Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

«Считайте нашу продукцию отечественной»: о научно-техническом сотрудничестве России и Белоруссии

Сотрудничество Санкт-Петербурга и Белоруссии способствует развитию бизнеса обеих сторон. Наиболее продуктивной стала совместная реализация научно-технических разработок и инновационных проектов.

Грузовые автомобили
Кобяков: Локальные проекты, особенно те, которые реализуются по соглашению Союзного государства, должны перейти в системные
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В 2015 году истек срок четырехлетней программы сотрудничества Санкт-Петербурга и Республики Беларусь, и при подписании нового соглашения появился повод подвести итоги реализации совместных проектов и рассмотреть планы на ближайшие годы.

$1,5млрд составил в 2015 году торговый оборот между Санкт-Петербургом и Белоруссией

«Нам предстоит определить перспективные направления сотрудничества, но уже сейчас можно говорить о том, что оно идет успешно, – отметил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. – В реализации программы были задействованы 25 предприятий и организаций, велась работа по более 20 проектам. В 2015 году торговый оборот составил 1,5 млрд долларов. А с учетом ярмарок товаров из Белоруссии, которые регулярно проходят в нашем городе, цифры еще выше. Потенциал для развития отношений большой, и прежде всего в расширении номенклатуры поставок за счет промышленных товаров. Мы продолжим покупать коммунальную технику, пассажирские автобусы и электротранспорт. Это качественная продукция, которая себя хорошо зарекомендовала. Думаю, успешному взаимодействию будет способствовать новый механизм закупок».

За четыре года между представителями бизнеса обеих стран сложились партнерские отношения, которые позволили предпринимателям расширить производственные и технологические возможности и найти новые рынки сбыта.

Желать большего

«Санкт-Петербург – наш важный экономический парт­нер, – говорит премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков. – К сожалению, в 2015 году оборот снизился по сравнению с 2014 годом, когда мы достигли пиковых показателей – 2 млрд долларов США. Нам хотелось бы и дальше расширять сотрудничество, насыщать его новыми проектами».

С 2014 года работает совместное с «Могилевлифтмашем» предприятие по производству подъемного оборудования, в 2015 году создано еще одно – «Невский лифт».

Лифты
У стенда “Могилевлифтмаша” – белорусского производителя лифтов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Мы должны поддержать производителей, помочь им вывести предприятие на полную проектную мощность. Напомню, что «Белаз» в кооперации с питерскими «Силовыми машинами» развивает литейное производство. С заводом «Звезда» идет работа по созданию двигателя нового поколения. И сейчас главное – вовремя выйти с новым продуктом на рынок», – добавляет премьер-министр.

Совместная работа предприятий двух стран – процесс взаимовыгодный. Белорусские компании традиционно импортируют из Санкт-Петербурга тяговые двигатели и электровентиляторные установки, мостовые краны на неподвижной основе, металлопрокат. Минское предприятие «Планар» и российский «Авангард» продолжают сотрудничество в сфере микроэлектронной техники.

«Локальные проекты, особенно те, которые реализуются по соглашению Союзного государства, должны перейти в системные. И мы будем способствовать тому, чтобы результаты разработок соответствовали лучшим мировым стандартам», – отметил Андрей Кобяков.

Наши соседи заинтересованы расширить связи в сфере проектирования и строительства, в частности, готовы принять участие в создании объектов к ЧМФ-2018 и городской инфраструктуры, включая новые станции метро.

Вектор на инновации

Локальные проекты, особенно те, которые реализуются по соглашению Союзного государства, должны перейти в системные, а результаты разработок соответствовать лучшим мировым стандартам

В числе приоритетных проектов выделено создание территориально распределенного инновационно-производственного кластера по разработке и выпуску светодиодного оборудования для железных дорог, судостроительной, аэрокосмической отраслей. В него войдет производство термопластавтоматов, расположенное в НТО им. «Комсомольской правды». Белорусской стороне интерес­но взаимодействие в сфере использования газомоторного топлива в транспортном комплексе. Минские автобусы, работающие на компримированном природном газе, проходят испытания в Петербурге. Производитель, завод «МАЗ», готов обеспечить потребности Петербурга в подобной технике.

«В октябре прошлого года ОАО «ГлобалМАЗ» – дилер «МАЗ» – выиграло тендер, объявленный «Пассажиравтотрансом», на поставку 80 автобусов общей стоимостью 1 млрд рублей, и уже в декабре вся партия автобусов прибыла в Петербург, – напоминает премьер-министр Белоруссии. – Таким же знаковым проектом может стать модернизация трамваев на базе минских предприятий «Белкоммашавто» и белорусско-швейцарского «Штадлер» Минск».

