Актуальное

Инфраструктурная оптимизация

Стабильный спрос на ресурсы обеспечивает привлекательность инфраструктурного рынка, а большой круг заинтересованных участников предполагает взаимопонимание и рациональное сотрудничество партнеров – поставщиков ресурсов, подрядных компаний, производителей оборудования и технологий.

Работы
Кумановский: “Инфраструктурный рынок интересен для большого круга игроков”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Участники обсуждения проблемы взаимодействия, которое проходило на сессии Инфраструктурного форума, организованного нашим издательством, считают, что развитию рынка должно способствовать грамотное управление процессами в этой сфере. Это подразумевает совершенствование нормативной базы и обеспечение качества ресурсов, принципов формирования тарифов на услуги монополистов, разработку адресных программ с учетом мониторинга инфраструктуры, оптимизацию эксплуатационных затрат, использование новых материа­лов.

Карта вложений

«Очевидно, что инфраструктурный рынок интересен для большого круга игроков, – отметил начальник аналитического отдела ЗАО «Инвестиционная компания ЛМС» Дмитрий Кумановский. – Для поставщиков ресурсов обеспечен стабильный спрос на их товар, для подрядных компаний, производителей оборудования – возможность участия в крупных проектах, которые финансируются государством».

По данным Всемирного банка, UK Partnership, агентства Business Monitor International, совокупная потребность в инвестициях в российскую инфраструктуру до 2020 года составляет около $1,2 трлн. Емкость рынка подготовки инфраструктурных проектов в форме ГЧП оценивается в 2,5%, или $3,75 млрд, от совокупных инвестиций в инфраструктурные проекты с частным финансированием. На частные проекты, реализуемые бизнесом, требуется лишь $150 млрд.

В ближайшие годы доля государственных инвестиций в инфраструктуру будет сокращаться из-за падения доходов от налоговых сборов и пошлин

Основными источниками финансирования сектора являются федеральный и региональные бюджеты, ФНБ, пенсионные фонды, кредиты банков, средства частных инвесторов и денежные потоки самих инфраструктурных проектов.

«В ближайшие годы доля государственных инвестиций в инфраструктуру будет сокращаться из-за падения доходов от налоговых сборов и пошлин. Снижение госрасходов лишь частично можно компенсировать вливаниями из ФНБ или банковским кредитованием», – считает экс­перт.

По информации Кумановского, схема распределения казенных средств в этом году будет выглядеть так: на развитие транспортной инфраструктуры направят 74% от общего объема инвестиций. Из всех средств, предусмотренных на транспортные проекты, 31% пойдет на строительство федеральных дорог, 36% – на региональные дороги, 12% – на железнодорожную инфраструктуру, 11% – на строительство метро, 5% – на аэропорты и 5% – на морские и речные порты.

В сектор энергетического строительства будет вложено 17% от общего объема инвестиций в инфраструктуру, в сетевой – всего 8%. Оставшийся один процент распределится на все прочие проекты.

Долговые путы

Предполагается, что и компании-монополисты тоже станут вкладываться в развитие сетей: часть тарифа предназначена как раз для этих целей. Но сегодня она не покрывает потребностей, более того, фиксируется как снижение спроса на ресурсы, так и рост дебиторской задолженности. Например, долги потребителей поставщикам тепла ежегодно растут на 10–12%.

Как отметила директор филиала «Единый расчетный центр ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Юлия Артемьева, дебиторская задолженность увеличивается и сегодня долги Водоканалу приблизились к 8 млрд руб­лей. В основных должниках исполнители коммунальных услуг, иначе говоря, управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, за которыми числится задолженность в объеме 5 млрд рублей.

Кроме того, в этом ряду теплоснабжающие предприятия и организации, которые содержатся за счет федерального бюджета. «Водоканал, являясь государственным предприятием, ограничен в возможностях привлечения дополнительных средств, а потому долги негативно сказываются на инвестиционных планах», – подчеркнула Юлия Артемьева. В то же время, по ее словам, на предприятии готовы идти навстречу клиентам и разработать разумную схему погашения долгов.

