Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Инновации, поддержанные опытом: новые технологии в строительном производстве

Новая продукция старейшего предприятия Ленобласти по производству стройматериалов – ПАО «Толмачевский завод ЖБ и МК»  расширяет возможности эксплуатации важнейших инфраструктурных объектов.

Толмачевский завод
Практически каждая новая разработка и проект центральных профильных исследовательских институтов – ЦНИИС и ВНИИЖТ – внедрялись в производство именно на Толмачевском заводе
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В 2015 году Толмачевскому заводу железобетонных и металлических конструкций исполнилось 115 лет. С 60-х годов прошлого века предприятие является базой для внедрения продукции, применяемой в электрификации железных дорог.

Истоки новаторства

«С 1964 года наш завод вошел в структуру Минтрансстроя СССР и стал одним из подразделений, которое обеспечивало железную дорогу всем, что связано с электрификацией, – рассказывает генеральный директор ПАО «Толмачевский завод ЖБ и МК» Людмила ­Макеева. – Здесь было налажено производство железобетонных конструкций для опорных систем контактной сети и автоблокировки – мачт светофоров, фундаментов разного типа».

Кроме ЖБ-конструкций на заводе производился и комплекс оборудования для выпуска преднапряженного центрофугированного железобетона, которым затем оснащались предприятия Минтрансстроя по всей стране. Практически каждая новая разработка и проект центральных профильных исследовательских институтов – ЦНИИС и ВНИИЖТ – внедрялись в производство именно на Толмачевском заводе. В дальнейшем многие заводы строились исходя из разработанной здесь технологической цепочки.

Людмила Макеева
Людмила Макеева, генеральный директор ПАО “Толмачевский завод ЖБ и МК”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Таким образом, на предприятии была сформирована высокая культура производства, одним из обязательных элементов которой и сегодня является безупречное качество продукции. Сертифицированная РосТестом лаборатория осуществляет контроль как входящего сырья, так и готовой продукции.

Сегодня здесь выпускают железобетонные стойки опор контактной сети, а также опоры с анкерным креплением, опорные плиты разной формы, преднапряженные сваи оболочки, шестигранные стойки опор, мачты светофоров, опоры для наружного освещения и высоковольтных линий, различные фундаменты, в том числе трехлучевые с за­острением подземной части с анкерным креплением и стаканного типа. Для жилищного строительства изготавливаются вентиляционные блоки и другие конструкции.

В связи с повышением требований к качеству продукции, применяемой РЖД, специалисты Толмачевского завода занимаются разработкой и внедрением новых более долговечных и безопасных видов конструкций. В сентябре-октябре продукция завода получила Европейский сертификат соответствия и сертификат соответствия Таможенного союза, выданный «Регистром сертификации на федеральном железнодорожном транспорте».

«На нашем предприятии впервые был изготовлен новый каркас фундамента опор контактной сети и проведены квалификационные испытания, – говорит Людмила Макеева. – Все изменения, внесенные в проект, служат задаче повышения надежности и вызваны новыми условиями эксплуатации. Для получения требуемого результата были изменены армирование, форма башмака и сам фундамент. Благодаря этому срок службы опор и фундамента значительно увеличится».

Решение есть!

Многие годы исследовательские институты занимались решением проблемы электрокоррозии армирующего металлического каркаса ЖБ конструкций, применяемых на железной дороге.

«Первые предложения по использованию композитной арматуры нам были сделаны специалистами ЦНИИС, – говорит главный инженер ПАО «Толмачевский завод ЖБ и МК» Дмитрий Шайтор. – По их инициативе на нашем заводе в 2012 году были изготовлены первые опытные образцы. Затем начался процесс усовершенствования нового вида продукции. Тогда и сейчас мы используем композитную стеклопластиковую арматуру, поскольку этот материал наиболее приближен по своим физическим показателям теплопроводности бетона».

