Актуальное

Полуфабрикат не требуется: о молодых специалистах для производства

Отечественный бизнес остро нуждается в профессионалах, владеющих современными методами организации производства, технологическими процессами. Однако уровень выпускников вузов не всегда соответствует ожиданиям работодателей.

Студенты
Специалисты и студенты вузов активно привлекаются к разработке и реализации актуальных проектов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Многие предприниматели считают, что когда в компанию приходят выпускники вузов, то вместо специалистов они получают некий полуфабрикат. И ново­испеченных инженеров и менеджеров обязательно надо доучивать. Но не все руководители настроены на то, чтобы тратить время и деньги на переподготовку молодого специалиста.

Видимо, поэтому процент трудоустройства выпускников вузов в среднем по стране составляет от 50 до 75% в зависимости от региона и вуза. А процент дипломированных специалистов, которые находят себя в малом и среднем бизнесе, согласно статистике, вообще ничтожен – около 3%.

Причин такого положения много. Во-первых, на предприятиях не готовы проводить открытую кадровую политику и приглашать к себе студентов на практику. Да и перемены в системе образования происходят медленно, не успевая за техническим прогрессом.

Тем не менее в ведущих вузах уже начали проводить работу по актуализации подготовки специалистов. И эта деятельность ведется в тесном контакте преподавателей и промышленников.

«Современный университет давно перестал играть сугубо академическую роль и превратился из «храма знаний» в активного участника деловых коммуникаций, который находится в постоянном взаимодействии с высокотехнологичными производствами, некоммерческими бизнес-объединениями», – говорит директор центра научного бизнес-партнерства Университета ИТМО Владлена Серебрякова.

При вузах создаются технопарки, инжиниринговые центры и центры трансферта технологий, работают лаборатории, оснащенные передовым оборудованием. Кроме этого, специалисты и студенты активно привлекаются к разработке и реализации актуальных проектов.

Поддерживаем сильных

Власти также заинтересованы в том, чтобы бюджетные средства, выделяемые на подготовку специалистов, тратились эффективно. Поддержка оказывается в основном авторитетным высшим школам, что, безусловно, вызывает вопросы у тех, кто не попал в их число. Критерии отбора и механизмы поддержки не прозрачны.

От 50 до 75% российских выпускников в зависимости от региона и вуза получают работу по специальности

В этом году ведущим университетам России на конкурсной основе будут предоставлены разовые субсидии на общую сумму 10,9 млрд рублей. Поддержка направлена на реализацию задачи по вхождению не менее пяти российских вузов в первую сотню мировых университетов. По этой линии субсидии получит 21 российский вуз.

Отметим, что, по данным академического рейтинга университетов мира за 2015 год, в сотню лучших входят, например, Гарвардский, Принстонский и Кембриджский университеты, Массачусетский технологический институт, Оксфордский и Йельский университеты, а от России только МГУ имени М. В. Ломоносова.

Повысить конкурентоспособность российского образования призвана подпрограмма «Развитие профессионального образования», которая является частью государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы.

Предпринимаются и другие шаги. В мае 2016 года внесены изменения в Закон о науке и государственной научно-технической политике, согласно которым особыми правами наделены Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты. Они смогут создать свою систему научной аттестации.

Подобными правами наделяются научные организации и вузы, достигшие высоких результатов в научной и научно-технической деятельности и обладающие авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. При этом вузам с таким статусом будут предъявлены особые требования. Высшим школам предстоит самостоятельно реализовывать разработанные и утвержденные образовательные стандарты по всем уровням образования, стать национальными исследовательскими центрами либо обрести статус государственного научного центра. В отношении учебных заведений с особым статусом будет введена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет».

Практика студентов
Луговская: “Чтобы сблизить позиции вуза и бизнеса, мы используем разные формы взаимодействия”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Это позволит вузам самостоятельно создавать на своей базе диссертационные советы, устанавливать их полномочия, определять перечни научных специальностей, по которым защищаются диссертации. Кроме того, предоставляется право формировать порядок присуждения ученых степеней, включая определение критериев, которым должны отвечать диссертации, правила их защиты, разрешено утверждать положение о диссертационном совете, формы дипломов об ученых степенях.

 

Оговорено, что установленные критерии, которым должны отвечать диссертации, и требования к научной квалификации членов советов не должны быть ниже тех, что утверждены правительством РФ в рамках действующей государственной системы научной аттестации.