Приманка для инвестора

Обеспеченность инженерными мощностями, надежность инфраструктуры, качество поставляемых ресурсов – залог инвестиционной привлекательности города, эффективности бизнеса, который является потребителем и в массе своей добросовестным плательщиком, – убежден исполнительный директор компании «АРЕ» Вилле Паасонен. С его точки зрения, с этим в Петербурге есть проблемы. В их числе, например, нестабильность электроснабжения и качество воды.

Участники инфраструктурного форумаПо словам Вилле Паасонена, регулярное несанкционированное отключение электричества вынуждает нести дополнительные затраты на оснащение объектов резерв­ными генераторами. Это касается таких предприятий, как супер- и гипермаркеты, где используются мощные морозильные и холодильные камеры. Дополнительное оборудование обходится в среднем в 400 000 евро, что при проекте стоимостью 10 млн евро весьма существенно.

Компания «АРЕ» построила в Петербурге офисные центры, гипермаркеты и гостиницы. «Офисные площади у нас арендуют, как правило, финские компании, в гостиницах живут иностранные туристы, и те и другие привыкли в своих странах пить воду из-под крана, не фильтруя ее, – пояснил он. – В России и в Петербурге приходится дополнительно устанавливать мощные очистительные системы, причем не только на вход, но и на выход воды, – нормативы на сточные воды очень строгие».

Необходимость приобретать дополнительное дорогостоящее оборудование негативно сказывается на желании иностранных компаний инвестировать в Россию.

Вилле Паасонен предложил монополистам самим устанавливать дополнительное очистительное оборудование и дизель-генераторы, включая их стоимость в тариф. По его мнению, такое решение сразу привлекло бы зарубежных инвесторов.

«Наша деятельность строго регламентируется нормами федерального и регионального законодательства, подача питьевой воды осуществляется на основании договоров холодного водоснабжения, заключаемых согласно типовой форме договора, утвержденного правительством РФ в 2013 году. Требования к качеству питьевой воды также установлены на федеральном уровне, – прокомментировала претензии Юлия Артемьева. – Холодная (питьевая) вода, которая подается в распре­делительную водопроводную сеть водопроводными станциями, вода, поставляемая абонентам, соответствует нормативным требованиям».

Этот факт не вызывает сомнений у представителей бизнеса – их скорее беспокоит неурегулированность вопроса с принадлежностью сетей и низкие тарифы. «Первое мешает при эксплуатации объекта, потому что зачастую некому предъявить претензии в случае нештатных ситуаций, – уточнил Вилле Паасонен. – А низкие тарифы никак не способствуют внедрению энергоэффективных решений и технологий и увеличивают сроки окупаемости вложений». Тарифы должны быть экономически обоснованными, чтобы компаниям выгодно было инвестировать в отрасль, а предприятия могли эффективно развиваться, считает он.

Правила без обязательств

Низкие тарифы – не главная беда, признает генеральный директор компании «Трубы Хобас» Дмитрий Еременко. Техническое регулирование при реализации инфраструктурных проектов начинает терять всякий смысл. Все происходит потому, что оно уже не подчинено решению понятной технической задачи. Вместо системы правил, обязательных к исполнению и имеющих однозначное толкование, с точки зрения эксперта, мы получили набор противоречивых документов, отражающих интересы наиболее влиятельных участников. Один и тот же вопрос может трактоваться произвольно и описываться несколькими правилами или настоятельными рекомендациями.

Необходимо изменить систему формирования тарифно-балансовых решений, перейти к целевому комплексному производственно-инвестиционному планированию

«Если у вас одновременно действует несколько правил, описывающих один и тот же процесс или изделие, то не будет выполняться ни одно из них, – считает он, – они будут применяться выборочно, произвольно, могут легко превратиться в инструмент для вымогательства».

Хороший пример – строительство сетей. По словам Дмитрия Еременко, срок службы и надежность коммуникаций определяются путем утверждения документов, отражающих мнение руководства государственных организаций – заказчиков и интересы исполнителей – строителей и поставщиков, желающих снизить себестоимость или получить временное преимущество за счет бюрократических уловок. Такие документы противоречат и здравому смыслу, и даже действующему законодательству. Действует федеральный закон – технический регламент о безопасности зданий и сооружений, но на практике все сводится к пустой полемике о том, можно ли считать сети сооружениями, написанию и утверждению бессмыслицы.

