съезд строителей
Актуальное

После шока: о состоянии рынка строительной техники

Оправившись от шокового падения, рынок строительной техники понемногу оживляется. Компании-производители ищут новые ниши для расширения своих возможностей.

Кран башенный
По оценкам экспертов, от 60 до 65% кранов, эксплуатируемых на российских стройплощадках, импортного производства
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Рынок строительной техники переживает сложные времена. В прошлом году зафиксировано падение показателей во всей линейке машин. По данным консалтингового агентства Russian Automotive Market Research, общие параметры рынка снизились более чем на 40%. В частности, рынок новых грузовых автомобилей массой 6 т сократился на 41,9%. Похожие показатели и в секторе производства бульдозеров. По мнению же аналитиков компании JCB, глубина падения объемов рынка достигла 70%. Согласно исследованию аналитического агентства ID-Marketing, существенно сократился и импорт экскаваторов в Россию, спад которого по отдельным сегментам достиг 90%.

Их оставалось только трое

Из отечественных производителей башенных кранов позиции на рынке сохранили три предприятия – Нязепетровский краностроительный завод, который базируется в Челябинской области, Ржевский краностроительный завод в Тверской области и компания «Строммашина» в Ивановской области.

По оценкам экспертов, от 60 до 65% кранов, эксплуатируемых на российских стройплощадках, импортного производства. Специалисты ЦНИИЭП жилища считают, что отечественная строительная техника уступает зарубежной по уровню затрат на эксплуатацию, поскольку плохо организованы гарантийный сервис, поставка запчастей. На рынке представлена немецкая, китайская, турецкая, французская, итальянская, испанская и португальская техника. По данным дилеров, в последние годы наблюдается рост спроса на дешевые «одноразовые» китайские краны.

В 2015 году строительные компании предпочитали покупать универсальные строительные агрегаты

«2015 год для строительной отрасли и производителей техники был непростым, – комментирует директор по маркетингу и продажам компании «Крановые технологии» Артем Глухов. – Но сложившаяся на рынке ситуация дала нам дополнительный стимул к поиску новых решений в конструкторской сфере, в производстве, организации клиентского сервиса». В июне 2015 года в компании был проведен ребрендинг. Теперь российские башенные краны выступают под новым брендом европейского формата GIRAFFE. «Кроме этого, в 2015 году мы выиграли ряд тендеров на поставку башенных кранов для строительства стадионов к чемпионату мира – 2018. Техника под маркой GIRAFFE работает в Саранске, Волгограде, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Это особое признание качества и надежности наших машин, и мы рады, что нам удалось принять участие в реализации планов по подготовке к мировому футбольному чемпионату», – добавляет Артем Глухов.

Существенно укрепить позиции компании позволили эффективные инженерные решения, совершенствование сервиса и выход на новые проекты федерального масштаба. В итоге по результатам 2015 года на производственной площадке в Челябинской области было выпущено 79% всех отечественных башенных кранов. И это, по словам работников компании, не предел. «Технический потенциал производства позволяет нам выпускать до 800 башенных кранов ежегодно, однако текущий спрос значительно ниже», – констатирует Артем Глухов.

Специалисты отмечают изменение в структуре продаж башенных кранов. В 2015 году строительные компании предпочитали покупать универсальные строительные агрегаты. «Если в 2014 году более 50% наших продаж составляли башенные краны с оголовком, удобные при проведении монтажа, но имеющие ограничение по высоте, то в прошедшем году большим спросом стали пользоваться верхнеповоротные краны, которые при креплении к зданию могут возводить объекты высотой более 200 м», – уточняет специалист.

Бульдозеры идут на обгон

Техника
Основной тенденцией в поставках бульдозеров специалисты считают обострение конкуренции между китайскими и российскими производителями
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

По оценкам специалистов «ЧТЗ-УРАЛТРАК», спрос на бульдозеры в России начал снижаться с кризиса 2009 года и к 2015 году уменьшился практически в пять раз. Производители тракторов надеются, что после затяжного падения с этого года спрос начнет восстанавливаться. И постепенно достигнет среднегодовых значений 3000–3500 бульдозеров.

Основной тенденцией, характерной для этого сегмента техники, специалисты считают обострение конкуренции между китайскими и российскими производителями. В течение 3–4 лет китайские поставщики бульдозеров не только вытесняли отечественных, но и стали доминировать в низком ценовом сегменте.

