном направлении.

«За 21 год работы фонда было реализовано более 13 000 контрактов и предоставлено финансирование в размере 900 млн рублей, – говорит официальный представитель фонда в Санкт-Петербурге Кирилл Cоловейчик. – Например, программа «Интернационализация» предусматривает предоставление грантов в размере от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов рублей. В ходе конкурса «Экспорт», проводимого в рамках программы «Интернационализация», отбираются малые инновационные предприятия, которые нуждаются в финансировании выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ по созданию и поставке отечественной наукоемкой экспортно ориентированной продукции на зарубежные рынки. Предприятия должны иметь опыт продаж подобной продукции за рубежом. Размер гранта достигает 15 млн рублей при условии софинансирования из собственных или привлеченных средств в объеме не менее 50% от суммы гранта».

В России более 4 млн зарегистрированных предприятий МСП, из них экспортеров – 0,5%

Развивается система финансовой поддержки экспорта «Росэксимбанк», «Эксар» и система торгпредств. ВЭБ уже принял заявки по экспортным кредитам с субсидиарной поддержкой на 11 млрд рублей, «Росэксимбанк» – на 6 млрд. Поддержку экспорта будет осуществлять и Торгово-промышленная палата, которая организовала деловые советы для продвижения интересов экспортеров в 71 стране.

Обойти мели

Выход компании на зарубежные рынки несет определенные риски, о которых стоит узнать заранее. В частности, на Западе существует отличная от российской система защиты интеллектуальной собственности.

«К счастью, российским бизнесменам уже не надо доказывать необходимость надежной защиты прав интеллектуальной собственности, – говорит директор правового департамента «РВК» Наталия Полякова. – Хотя и по вопросам поддержки экспорта, и по правовым вопросам интеллектуальной собственности за рубежом они имеют, по нашим наблюдениям, одинаково общий низкий уровень знаний. Проблема в том, что широко распространенное ранее изобретательство не имело полноценной системы защиты авторских прав. А выходить сегодня на мировой рынок без этого нельзя. Поэтому заранее надо озаботиться выбором метода защиты результатов своей интеллектуальной деятельности. Вариантов много – это получение патентов, свидетельств, оформление ноу-хау (которое, кстати, не подлежит госрегистрации) и другие виды защиты».

Правовая культура охраны интеллектуальной собственности за рубежом начала складываться со времен подписания Парижской конвенции в 1883 году, которая в 1979 году была несколько изменена. Благодаря этому на Западе регистрируются практически все виды разработок. Например, в свое время Билл Гейтс распорядился патентовать все, что возможно. Это помогло сделать все стартапы Microsoft прибыльными.

«Между формами охраны прав есть различия, которые следует обязательно учитывать, – советует Наталия Полякова. – Срок действия регистрации изобретения составляет 20 лет практически во всем мире. Существует мнение, что патент «живет» не более десяти лет, поскольку за этот срок новинка устаревает. Есть и другие тонкости, знать которые просто необходимо. Например, вместо оформления одного документа лучше разделить результаты интеллектуальной деятельность на части и запатентовать их по отдельности, чтобы иметь комплексную защиту».

Еще одна особенность, которую нужно принимать во внимание, – это различия в нормативно-законодательной базе в России и за рубежом. По этой причине бывают случаи, когда российские разработки смогли получить распространение только на зарубежном рынке.

Финские партнеры привели интересный пример. Российская компания разработала потолочные охлаждающие панели – аналоги кондиционеров, но не требующие больших затрат электроэнергии. Однако российские стандарты не позволяют использовать панели из-за применяемого в них графита. А в Лаппеенранте построен завод по производству этих панелей, и ими уже оснащен один из финских банков.

Заинтересованность иностранных партнеров в сотрудничестве с Россией, несмотря на трудности, по-прежнему высока.

«Закономерным в современной международной ситуации является вопрос, есть ли смысл в поддержке экспорта и в сотрудничестве, – говорит ведущий эксперт финского агентства финансирования инноваций Сари Федерлей. – Мы считаем, что есть. Наш фонд поддерживает двусторонние проекты с целью создания совместных продуктов, которые впоследствии коммерциализуются. Фонд был основан государством для поддержки НИОКР. В штате – 400 человек, бюджет составляет 500 млн евро ежегодно. Мы сотрудничаем с Россией с 2011 года. В 2014 году 550 млн евро были инвестированы в коммерциализацию и исследования. Из полученных 4000 заявок положительный ответ дан по 3000. Из них более 60% – заявки малых и средних компаний. В этом году наметился спад экономики, и поэтому бюджет сократили. В 2016 году мы ожидаем не более 400 млн евро.

Нашими партнерами являются финские компании, исследовательские институты, которые в том числе участвуют в совместных проектах. Приоритет отдается малым и средним инновационным предприятиям. Основные финансовые инструменты фонда – это гранты, кредиты, капитальные инвестиции. Критериями финансирования являются в первую очередь возможность коммерциализации и инновационность».

«Заграница нам поможет!»

По мнению представителей региональной власти, наши компании должны максимально использовать возможности участия в международных проектах научно-технического сотрудничества.

«Существует целый ряд таких программ – например, международные программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, – рассказывает заместитель председателя комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Сергей Тальнишних. – Это и двусторонние программы с отдельными странами ЕС по финансированию совместных разработок, например, с Финляндией, Германией, Францией, и многосторонние европейско-российские программы, где в консорциум могут входить партнеры из нескольких стран, в том числе и России: ERA-IB, Eurotransbio, EraSME, ERA-NET и M-era.NET. С 2014 года действует рамочная программа Европейского союза Horizon 2020, в которой возможно участие российских организаций.