МГУ и СПбГУ смогут воспользоваться новыми правами с 1 сентября 2016 года, остальные – со дня включения в соответствующий перечень, но не ранее 1 сентября 2017 года.

Стоит напомнить, что власти оказывают поддержку Санкт-Петербургскому государственному политехническому университету имени Петра Великого в продвижении его в топ-100 лучших вузов мира.

Лягушки в крынке с молоком

Несмотря на то что не все питерские вузы вошли в мировой рейтинг, уровень высшей школы и ее потенциал общеизвестен, что является особым преимуществом нашего города. Состоятельность петербургских вузов подтверждается растущей популярностью у абитуриентов. Например, конкурс на некоторые факультеты Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета уже составляет 25 человек на место, и поток претендентов не иссякает. Пришлось ввести дополнительные дни для вступительных испытаний.

Вуз широко известен и как учебное заведение, где готовят квалифицированных инженеров для строительной отрасли, и как научно-исследовательский центр. Лаборатории СПбГАСУ оснащены самым передовым оборудованием. Здесь обучаются студенты более чем из 30 стран мира, а российские выпускники возглавляют ведущие строительные компании города и профильные комитеты городской власти.

«Чтобы сблизить позиции вуза и бизнеса, мы используем разные формы взаимодействия, – рассказывает проректор по учебной работе СПбГАСУ, д. п. н., профессор Ирина Луговская. – В первую очередь это, конечно, организация производственных практик. Закон об образовании, принятый в 2012 году, ориентирует бизнес и вузы на взаимодействие посредством организации базовых кафедр, у нас их уже создано 16. За 2015/16 учебный год на этих кафедрах прошли обучение около 600 студентов. Потенциальные работодатели участвуют в создании основных образовательных программ, которые включают в себя учебные планы, рабочие программы, в том числе и программы практик по различным дисциплинам. Готовые программы передаются на экспертизу в компании, специалисты вносят в них коррективы согласно профессиональным потребностям».

В 2016 году ведущим университетам России будут предоставлены разовые субсидии на общую сумму 10,9 млрд рублей

Привлечение бизнес-структур к образовательному процессу происходит и через проведение семинаров, факультативных занятий. В частности, популярными сегодня стали факультативы по комплексному проектированию и BIM-технологиям. Совместно с компанией «Верфау» разработана программа обучения, которая пользуется популярностью у студентов и преподавателей.

Специалисты предприятий участвуют в курсовом и дипломном проектировании студентов на всех этапах – от разработки темы, организации преддипломных практик, рецензирования до общего руководства дипломными проектами и, кроме того, принимают участие в Государственной итоговой аттестации выпускников.

Интересным опытом для СПбГАСУ стала организация дней, недель и месячников предприятий. Ведущие компании, работающие в сфере строительства, такие, например, как «Кнауф», «Текла», «Веко», «Рехау», загодя готовят программу деловых мероприятий и презентаций, таким образом студенты в деталях знакомятся с современными технологиями.

Апробируются новые формы познавательных мероприятий: брейн-ринги, хакатоны-погружения и другие интересные методики. Кроме того, в вузе проводят ярмарки вакансий и дни карьеры, когда работодатели напрямую общаются со студентами. Например, в прошлом году администрация Всеволожского района отобрала группу выпускников для работы в сфере автодорожного хозяйства. На постоянной основе работает сайт службы занятости.

Вузы ждут утвержденных профессиональных стандартов, в соответствии с которыми будут актуализироваться стандарты образовательные. Специалисты СПбГАСУ участвуют в этой работе. Шесть профстандартов, среди которых, например, «Руководитель и специалист в области управления контро­лем качества строительного производства», «Арматурщик», «Бетонщик», «Руководитель строительной организации», «Организатор строительного производства», были подготовлены при активном участии преподавателей Архитектурно-строительного университета.

«Для реагирования на постоянно меняющийся жизненный цикл промышленного продукта мы создаем базовые кафедры и инжиниринговые центры, – рассказывает профессор СПбГПУ Владислав Расковалов. – Обучение ведется по принципу немецкой дуальной системы – часть учебного курса в аудиториях вуза, часть – на предприятии. Курсовые, дипломные работы, диссертации готовятся не ради защиты, а чтобы исследование вписывалось в технологический цикл конкретного предприятия».

