Актуальное

Под угрозой изоляции: об отрицательной динамике рынка изоляционных материалов

Изоляционные материалы, популярность которых в современном строительстве
по-прежнему высока, демонстрируют падение по ряду ключевых рыночных показателей. Некоторые аналитики считают процесс закономерным.

Абрин: Утепление - поздняя стадия строительства, объемы заказов здесь во многом зависят от количества объектов, запущенных в последние год-два (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Абрин: Утепление – поздняя стадия строительства, объемы заказов здесь во многом зависят от количества объектов, запущенных в последние год-два
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

По данным консалтинговой компании СМ PRO, производство минеральной ваты в России показывало положительную динамику с 2009 по 2014 год. В этот период максимальные объемы выпуска продукции достигали 37,9 млн куб. м, а среднегодовой темп роста (CAGR) составлял 112%. В 2015 году производство минеральной ваты сократилось на 8,6% к уровню 2014 года, до 34,6 млн куб. м. По оценкам аналитиков компании, до конца 2016 года сокращение производства может составить 10% годовых.

«С начала 2016 года наблюдается отрицательная динамика производства теплоизоляции, – уточняет аналитик департамента исследований и аналитики СМ PRO Софья Ларина. – На первое марта 2016 года падение составило 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до уровня 4,1 млн куб. м».

По оценке директора Ассоциации производителей пенополистирола Юрия Савкина, общая емкость рынка ТИМ составляет 48 млн куб. м, доля пенополистирола в нем – 29%. Эксперты подсчитали, что ежегодно в нашей стране производится теплоизоляционных материалов на 145 млрд рублей. Самый распространенный утеплитель – каменная вата, на долю которой приходится почти 38%. Второе место по популярности занимает стекловата с долей в 32%. Далее идут другие ТИМ.

Накал страстей

В 2015 году произведено около 7,5 млн куб. м пенополистирола, объем которого по сравнению с 2014 годом снизился на 15–18%. Специалисты отмечают наметившуюся тенденцию, которая подтверждается статистическими данными, – лидерство по производству теплоизоляции постепенно переходит от центра к периферии, в основном в южные регионы. По словам Юрия Савкина, ранее примерно половина всех утеплительных полимерных материалов производилась в центральной части страны, сейчас ее доля составляет не более 40%.

Снижение спроса на полимерные теплоизоляционные материалы зеркально отражается на уровне объемов выпуска продукции. В 2015 году в этом сегменте были зафиксированы самые низкие темпы прироста за последние несколько лет. К сожалению, новый сезон не принес улучшения и наметившаяся тенденция только усиливается, отмечают специалисты отрасли.

Емкость рынка в 2016 году может сократиться на 7 – 10%

Аналитики компании «Сибур» согласны с тем, что под влиянием неблагоприятной экономической ситуации падение рынка ТИМ продолжится и в этом году. По мнению управляющего директора – руководителя дирекции пластиков и органического синтеза СИБУР Павла Ляховича, емкость рынка может сократиться на 7–10%. Специалист отметил, что в 2015 году многие производители были вынуждены отказаться от планов расширения производства. По данным мониторинга, в 2015 году на фоне снижения уровня производства полимерных ТИМ на 12–13% сегмент материалов на основе пенополистирола упал на 17–18%.

Аналитики PAROC отмечают, что вследствие падения объемов жилищного строительства рынок теплоизоляции в товарном выражении в 2015 году сократился на 15%. Согласно же опубликованному отчету компании, в минувшем году объем производства теплоизоляционных материалов компании увеличился на 7% и поднялся до уровня 55,5 млн куб. м, в то время как до конца этого года можно наблюдать лишь небольшой прирост.

Ожидания и реальность

«Текущий год, по нашим оценкам, будет еще труднее для производителей теплоизоляционных материалов, – считает директор по продажам PAROC в России ­Евгений Абрин. – Утепление – поздняя стадия строительства, объемы заказов здесь во многом зависят от количества объектов, запущенных в последние год-два. Если в 2015 году мы работали с объектами, старт которым был дан в 2013–2014 годах, то и в этом году, как, впрочем, и в 2017-м, проектов на стадии утепления окажется гораздо меньше. Можно говорить, что рынок теплоизоляции пока не нащупал «дно». Исключение, пожалуй, составит сектор частного малоэтажного домостроения, который более инертен и в большей степени зависит от доходов населения».