Белорусы готовы возобновить утраченные связи и нарастить поставки продукции «Гродно-Азот», которое специализируется на выпуске полипропиленовой пленки, стекловолокна, стеклоткани, а также нафтанполиэтилена под маркой «Могилевхимволокно» и другой продукции химической отрасли.

БелАЗ
Карьерные самосвалы Белорусского автозавода
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Успешно развивается инновационное сотрудничество Санкт-Петербурга и Республики Беларусь в формате научно-технических программ, – считает госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии Григорий Рапота. – Ведутся разработки технологий и оборудования для производства изделий СВЧ-электроники и приборов на их основе, для выпуска оптики из традиционных и нетрадиционных материалов, средств для получения и отображения космической информации, нанотехнологий и материалов, устройств и систем космической техники».

В инновационных разработках в разное время участвовали НПО «Радар», «Светлана», СПбГПУ, Физико-технический университет им. Иоффе, НИИ программных средств, ЛОМО и другие.

Белорусскую сторону представляли не менее известные компании-новаторы: Минский НИИ радиоматериалов «Планар», «Интеграл», Научно-исследовательский технологический институт «Оптическое станкостроение и вакуумная техника», Сморгонский завод оптического станкостроения и другие.

Да, «Скифы» мы…

Петербургские ученые и их белорусские коллеги работают над серией суперкомпьютеров семейства «Скиф» и программного обеспечения грид-сети. Продолжением программы «СКИФ» стала разработка «СКИФ-Недра», суть которой – создание вычислительной технологии для увеличения и эффективного использования потенциала углеводородного сырья. На реализацию программы в прошлом году было выделено 100 млн рублей.

В 2015 году бюджетная поддержка была оказана программам научно-технического профиля, призванным обеспечить импортозамещение в стратегических отраслях. В этом числе проекты – «Прамень», «Компомат», «Союзный тепловизор» и «Мониторинг-СГ».

1,77 млрд рублей общий объем финансирования программ импортозамещения в стратегических отраслях

Например, на проект «Прамень» выделено 350 млн российских рублей. Общий объем финансирования за несколько лет составил 1,77 млрд. Заказчиками выступали Минпром­торг России и Национальная академия наук Беларуси. Целью проекта стало создание технологий производства перспективных полупроводниковых гетероструктур, изделий микроэлектроники на их основе и СВЧ-электроники новых поколений специального и двойного применения.

Проект «Компомат» стоимостью 259,2 млн рублей нацелен на разработку технологий производства уникальных композиционных материалов, высокопрочных матриц и армирующих наполнителей. Работы велись по заказу Минпромторга РФ и концерна «Белнефтехим».

«Союзный тепловизор» предполагает разработку тепловизионной техники на базе фотоприемных устройств инфракрасного диапазона третьего поколения. В 2015 году специалистами освоено 94,2 млн рублей.

«С 2010 года головными исполнителями научно-технической программы Союзного государства «Прамень» стали петербургские предприятия «Авангард» и «Светлана» и белорусские «Планар», «Интеграл» и Институт физики. Профильными министерствами наших стран и Белорусской АН готовятся новые программы на 2017–2021 годы, разрабатывается совместная программа создания систем безопасности, продолжение программы «Прамень» на 2016–2019 годы, проекты в сфере автоэлектроники до 2020 года», – добавляет Григорий Рапота.

Кроме этого, петербургские специалисты ведут высокотехнологичные разработки для белорусской стороны. Так, ОАО «Мощная аппаратура радиовещания и телевидения» занимается подготовкой системы цифрового вещания для дружественной республики.

Породнившаяся промышленность

Автобусы из Белоруссии
Свидерский: Мы готовы поставить автобусы сверхбольшой вместимости к чемпионату мира по футболу
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«В январе 2016 года мы провели с комитетом по промышленной политике четвертое заседание рабочей группы по промышленности, на котором еще раз закрепили основные направления сотрудничества, – говорит первый заместитель министра промышленности Белоруссии Геннадий Свидерский. – Приятно, что у нас родился такой интересный тандем, как «Кулон» – «Монолит», который реализует проект по выпуску конденсаторов. Все понимают, что это выгодно обеим сторонам. И когда мы ставим задачу увеличения товаро­оборота, расширения кооперации, то у нас есть уверенность, что уже в 2016 году мы получим результаты. Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга созданы условия, когда хозяйствующие субъекты имеют прямой доступ и к заказам, и к консультациям. Успех Минского автомобильного завода также обусловлен поддержкой комитета по транспорту. Испытания наших автобусов на газомоторном топливе удачно завершены, это позволило нам обсуждать дальнейшее сотрудничество. Мы готовы поставить автобусы сверх­большой вместимости к чемпионату мира по футболу и способны разработать их в течение 2016 года, чтобы в 2017 году участвовать в торгах. При этом обращаю внимание: петербуржцы поставляют детали и материалы для МАЗа. Это хороший пример производственной кооперации».

