Актуальное

Окна и лифты для экспортеров: о поставках продукции малого и среднего бизнеса за рубеж

В прошедшем году государством и бизнес-объединениями учреждены новые и укрепляются существующие институты, призванные содействовать выходу на мировые рынки компаний малого и среднего бизнеса.

Минэкономразвития созданы 35 центров поддержки экспорта и 52 региональных интегрированных центра, задача которых – продвижение отечественных товаров на мировые рынки (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Минэкономразвития созданы 35 центров поддержки экспорта и 52 региональных интегрированных центра, задача которых – продвижение отечественных товаров на мировые рынки
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В России формируется система стимулирования, по сути, целевая модель поддержки несырьевого экспорта. Несырьевой экспорт в таких благоприятных условиях вполне может стать территорией успеха для малого и среднего предпринимательства. Если, конечно, все институты, образуя эффективную, консолидированную модель, заработают так, как предполагают создатели, – на благо отечественных компаний, способных производить конкурентоспособную продукцию и готовых вписываться в мировое бизнес-пространство.

Впрочем, и мировая практика говорит о том, что политика государства по поддержке экспорта во времена экономического спада играла ключевую роль в росте и развитии экономики, давала старт новому бизнесу, способствовала формированию новых отраслей и рабочих мест. Во время Великой депрессии в США, в послевоенной Германии, в кризис 80-х годов в Великобритании создание прогосударственных структур по стимулированию экспортной деятельности – банков, страховых агентств, департаментов стало основой выхода из кризиса и роста производства.

Экспортная политика

С прошедшего года государственная политика РФ в отношении несырьевого экспорта кардинально изменилась. Создание Российского экспортного центра (РЭЦ), в структуру которого сегодня входят РОСЭКСИМБАНК и Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР), стало началом формирования системы поддержки экспортно­ориентированных компаний. Одновременно на Петербургском экономическом форуме 2015 года Внешэконом­банком, Российским фондом прямых инвестиций, РЭЦ и Агентством стратегических инициатив (АСИ) было подписано соглашение об учреждении Инвестиционного экспортного лифта. Этот институт также призван содействовать развитию предприятий, ориентированных на работу в секторе несырьевого экспорта.

Стимулировать развитие экспортной деятельности предполагается и в рамках программы поддержки малого предпринимательства, которая работает с 2005 года. Кроме того, Минэкономразвития созданы 35 центров поддержки экспорта и 52 региональных интегрированных центра, задача которых – продвижение отечественных товаров на мировые рынки. Государством на реализацию программы развития экспорта и поддержки предпринимателей в этом году предусмотрено 11,1 млрд рублей.

Повод для оптимизма?

Сегодня ситуация такова: в России 5,6 млн субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе около 2 млн юридических лиц. Из них экспортеров только 14 000, или 0,25%. Объем экспорта в стране оценивается в $497 млрд, а доля малого и среднего бизнеса составляет 6%, или $30 млрд.

Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса огромен. Несмотря на объективные трудности и препятствия, компании этого сектора выходят
на мировые рынки, представляя широкий спектр товаров от сельхозпродукции до высокотехнологичного оборудования

«Можно по-разному относиться к этим цифрам, – прокомментировал, выступая в рамках деловой программы Петербургской технической ярмарки, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Максим Паршин. – Некоторые предприниматели считают: пока доля несырьевого экспорта чрезвычайно мала – стоит ли участвовать в этом сложном деле? У ведомства на этот счет оптимистичная позиция. Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса огромен. И сейчас, несмотря на объективные трудности и препятствия, компании этого сектора выходят на мировые рынки, представляя широкий спектр товаров от сельхозпродукции до высокотехнологичного оборудования. Как показали результаты опроса, проведенного «Опорой России», не менее 10% предпринимателей готовы рассматривать возможности стать экспортерами. Иначе говоря, как минимум 40-кратный потенциал у нас есть».

В какой поддержке нуждаются потенциальные экспортеры и как оценивают инициативы государства по стимулированию этой деятельности, выясняли и чиновники, и бизнес-общественность. А в процесс по лоббированию интересов экспортеров активно включились авторитетные некоммерческие структуры – в их числе и «Опора России», и Российский союз промышленников и предпринимателей (РПП), и «Деловая Россия», и торгово-промышленные палаты регионов.

«Мы интересовались у петербургских экспортеров, на какую поддержку от федерального центра они рассчитывают прежде всего, – рассказывает глава комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга Эльгиз Качаев. – Предприниматели отметили, что финансовые вливания, безусловно, необходимы, но не менее важна помощь в сертификации продукции, в области маркетинга, а это анализ рынков, на которые они намерены выходить, это возможность участия в крупных ярмарках и выставках за рубежом как представителей Петербурга. И здесь мы готовы помогать в рамках деятельности Центра поддержки экспорта, который уже работает в нашем городе».