«Спекуляции на тему внедрения инноваций и импортозамещения только усугубляют проблему. Есть техническая задача – построить сооружение, имеющее определенный запас прочности на заданный срок службы. Если инновация или отечественный аналог позволяют решить эту задачу без обмана и подтасовки доказательств, то их внедрение и применение имеют смысл. На практике необходимые расчеты и доказательства заменяют цитатами и расхожими клише про кластеры, опережающие развитие, прорывы и «нанокомпоненты из Сколково», – сетует Дмитрий Еременко.

Своими наблюдениями делится руководитель проекта компании NAWELL Алексей Никитин, который считает, что путь даже самых полезных новинок порой бывает весьма тернист, хотя необходимость их применения очевидна. «В России много лет при прокладке инженерных коммуникаций используют трубы из полимеров. Но при этом по-прежнему в систему монтируют железобетонные колодцы, которые уже через 10 лет эксплуатации требуют ремонта. Причем при условии соблюдения ГОСТа при их производстве», – рассказывает он.

На инфраструктурном форуме
Гумеров: “Примерно 50% всех затрат предприятий городского хозяйства закладывается на эксплуатацию и восстановление основных фондов”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В российской же действительности, по наблюдениям специалиста, когда в погоне за снижением затрат производители применяют дешевые марки цемента, изделия сохраняют свою целостность максимум один-два года. Сквозь образующиеся течи грунтовые воды попадают в очистные сооружения. А по статистике, это более 30% стоков. В итоге образуются дополнительные затраты, связанные как с очисткой сточных вод, так и с ремонтом колодцев.

Трубы и колодцы составляют единую систему канализации, их качество и долговечность в большой степени определяются однородностью материалов. Сделать систему канализации абсолютно герметичной и долговечной – такую задачу поставили перед собой сотрудники компании. И шесть лет назад запустили в Ленинградской области производство по выпуску изделий из полимеров. Предприятие выпускает колодцы трех диаметров – 400, 1000 и 1500 мм. Последние, кстати, разработка NAWELL, они не производятся ни на одном заводе в Европе. «Преимущества изделий оценили не только в Петербурге, – рассказывает Алексей Никитин, – хотя «Водоканал Санкт-Петербурга» стал одним из первых наших заказчиков».

По иному счету

Практика работы компании «Инконстрой» доказывает, что устрашающие цифры износа сетей не имеют под собой никаких обоснований и методы расчета уровня износа давно пора менять.

«До сих пор при оценке износа трубопроводов у нас пользуются бухгалтерским методом, – напоминает председатель совета директоров компании «Инконстрой» Александр Мурлин, – этот показатель исчисляется исходя из срока амортизации. А необходимо регулярно обследовать сети, чтобы понимать, где реально есть проблемы». По его мнению, в России практически не используются инструменты контроля технического состояния трубопроводов. Сегодня нередки случаи перекладки труб из полиэтилена, которые применяются в строительстве коммуникаций чуть более 20 лет, хотя срок их амортизации – 50. Между тем чугунные трубы при нормативе 60 лет способны прослужить век, но по бухгалтерским документам они уже прогнили и попали в разряд заменяемых. На основании этих приблизительных данных строятся инвестиционные программы, закладываются миллиарды рублей.

Александр Мурлин рассказал, что почти пять лет дочерняя компания «Инконстроя» – «Аква-Х» работает с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ведя мониторинг технического состояния сетей. Задача – выявить и устранить течь, пока она не превратилась в аварию. А опыт специалистов показывает: около 25% аварий можно избегать за счет профилактических мероприятий.

На инфраструктурном форуме
Еременко: “Спекуляции на тему внедрения инноваций и импортозамещения только усугубляют проблему”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Три года назад нам предложили проанализировать программу модернизации сетей на участке в 151 км. Удельная аварийность, заложенная в программу, – 1,5 аварии на 10 км. После проверки выяснилось, что на некоторые участки приходится два повреждения на 10 км, а на большинстве – менее одного. Такой подход позволяет рационально распорядиться деньгами. Ремонтировать надо то, что находится в худшем состоянии».