Панель управления
Компании должны максимально использовать возможности участия в международных проектах научно-технического сотрудничества
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Все эти инструменты позволяют нашим компаниям вести совместные разработки с зарубежными партнерами. Участие в таких программах – это возможность получить дополнительные средства на реализацию собственных НИОКР, разработку инновационных продуктов и услуг. Размер грантов может составлять около 100 000–200 000 евро на один проект. Это актуально для малых инновационных компаний, в которых вопрос привлечения финансирования для проведения исследований зачастую стоит очень остро».

Интерес представляют опыт и сотрудничество с Францией, где инновациям уделяется особое внимание. Так, по словам координатора по вопросам инноваций посольства Франции в России Квентина Дебеца, бюджет Франции 2015 года на образование составил 25,761 млрд евро, а 47 млрд было направлено на новые разработки. По данным консалтинговой компании «Эрнст энд Янг», на которые ссылается специалист, Франция находится на первом месте в мире по созданию рабочих мест в сфере НИОКР за счет иностранных инвестиций.

«Государство предоставляет налоговые послабления крупным и малым предприятиям, занимающимся исследованиями, – рассказывает Квентин Дебец. – Таким образом, Франция инвестирует в будущее. Наука и технология – важнейшие аспекты международного сотрудничества. Приведу примеры нескольких удачных проектов. Благодаря сотрудничеству между Институтом молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта РАН и больницей в Тулузе был создан биочип для обнаружения и профилактики опасных заболеваний. Томский университет и ассоциация CSTL «Научно-технологическое сотрудничество для Лотарингии» коммерциализировали разработку портативного анализатора антиоксидантной активности».

Кроме того, Дом французских предпринимателей, открытый в Москве, занимается поддержкой стартапов. А в регионе Рона – Альпы создан российский техногород, в котором группа компаний организовала шоу-рум и представляет российские технологии.

Различные виды финансовой поддержки со стороны государственных и частных фондов и компаний способствуют реализации множества совместных проектов. Только в ходе реализации программы обмена между промышленными кластерами и промзонами было профинансировано 22 проекта. Создана дорожная карта по кластерам. В свою очередь, французская сторона хотела бы привести компании в «Сколково».

«Во Франции создана сеть из 71 кластера, в которую включены 7200 компаний, – рассказывает Квентин Дебец. – Туда входят разные организации, работают 15 000 исследователей, среди которых большинство занимаются инновациями. Мы собираемся помочь им найти и встретить российских партнеров для создания совместных проектов».

Сотрудничество между Францией и Россией недавно получило и более конкретное воплощение. Так, компания Ob’vious, которая более восьми лет сотрудничает с Россией и специализируется на поддержке стартапов, открыла в Москве новый проект.

«Поначалу было трудно найти партнеров и выбрать лучшие инновационные проекты, – рассказывает генеральный директор французской компании Ob’vious Янник Траншье. – В год набиралось всего пять проектов, а за пять лет – 12 проектов. Поэтому я решил изменить задачу и начал помогать российским стартапам. В 2013 году мы создали первый инкубатор – Дом французских предпринимателей в Москве.

За два года мы привлекли 25 французских компаний. С 2015 года в нем создан первый акселератор Numa для российских компаний. Следующим шагом будет приглашение в 2016 году к участию в инкубаторе российских компаний».

Проект акселерации NUMA Moscow помогает российским предприятиям выйти на европейский рынок. Всего в этом международном проекте участвуют более 100 предприятий, 40 000 человек, которые организуют 1500 мероприятий. Для обучения в Москве будут отобраны 12 компаний, которые пройдут бесплатный шестимесячный курс акселерации.

Все эти новые методы сотрудничества и совместная работа помогают более адекватно оценить и развивать конкурентные аспекты деятельности отечественного бизнеса.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Яана Реколайнен, заместитель генерального директора Финско-Российской торговой палаты:

«Наиболее перспективными с позиции бизнеса и промышленности являются три сферы, имеющие значительный резерв для расширения сотрудничества.

Вне зависимости от отрасли промышленности я вижу возможности для совместного взаимодействия прежде всего в плоскости диверсификации промышленной структуры России и повышении производительности труда. Финские компании могут выступать как технологические партнеры, предоставляя в распоряжение российских предприятий высокие технологии, ноу-хау и передовые решения по автоматизации для промышленных инвестиций. В настоящее время многие инвестиции отложены, но потребность в обновлении промышленного производства никуда не исчезла. Одним из хороших примеров такого технологического сотрудничества сегодня является судостроение: в сфере технологий по освоению Арктики уже накоплен внушительный опыт совместных уникальных разработок.

В строительном секторе в России уже возник большой интерес, в частности, к финским решениям по  энергосбережению и другим инновациям. По мере повышения цен на энергию энергоэффективность будет становиться все более ощутимым конкурентным преимуществом в секторе недвижимости. В этом вопросе, как и в целом в гармонизации строительных стандартов, имеется большой задел для сотрудничества. Когда мы заводим речь о строительстве, то необходимо обязательно упомянуть деревянное домостроение. Обе страны располагают богатыми лесными ресурсами, и их использование необходимо вывести на принципиально новый уровень.

Одной из наиболее сильных сторон Финляндии является ее развитая система образования, которая получила широкое международное признание. В области образования мы могли бы увеличить сотрудничество, например,
в развитии профессионального образования или в разработке новых моделей современной обучающей среды
».

Любовь Ежелева

В печатной версии название статьи – “Вместе мы – сила!” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 167, декабрь, 2015 г.)

Похожие сообщения

X