К низкому ценовому сегменту, доля которого на рынке потребления оценивается в 70%, относятся бульдозеры ЧТЗ с механической трансмиссией, а также китайские Shantui, Shehwa, Zoomlion и других компаний. Средний ценовой сегмент занимает 10% рынка. К этой группе аналитики ЧТЗ относят отечественные бульдозеры с со­временной гидромеханической или гидростатической трансмиссией и улучшенной эргономикой – ЧЕТРА, «Дормаш» и частично ЧТЗ. Высокий ценовой сегмент, который, по расчетам, составил около 20%, по-прежнему занимают бульдозеры ведущих западных брендов – Caterpillar, Liebherr и японские Komatsu. Последние, кстати, вошли в рейтинг «100 лучших продуктов 2015 года». Авторитетное издание Construction Equipment отметило бульдозеры D85-18 и D155AXi-8, грейдер GD655-6 и «умный» гидравлический экскаватор PC210LCi-10.

«В 2015 году «ЧЕТРА – Промышленные машины» прочно закрепила за собой треть отечественного рынка бульдозеров премиум-класса, а в отдельных регионах доля компании достигла 60%, – сообщает исполнительный директор ОАО «ЧЕТРА – Промышленные машины» Ирина Машенькина. – Это стало возможным благодаря инвестициям в производство и НИОКР, активному развитию сервисного сопровождения, выстраиванию надежной дилерской сети, финансовым программам по приобретению техники».

В планах компании на 2016 год – продолжить разработки новой спецтехники и модернизацию уже зарекомендовавших себя на рынке моделей путем установки отечественных комплектующих и повышения уровня автоматизации работы машин. Кроме этого, ЧЕТРА продолжит развитие сервисной сети, которая уже насчитывает 13 собственных центров и 26 дилерских сервисных центров по всей России, а также услуги по аренде и лизингу.

Компании, рассчитывающие работать на перспективу, изыскивают средства на НИОКР и внедряют новые виды продукции. Так, недавно на рынке появился бульдозер John Deere 1050K массой 42,8 т и мощностью в 261 кВт. За счет регулирования оборотов двигателя достигается экономия топлива до 25%. Также производитель вывел на российский рынок три новые модели экскаватора.

Рынок строительной техники сократился более чем на 40%

«Экономическая ситуация мотивирует нас разрабатывать все новые решения, чтобы клиенты получали качественное сервисное обслуживание и надежную технику, – констатирует директор по маркетингу John Deere Валентин Кушнерев. – Именно поэтому в конце 2015 года мы усилили нашу дилерскую сеть, подписав соглашения с новыми организациями. Кроме того, John Deere продолжает обновлять портфолио строительной и лесозаготовительной техники. Например, недавно мы представили российским заказчикам новый мощный бульдозер 1050К – машину для проведения дорожно-строительных, карьерных и других масштабных работ. Также стали доступны новые колесные харвестеры серии G, которые создавались при участии наших локальных клиентов. В ближайшие полгода мы планируем вывести на рынок еще несколько новинок».

Безопасность и экономичность

В конце 2015 и начале 2016 года появились новые модели строительной техники, создатели которой делали ставку на экономичность, безопасность и эксплуатационные преимущества. Так, при создании нового гусеничного экскаватора Cat 320D2 GC, массой 20,8 т, специалисты Caterpillar особое внимание уделили двигателю, гидросистеме и безопасности. Новый двигатель по сравнению с предыдущим экономит до 17% дизельного топлива. Недавно появившаяся линейка погрузчиков Volvo Gz также предусматривает экономию топлива, при этом впервые на технике компании данного класса присутствует режим ECO.

Ведет собственные разработки новых видов техники и компания «Крановые технологии», целью является поиск новых ниш на рынке. В течение прошлого года инженеры трудились над серией проектов. В числе значимых – запуск в серийное производство 12-тонного крана TDK-12.300 с вылетом стрелы 70 м и грузоподъемностью на максимальном вылете 3 т. Кран предназначен для строительства масштабных промышленных объектов и крупных жилых комплексов.

Экскаватор
Создатели новой строительной техники делают ставку на экономичность, безопасность и эксплуатационные преимущества
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Также успешной для инжинирингового центра GIRAFFE стала разработка специального башенного крана грузоподъемностью 40 тонн, предназначенного для строительства объектов АЭС. Краны подобного рода в России не производились, но мы осилили и эту задачу. Сейчас готовимся к запуску их в серийное производство», – поясняет Артем Глухов.

Будет пополнена и линейка кранов-погрузчиков. Совершенствуется базовая модель TDKP-10.300, которая монтируется на рельсовый портал. Эта уникальная отечественная разработка предназначена для деревообрабатывающих предприятий, складских и логистических центров. Краны этой линейки свободно передвигаются над железнодорожными путями и способны пропускать под собой составы. Сейчас запускается в серийное производство кран TDKP-12,5.400. Грузоподъемность 12,5 т обеспечивается на всей длине стрелы.