Геннадий Свидерский также представил три новых проекта. Кроме производства термопластавтоматов речь идет о кооперации белорусского холдинга автокомпонентов «БАТЭ» и сборочных производств легковых автомобилей в Петербурге, в 2016 году запланирован старт проекта кооперации Кировского завода и Минского тракторного.

Говоря о программе импортозамещения, Андрей Кобяков заметил, что созданная в Петербурге площадка одноименного центра может стать и для белорусских предприятий местом, где они могли бы продемонстрировать свои разработки в этой сфере. «Мы сообща можем решать проблему импортозамещения, поэтому просим считать наши товары отечественными», – добавил премьер-министр Белоруссии.

Квартирный обмен

Кроме производственной кооперации осуществляются и другие проекты. Так, продолжается реализация симметричной программы по строительству жилья в Петербурге и Минске.

«Для минского жилого квартала в Петербурге предложен участок в поселке Петрославянка общей площадью 52 гектара, – рассказывает председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Ирина Бабюк. – Там предполагается строительство около 400 000 квадратных метров жилья на ориентировочную численность 14 500 человек, детский сад на 790 мест, школа на 1740 учеников и паркинг на 5000 машин. Для транспортного обеспечения планируется создание дорожно-уличной сети и развитие линий городского транспорта. Сейчас основной доступ к участку осуществляется по дороге на Металлострой. Однако в рамках бюджетных обязательств комитета по развитию транспортной инфраструктуры до 2018 года предусмотрено строительство дороги до Металлостроя в створе Софийской улицы. Дополнительного обсуждения требует финансирование проекта по формированию двух улично-дорожных сетей, преду­смотренных в этом районе генпланом, однако на эти мероприятия не заложены средства в бюджете. Задачи же по обеспечению площадки инженерной инфраструктурой будут решены до 2017 года».

В Минске вопросом возведения Петербургского квартала ведает Министерство архитектуры и строительства. Там предложен участок в 10 га, на котором пока располагается тепличное хозяйство. В рамках инвестиционных обязательств, как отметила Ирина Бабюк, необходимо предусмотреть перебазирование хозяйства на другой участок. На освобожденной площади планируется построить 115 200 кв. м жилья, школу на 600 учащихся и детский сад на 150 мест.

И с той и с другой стороны есть компании, проявляющие интерес к проектам. В марте 2016 года круг исполнителей должен быть определен. К списку предприятий, принимающих участие в сотрудничестве с Белоруссией, прибавятся еще несколько партнеров.

Подготовила Любовь Ежелева

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Владимир МЕЛЬНИКОВ, генеральный директор ОАО «Авангард»:

«Очевидно, что условия, в которых нам приходится работать, простыми не назовешь. Тем не менее в 2015 году ОАО «Авангард» завершило работу по НТП СГ «Микросистемотехника». В результате кооперации предприятий и специалистов России и Республики Беларусь разработаны новейшие приборы и технологии, образован центр МСТ, оснащенный уникальным оборудованием. Продукция центра уже применяется на важнейших объектах: системах безопасности восстановленной Саяно-Шушенской ГЭС, системах заправки ракет тяжелого класса и т. д.

Налицо мощный задел, основа для активного поиска эффективных способов решения задач, стоящих перед экономиками стран-участниц. В частности, необходимо рачительно и профессионально использовать научный и производственный потенциал предприятий при разработке перспективной программы «Безопасность – СГ».

Целесообразно, на мой взгляд, на этапе формирования проектов по другим государственным программам координировать работы с программами Союзного государства и не только обеспечить их высококвалифицированными специалистами, современной производственной базой, но и использовать заинтересованность городских структур в новых отечественных разработках.

Такая интеграция должна стать целью реализации программы Союзного государства. Другими словами, должно быть предусмотрено стратегическое планирование цикла: от возникновения идеи и ее разработки до поставки на рынок. Реализация программы позволит городским структурам поставить задачи и, не вкладывая региональные ресурсы, получить систему решений интересную не только в их ведомствах, но и в других областях. Единственное, что необходимо помнить: разработанная по заказу города продукция, с заданными характеристиками, обязательно должна найти свое место в городском хозяйстве».

В печатной версии название статьи – “Считайте нашу продукцию отечественной” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 168, март, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X