В комитете по промышленной политике и инновациям Петербурга тоже совещались с представителями крупных предприятий и выяснили, что потенциальные экспортеры рассчитывают на увеличение субсидий на выставочную деятельность, по кредитной ставке, на субсидии по транспортным затратам. «Мы с комитетом финансов подготовили заявку на 380 млн рублей на имя губернатора. Надеемся, что она будет удовлетворена», – рассказал заместитель председателя комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Алексей Васильев.

Опросы, проведенные Российским агентством поддержки малого предпринимательства, показали: финансы не стоят на первом месте в числе основных нужд экспортеров. Для предпринимателей важно понимание, как товары и услуги трансформировать в программу по вхождению на мировой рынок, как минимизировать затраты и не обанкротиться.

«Экспортеров волнуют проблемы таможенного регулирования и логистики, цена услуг, – подчеркивает генеральный директор Агентства поддержки малого предпринимательства Виктор Ермаков. – Добившись возможности выходить на мировые рынки, предприниматель рискует потерять прибыль из-за высоких таможенных пошлин, цены логистических услуг. Все эти аспекты должны быть учтены в «дорожных картах». У малых компаний нет маркетингового бюджета, денег на рекламу, исследования рынка, вот здесь необходима помощь государства», – обобщил проблемы эксперт.

Чем могут – помогут

Насколько созданная государством инфраструктура будет полезна компаниям, ведущим экспорт несырьевых продуктов и товаров? Чиновники и руководители институтов убеждены, что система поддержки вполне жизнеспособна, а экспортная деятельность – перспективна.

Доходы сырьевого сектора упали, и открываются возможности для выхода на мировой рынок отечественных компаний, производящих конкурентоспособную продукцию (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Доходы сырьевого сектора упали, и открываются возможности для выхода на мировой рынок отечественных компаний, производящих конкурентоспособную продукцию
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

РЭЦ, как объясняют представители этой структуры, объединяет в себе все существующие в стране меры стимулирования экспортеров – нефинансовые, кредитные, страховые. Причем все услуги РЭЦ предоставляются экспортерам бесплатно. Это предполагает защиту интеллектуальной собственности за рубежом, консультирование по мировым рынкам, помощь при выходе на новые рыночные сектора, в поисках партнеров за рубежом, а также сопровождение с нуля экспортных сделок, содействие в проблемах с таможней, налоговой службой. И РЭЦ, и его представители в регионах станут связующим звеном между федеральными департаментами, комитетами и ведомствами, их задача – взаимодействовать с регио­нальными администрациями и структурами по поддержке экспорта, торгово-промышленными палатами.

Финансовая помощь – епархия ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР) и РОСЭКСИМБАНКа. ЭКСАР осуществляет страхование экспортных сделок, что подразумевает несколько видов операций: страхование сделок на основе отсрочки платежа, кредита поставщика, инвестиций за рубежом. Кроме того, ЭКСАР ведет кредитование российских экспортеров через банки-партнеры.

«Сейчас у нас аккредитовано около 50 российских банков из первой сотни, и мы ведем кредитование экспортеров для осуществления их деятельности на льготных условиях, – поясняет директор по региональному сотрудничеству ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» Дмитрий Макеев. – РОСЭКСИМБАНК – наш дочерний банк. В России далеко не первый год действуют меры поддержки экспорта, но предприниматели ими не пользуются или не знают об этом, предпочитая не иметь дела с государством. Считается, что для бизнеса лучше, чтобы его не замечали, не мешали. Но время изменилось, и это надо понимать».

Доходы сырьевого сектора упали, и сейчас, по мнению Эльгиза Качаева, открываются возможности для выхода на мировой рынок отечественных компаний, которые производят конкурентоспособную продукцию. Свою задачу глава ведомства видит как раз в том, чтобы помочь потенциальным экспортерам в преодолении не только бюрократических, но и внутренних психологических барьеров. «Пора избавляться от комплексов, опасений, что мы не готовы конкурировать на мировом пространстве», – считает он.

Сегодня и Фонд прямых инвестиций, совместно с АСИ ставший инициатором создания экспортного лифта, заинтересован в компаниях, которым требуется финансирование в объеме 500 млн рублей. Речь идет, безусловно, о состоявшихся предприятиях, готовых сделать шаг на экспортный рынок, расширить свое производство.