Крупные производители, ориентированные на несколько секторов строительства, имеют люфт для маневра. Узкоспециализированные компании более уязвимы. К тому же в секторе заметно обострилась конкуренция.

«В 2015 году и начале 2016-го в связи со снижением объема инвестиций в строительство, сокращением строительного производства и, как следствие, падения спроса на рынке технической минераловатной изоляции между производителями наблюдается чрезвычайно жесткая конкуренция, – считает директор по маркетингу ООО «Изотек Восток» Татьяна Горбунова. – При выборе компании-поставщика клиент предъявляет самые высокие требования. В ответ мы стараемся максимально оптимизировать затраты, предлагать выгодную цену и развивать логистику как один из ключевых факторов нашего успеха. Приоритеты компании ISOTEC остаются неизменными: заводы продолжают совершенствовать качество продукции, а команда работает в тесном взаимодействии с клиентом».

Наряду с этим производителям пришлось столкнуться с еще одним негативным трендом – снижением цены на теплоизоляцию и вытекающими из этого экономическими последствиями.

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

«В среднем цены на минераловатную продукцию упали от 5 до 10%. Чуть меньше это было ощутимо по стекловолокну, чуть больше – по каменной вате, – комментирует Евгений Абрин. – Причина снижения цен – в превалировании объемов предложения над спросом. В условиях пониженного спроса некоторые производители не только не снизили объемы производства, но и запускают новые мощности. Это приводит к переизбытку предложения на рынке, а в итоге и к давлению на цены. Если суммировать влияние двух этих факторов – сокращение производства в товарном объеме и снижение цены, – то можно говорить, что в 2015 году теплоизоляционная отрасль потеряла до 20–22% выручки».

Разбор стратегий

В компании PAROC в 2015 году старались использовать действенные рыночные механизмы – проводили гибкую ценовую и маркетинговую политику, в результате чего потери оказались не столь ощутимыми в сравнении с теми, что понесли другие игроки рынка. Удержать цены на уровне 2014 года и сохранить рентабельность удалось за счет перераспределения линейки продуктов. Предпринимались и другие тактические шаги.

«На фоне ухудшающегося рынка мы не стали идти на компромиссы в части обеспечения качества продукции, напротив, усовершенствовали процессы производства и логистики, повысили эффективность дилерской сети, расширили географию поставок, вышли на экспортные рынки, – подчеркивает Евгений Абрин. – Стратегия в 2016 году не изменится: мы по-прежнему будем уделять внимание качеству и развитию ассортиментной линейки, делая ставку на инновации».

В феврале этого года компания вывела на рынок пять новых продуктов. Это, в частности, PAROC InWall – инновационный теплоизоляционный материал, предназначенный в качестве основного теплоизоляционного слоя в трехслойных стенах, выполненных полностью или частично из мелкоштучных материалов. Это уникальный компрессионный продукт, не имеющий аналогов на рынке. Компрессия достигает 30–35%, что позволяет потенциальным заказчикам существенно экономить на складском хранении. На предприятии ведут разработку и внедрение инновационных решений по технической изоляции – в частности, тепловой и звукоизоляции воздуховодов, малых емкостей и трубопроводов. В ближайшее время появятся новые продукты из серии ламельных прошивных матов.

Островной акустический потолок (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Островной акустический потолок
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«В этом году мы продолжим наши экспортные поставки в Казахстан, Белоруссию и Грузию, а также планируем выйти на новые иностранные рынки. Благодаря грамотной производственной и маркетинговой политике в этом году мы будем работать с высокой загрузкой мощностей», – добавляет Евгений Абрин.

Анализируя ход импортозамещения, специалисты отрасли отмечают, что, поскольку процесс начался несколько лет назад, в секторе достигнут высокий уровень локализации. Но, по мнению Евгения Абрина, остаются позиции, например техническая изоляция для разных сегментов рынка, где доля импорта по-прежнему сохраняется. Также специалист обращает внимание на то, что многие производители работают на зарубежном оборудовании, имеют в своей рецептуре импортные ингредиенты или сырьевые компоненты. Иначе говоря, импортозависимость в секторе производства ТИМ сохраняется.