Дмитрий Шайтор
Дмитрий Шайтор, главный инженер ПАО “Толмачевский завод ЖБ и МК”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Опытные образцы были установлены и испытаны на экспериментальном кольце испытательного полигона РЖД в Щербинке.

«На этом мы не остановились, – продолжает Дмитрий Шайтор. – Уже по нашей инициативе, конечно при заинтересованности РЖД, мы совместно с ВНИИЖТом произвели шесть опор контактной сети, армированных композитной арматурой. Эти конструкции прошли ре­сурс­ные испытания, и сейчас уже получены положительные результаты. Есть, конечно, еще вопросы, которые мы надеемся в ближайшее время отработать совместно с РЖД, ВНИИЖТ и ЦНИИС».

Кроме опор на предприятии решили изготовить и опытные образцы фундамента, поскольку электрокоррозии подвержены любые изделия, содержащие металл. Образцы фундаментов с композитным армированием изготовлены по ГОСТУ, следовательно, имеют все необходимые характеристики по несущей способности. На них можно устанавливать любые типы опор – железные, железобетонные и композитобетонные. Перспективность изделиям обеспечивает их повышенная долговечность, которая достигает 100 лет. Кроме армирования на заводе уделяют внимание и качеству бетона, а также технологии производства изделий. Наряду с повышенной долговечностью и прочностью изделия с композитным армированием имеют гораздо меньший вес. Это снижает затраты на их производство, доставку и установку.

Расширяя горизонты

Конструкции Толмачевского завода ЖБ и МК прекрас­но смотрятся благодаря технологии центрофугирования, которая изначально предназначалась для создания более прочного поверхностного слоя бетона. Все виды опор и другие изделия отличаются гладкой, почти блестящей поверхностью. Этот и другие факты привлекли к изделиям внимание ряда городских организаций.

Трамвайные линии
Для трамвайно-троллейбусных линий на предприятии разработаны опоры и усиленные фундаменты с металлическим стаканом, которые способны нести нагрузки до 20 тм
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Недавно на площадке центра импортозамещения состоялось заседание научно-технического совета, в ходе которого была представлена и наша продукция, – рассказывает Людмила Макеева. – Бетонные изделия, армированные композитом, заинтересовали сразу несколько организаций, в частности «Ленсвет» и «Горэлектротранс», для которых также остро стоит задача предотвращения электрокоррозии. Мы продолжаем взаимодействие с ними и видим нашу задачу в том, чтобы, выявив риски, разработать на нашем предприятии типы безопасных конструкций и предложить их различным городским службам.

Кроме этого, мы готовы делать красивые шестигранные опоры с применением цветных бетонов. Выпускаемые заводом в настоящее время шестигранные опоры гораздо безопаснее и долговечнее применяемых металлических. У нас уже есть положительный опыт поставки. Наши опоры установлены на Кронверкском проспекте и Петергофском шоссе. Центрифугированный бетон, из которого мы делаем опоры, более плотный, гладкий и поэтому имеет множество преимуществ. По сравнению с металлическими наши опоры не требуют ни оцинковки, ни периодической окраски».

Специально для трамвайно-троллейбусных линий на предприятии разработаны опоры и усиленные фундаменты с металлическим стаканом, которые способны нести нагрузки до 20 тм. Предусмотренное усиленное армирование предотвращает разрушение опор даже при авариях и наезде автомобиля. Опора сохраняет вер­тикальное положение до того момента, пока не будет произведена ее замена.

Продукция из Толмачево востребована и в других сферах. Так, при строительстве городских объектов пользуются спросом сваи СКМН. В этом году их применяли при расширении набережной Невы.

ПАО «Толмачевский завод ЖБ и МК»Лого ПАО "Толмачевский завод ЖБ и МК"
188255, пос. Толмачево, Ленинградская обл.
Тел./факс: (81372) 749-93, 742-35, 742-36

В печатной версии название статьи – “Инновации, поддержанные опытом” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 167, декабрь, 2015 г.)

Похожие сообщения

X