Инициатива между тем уже дает плоды: 11 заявок рассмотрены рабочей группой, для пяти компаний, представивших свои проекты, определены механизмы поддержки, еще шесть проектов находятся на рассмотрении. По словам представителя АСИ в СЗФО Игоря Девятко, предпринимателей привлекает простая и понятная схема взаимодействия, где стороны абсолютно четко и прозрачно прописывают шаги, которые должны быть сделаны компанией для выхода на новые рыночные ниши или роста доли на рынках зарубежных. «Компания, которая воспользовалась экспортным лифтом, фиксирует потребности в области кредитного финансирования, инвестиционного капитала, информационной поддержки, по смягчению административных барьеров, – по­ясняет он. – Вторая сторона так же четко фиксирует свои обязательства, которые должны быть сделаны».

Готовы содействовать коллегам и торговые представители РФ за рубежом. Торгпредства хорошо осведомлены обо всех нюансах движения рынков, предпочтениях тамошних потребителей, политической конъюнктуре.

Как сообщил торговый представитель РФ в Нидерландах Александр Черевко, санкции сказались на объемах товарооборота между Россией и Нидерландами, но сотрудничество продолжается. Успешно оно развивается в области ИТ-технологий. У голландцев есть стремление реанимировать связи на уровне рабочих групп, дипломаты охотно проводят встречи и консультации. Набирает обороты инициатива голландского бизнеса по созданию единой бизнес-платформы для продвижения проектов с обеих сторон – из Нидерландов в Россию и из России в Нидерланды.

«Для российских экспортеров участие в зарубежных выставках – хорошая возможность показать себя, – утверждает Александр Черевко. – Например, выставка частных брендов, которая традиционно проходит в Амстердаме весной, весьма продуктивна с такой точки зрения. Производители могут не только представить свои продукты, но и получить экспертную оценку от торговых сетей Европы. Если продукция заслуживает высокой оценки, маркетологи принимают решение о ее продвижении в европейских торговых сетях. Как пример: 30% российских компаний, что принимали участие в выставке частных брендов прошлом году, нашли своих партнеров в Европе и ведут поставки».

Петербуржцы намерены поддерживать с торгпредами связь в рамках работы Петербургского центра поддержки экспорта. «Мы провели переговоры с торгпредами, они выразили готовность участвовать в сессиях, делиться опытом, рассказывать о странах, в которых работают, о специфике международной торговли, об особенностях рынков этих стран», – заметил Эльгиз Качаев.

Что делать

Инфраструктура поддержки несырьевого экспорта продолжит свое развитие, представительства РЭЦ будут создаваться в каждом федеральном округе. Сейчас пока действуют два – во Владивостоке и в Ростове-на-Дону, следующее откроется в Петербурге. При этом, подчеркнул Максим Паршин, федеральные и региональные структуры не должны соперничать, а вместе формировать эффективный механизм, который позволит прежде всего малому и среднему бизнесу торговать за рубежом. Впереди еще работа по совершенствованию законодательной базы, устранению ограничений, административных барьеров для экспорта отечественных товаров, организация электронной торговли.

«Система формируется, она будет трансформироваться под интересы предпринимателей, экспортеров в том числе, – комментирует Виктор Ермаков. – Но необходима, скажем так, компрессия, давление бизнеса на систему, чтобы формировать амбиции, расширять рынок, тогда система начнет работать».

«Бизнес поверит в намерения государства и станет активным участником программ импортозамещения, включится в экспортные инициативы, если одни регулирующие документы не станут противоречить другим», – считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов.

До сих пор, по его мнению, вновь принятые дополнения и изменения в действующие законы лишь увеличивают нагрузку на предприятия. Эксперт напомнил о февральском Постановлении правительства РФ № 81 «О введении утилизационных сборов в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним…». Оно затронуло значительный сегмент экономической деятельности. В большей степени это коснулось производителей прицепных устройств, квадроциклов, другой малой техники. Утилизационный сбор неподъемен для малых предприятий, но при этом механизм предоставления производителям дотаций, субсидий еще не организован.

«Мы не делим предпринимателей на экспортеров и работающих на внутренний рынок. Важно, чтобы их права соблюдались, а условия вхождения и работы в рынке были стабильными и оптимальными. И чем больше предпринимателей будет в стране, тем больший процент из них вырастут в экспортеров. Сегодня чиновники, казалось бы, поняли прямой призыв президента страны «не кошмарить бизнес», сократить число проверок, околоналоговых нагрузок, административных барьеров, – рассуждает Александр Абросимов. – К сожалению, ни нагрузки, ни барьеры никуда не делись, а, напротив, увеличиваются».

Роза Михайлова

Похожие сообщения

X