Осенью 2015 года начался серийный выпуск фронтального погрузчика «Кировец» К-702МBА-УДМ 2.3. Особенностью новинки стала повышенная грузоподъемность, короткий гидравлический цикл погрузочного оборудования, а также установка в задней части бульдозерного отвала шириной 3,16 м.

«В рамках программы импортозамещения мы развиваем собственное двигателестроение. Компания уже представила рынку 10-тонный бульдозер ЧЕТРА Т6 в новом дизайне, оснащенный двигателем Алтайского моторного завода, – рассказывает Ирина Машенькина. – Инженеры концерна работают над установкой этих двигателей на бульдозеры ЧЕТРА других классов: завершились типовые испытания серийно выпускаемого бульдозера ЧЕТРА Т9 с алтайским мотором Д-3041-5».

Компания «КамАЗ» также занимается созданием нового двигателя, которое планируется завершить к 2017 году, а в 2019-м обеспечить выпуск 12 000 штук.

Подготовила Любовь Ежелева

Точка зрения

Станислав Тарасенко
Станислав Тарасенко
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Станислав Тарасенко, исполнительный директор “УМ Геоизол” (предприятие группы компаний “ГЕОИЗОЛ”):

«До недавнего времени рынок аренды техники развивался соразмерно увеличению строительных объектов и, как следствие, рос спрос на спецтехнику. Cейчас объем строительного производства сократился, и за каждого заказчика идет настоящая драка. Жесткая конкуренция вытесняет мелкие компании, которые оказывают услуги по аренде строительной техники. У крупных игроков спектр позиций и услуг очень широк, что привело к перенасыщению рынка выгодными предложениями.

В итоге цены на аренду снизились на 15–20%. При этом стоимость обслуживания выросла в два раза, соразмерно росту стоимости валюты.

Техника, которую могут предоставить в пользование большинство компаний, не дефицитна. Если ранее наблюдался стабильный спрос на буровые установки, краны грузоподъемностью более 50 тонн, экскаваторы, сейчас подобных предложений предостаточно.

Иная картина со специализированной техникой. Скажем, востребованными являются малогабаритные буровые горные установки – МБГУ-100, МБГУ-200, которые мы изготавливаем на Пушкинском машиностроительном заводе, входящем в Группу компаний «ГЕОИЗОЛ». Установка успешно прошла испытания, и мы активно используем ее на своих объектах в Сочи. Поясню: техника предназначена для изготовления нагельных (анкерных) свай при проведении работ по инженерной защите (укреплению) горных склонов. Пока отечественных аналогов этим
машинам нет.

В целом около 70% общего числа строительной техники иностранного производства. Спрос на отечественные машины минимальный. Причем арендаторы предпочитают новые машины, которые могут обеспечить бесперебойное производство работ.

Если говорить о Группе компаний «ГЕОИЗОЛ», то в нашем арсенале большой парк строительной техники и оборудования для выполнения любых циклов строительства.

Это буровые установки для устройства буронабивных, буроинъекционных свай разного диаметра; краны грузоподъемностью от 50 до 180 тонн фирм Liebherr и Sennebogen; оборудование для изготовления ограждающих конструкций по технологии «стена в грунте»; специальные станки и шагающие экскаваторы для работы с навесным оборудованием на склонах; мини-экскаваторы. В этом ряду и самоподъемная платформа грузоподъемностью 250 тонн для работ на речных и морских (прибрежных) участках. Подобной техники в России единицы, но и востребована она исключительно на уникальных объектах. Мы также являемся единственной компанией, которая имеет успешный опыт применения виброфлота для изготовления щебеночных свай. Так, данное оборудование мы задействовали для берегоукрепления намывной территории акватории Финского залива в зоне строительства станции метро «Новокрестовская».

До 80–90% нашего арсенала мы используем на строительстве своих объектов. Однако часть парка предоставляем в аренду на открытом рынке.

По моему глубокому убеждению, будущее сегодня за компаниями, обладающими узкоспециализированной техникой, которая есть только у подрядных организаций, выполнявших специализированные работы. И эксплуатировать их могут только профессионалы экстра-класса. Поэтому конкурентным преимуществом «ГЕОИЗОЛ» является не столько поставка строительной техники в аренду, сколько способность самостоятельно выполнять работы любой сложности с ее использованием и наличие высококвалифицированных специалистов».

В печатной версии название статьи – “После шока” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 168, март, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X