Кроме того, опыт «Инконстроя» доказывает: профилактическое обследование сетей с помощью специальных приборов позволяет снизить затраты на ликвидацию аварий в 2–4 раза. Сначала специалисты использовали для тестов передвижное швейцарское оборудование, сейчас на вооружении предприятия отечественные стационарные приборы, способные выявлять утечки в режиме онлайн.

«Необходимость установки систем пожарной безопасности ни у кого не вызывает вопросов, – заметил Александр Мурлин, – а о том, что вода может иногда быть опаснее огня, никто не задумывается. Скажем, специалисты, оценивая недавнее ЧП во Флоренции, когда сразу 20 машин провалились под землю, одной из причин назвали аварию на местном водопроводе».

Разумный расчет

Похоже, и поставщикам ресурсов, и потребителям – участникам рынка важно учитывать интересы друг друга, внедрять рациональные методы управления финансами, производством, учиться сокращать затраты. «Для реализации инвестиционных программ монополистам придется привлекать финансы за счет роста тарифов, закладывая инвестиционную составляющую в собственные услуги. Потребители из числа среднего и крупного бизнеса уже реагируют на эти шаги поиском экономически окупаемых способов минимизации платежей монополистам. Например, развивают собственные мощности, – комментирует Дмитрий Кумановский. – Скажем, некоторые крупные потребители электроэнергии, клиенты «Ленэнерго», чтобы снизить зависимость от тарифов, отреагировали уходом с оптового рынка и занялись развитием распределенной генерации и электроэнергии».

По информации экспертов ОАО «Э.ОН Россия», к 2020 году примерно 4% потребителей построят собственные мощности. И это усугубит проблемы сетевых компаний. Как пример: для сохранения конкурентоспособности завод ОК РУСАЛ купил Ондскую ГЭС у ТГК-1, замкнув всю энергию ГЭС на алюминиевое производство.

«Сегодня важно найти золотую середину между амбициями монополистов и реальным развитием инженерной инфраструктуры. В кризисное время, вероятно, есть смысл думать о перспективах, но вместе с тем находить возможности для вложения средств в решение точечных задач обеспечения ресурсами населения и бизнеса, ускоряя, таким образом, экономический рост», – делает вывод эксперт.

Директор по развитию ООО «Институт рациональных технологий» Сергей Гумеров отметил, что рост затрат на инфраструктуру в последние годы идет ровно по экспоненте (скорость роста пропорциональна значению самой величины. – Прим. ред.). То есть чем больше вкладываем, тем больше требуется. «И если в тучные годы это было оправданно, то сегодня пришло время оптимизировать затраты, – говорит он. – Для этого необходимо изменить систему формирования тарифно-балансовых решений, перейти к целевому комплексному производственно-инвестиционному планированию с учетом динамики темпов и причин устаревания основных фондов. Обратите внимание: примерно 50% всех затрат предприятий городского хозяйства закладывается на эксплуатацию и восстановление основных фондов».

По словам эксперта, при этом недостаточно сформулированы нормы, цели и ответственность по надежности, безопасности эксплуатации городской инфраструктуры. Единственный способ оптимизировать затраты – это постоянный переход к долгосрочному комплексному планированию на основе мониторинга технического состояния основных фондов и качества продукции/услуг.

Он привел в пример особенность текущей оценки износа/«недоремонта» системы теплоснабжения города, часть которой находится в собственности города, а часть в собственности Газпрома. При схожем сроке службы и условиях эксплуатации городские сети имеют официально признанный износ 52%, а частные – порядка 18%. «И именно эти цифры используются при формировании инвестиционных программ», – резюмирует Сергей Гумеров.

Путь к повышению эффективности, надежности и безопасности инфраструктурных систем и элементов, по мнению эксперта, состоит в точности прогнозирования потребления ресурсов, точности оценки текущего и прогнозного технического состояния основных фондов. Формирование комплексных и адресных программ должно базироваться на объективных данных и грамотных расчетах.

Спикеры круглого стола также сошлись на необходимости профилактики коммуникаций, мониторинга их состояния, пересмотра принципа формирования тарифов на услуги монополистов, а также перехода на новые материалы, способные реально увеличить и надежность всей инженерной системы и сроки ее службы.

Лилиана Глазова, Роза Михайлова

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X