«На российском рынке компания ISOTEC представляет техническую минераловатную изоляцию только местного производства, вся она сертифицирована, прошла испытания и получила необходимые одобрения, – говорит Татьяна Горбунова. – Другие производители полимерных утеплителей считают, что, несмотря на кризисное состояние, российский рынок полимерных утеплителей удержится на удовлетворительном уровне, говоря, что предложение практически соответствует спросу. Отечественных производителей радует, что постепенно снижаются объемы импорта пенополистирола. Кроме того, отечественная промышленность начинает наращивать объемы полимерных утеплителей, предназначенных для экспорта».

Особый подход

В сегменте производства специализированных изделий на основе изоляционных материалов также есть свои проблемы.

«Рынок звукоизоляционных материалов, как и рынок стройматериалов в целом, переживает экономический кризис, – замечает заместитель директора по раз­витию бизнеса ROCKFON в России и СНГ Сергей Курицин.­ – Производители стараются удержаться в своем сегменте рынка, предлагая заказчикам более экономичный вариант решений».

Хотя за последние годы рынок акустических и звукоизоляционных материалов вырос, что связано с повышением требований заказчиков к акустическому комфорту помещений, осведомленности архитекторов и проектировщиков в области акустики помещений, распространением современных стандартов в этой сфере, производители считают, что есть еще потенциал для расширения сферы потребления их продукции.

«Компания ROCKFON первой в России запустила производственную линию по выпуску акустических панелей еще в 2012 году, – рассказывает Сергей Курицин. – Учитывая растущий спрос на качественные акустические материалы, в 2015 году мы расширили ассортимент продукции, выпустив два новых продукта. Это инновационные потолочные панели high-end класса ROCKFON BLANKA™ и акустические панели SOLUT, разработанные специально для российского рынка, которые производятся в Ленинградской области.

Сейчас налицо тенденция перехода на экономичные продукты. Большим спросом пользуются комплексные решения для подвесных акустических потолков. В Европе в настоящее время наблюдается интерес к акустическим панелям-островам, которые располагаются автономно. Постепенно эта технология распространяется и на российском рынке».

Среди других тенденций в строительной отрасли, которые будут влиять на развитие рынка изоляции в 2016 году, специалисты выделяют и рост интереса к инновационным решениям для фасадов, кровель, специальных помещений и холодильных камер.

По мнению эксперта отрасли к. т. н. Дмитрия ­Титарева, российский рынок сэндвич-панелей постепенно приспосабливается к новым экономическим реалиям, однако некоторые игроки пошли по самому легкому пути – экономии на свойствах и характеристиках производимой продукции. Среди тревожных трендов специалист отметил снижение качества проектных решений, что особенно заметно в холодильном сегменте.

Обращает на себя внимание повышение активности некоторых европейских брендов.

«Благодаря более чем сорокалетней истории наша компания научилась адаптироваться к новым условиям рынка, сохраняя качество продукции на самом высоком уровне, – рассказывает глава ООО «ИЗОПАН РУС» Фаусто Бальдино. – Вся наша команда международных специалистов настроена рассматривать кризис как возможность, а не как проблему. Мы активно расширяем географию наших поставок, клиентскую сеть. В 2015 году введен в строй первый завод ИЗОПАН в России – в Волгоградской области».

Компания предложила российскому рынку сразу три уникальных технических решения, которые уже популярны в Европе. Это фасадная фальш-штукатурка Isocappotto, вентилируемая фасадная система ArkWall и кровельные панели Isodeck. «Таких технологий в России пока нет, – комментирует директор по маркетингу и PR Gruppo Manni HP Алессандро Куомо. – Но мы уверены в их перспективности».

Интерес иностранных компаний к российскому рынку говорит о том, что емкость его далека от насыщения. А значит, у всех игроков есть потенциал для развития.

Подготовила Любовь Ежелева

В печатной версии название статьи – “Под угрозой изоляции” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 169, апрель, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X