Для подготовки специалистов на перспективу в Петербургском политехническом университете внедрен мониторинг инноваций, новых технологий и продуктов. На основе полученной информации создаются блочные образовательные модули, по которым готовят специалистов.

Всем нужна практика

Говоря о методиках, которые используют в ИТМО для актуализации учебного процесса, Владлена Серебрякова отметила, что 50% образовательной программы новых направлений обучения разрабатывается с привлечением высококвалифицированных специалистов из рассматриваемой отрасли.

Студенты на лекции
Луговская: “При выборе форм сотрудничества с бизнесом мы продумываем, какая из них лучше сработает в конкретном случае”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«При этом участие производственников не ограничивается только рекомендациями к лекционным планам, они и преподают, проводят практические занятия и мастер-классы. Кроме того, мы практикуем предварительное утверждение компанией-заказчиком базовых компетенций абитуриента и выходных трудовых функций выпускника, что значительно повышает их конкурентоспособность как профессионалов: ведь будущему работодателю не нужно будет их доучивать», – подчеркивает она.

Отдельным направлением работы стала программа «Практико-ориентированной подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности», которую в ИТМО разработали при поддержке ЗАО «Диаконт». Созданная на ее основе система подготовки специалистов включена в отчет о лучших образовательных практиках, который был представлен профильному совету при президенте РФ.

«Система представляет собой совокупность классических форм целевой подготовки специалистов для конкретного предприятия, мер по вовлечению представи­телей индустрии в разработку и реализацию образовательных программ и инновационных подходов к процессу обучения, – поясняет Владлена Серебрякова. – Речь идет о комплексном обучении специалистов, способных в коман­де в сжатые сроки разработать конкурентоспособный продукт для высокотехнологичных предприятий».

Говоря об эффективных формах взаимодействия университета и бизнес-структур, эксперты выделяют открытие на паях с работодателями R&D-центров, магистерских базовых кафедр и центров компетенций, реализацию инновационных проектов и создание малых инновационных предприятий.

«Организации разные, у каждой – своя специфика, – комментирует Ирина Луговская. – Поэтому при выборе форм сотрудничества с бизнесом мы продумываем, какая из них лучше сработает в конкретном случае. Есть проекты с Водоканалом, ПетербургГазом, в рамках которых мы готовим для этих организаций целевых специалистов. Но, на мой взгляд, наиболее полезной и результативной по-прежнему остается организация различных видов практик, где студент на месте знакомится с азами будущей профессии. И нам хотелось бы, чтобы бизнес активнее развивал именно эту деятельность».

Сделай сам

Соединение возможностей предприятий с научным потенциалом, которым богаты питерские вузы, дает хорошие результаты, а также позволяет коррелировать деятельность этих двух сфер. Сегодня многие вузовские проекты и разработки реализуются при участии бизнеса или власти.

Оборудование
Сегодня многие вузовские проекты и разработки реализуются при участии бизнеса или власти
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Студенты СПбГАСУ ежегодно участвуют в конкурсе проектов, которые инициируются губернатором города. На одном из таких конкурсов из восьми представленных студентами проектов шесть стали призерами конкурса. И все шестеро студентов автомобильно-дорожного факультета, а именно их проекты стали призовыми, были приглашены на работу в профильные комитеты администрации Санкт-Петербурга. В 2015 году губернатору особо приглянулся студенческий проект реконструкции набережной Макарова, в котором молодой разработчик предложил интересную с технической точки зрения возможность расширения набережной. Градоначальник дал указания чиновникам использовать идеи студента для дальнейшей реализации.

«Одним из важнейших направлений деятельности Университета ИТМО является выполнение НИОКР по созданию наукоемкой продукции по заказам высокотехнологичных предприятий и бизнес-структур», – подчеркивает Владлена Серебрякова.

Заказчиками, по ее словам, выступают известные отечественные предприятия. Это ОАО «РТИ» (Москва), ЗАО «Диаконт», АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», ОАО «НПК «СПП» (Москва), ОАО «ЦНИИ «Циклон» (Москва), ООО «Алкор-Био», ООО «Центр речевых технологий», АО «ЛОМО» и другие. В числе заказчиков университета и зарубежные организации – Oxford Instruments Analytical (Германия), Висмарский университет прикладных наук, технологий, бизнеса и дизайна (Германия), Институт электротехники и информационных технологий Технического университета города Лунд (Швеция), Технологический университет Лаппеенранты (Финляндия).

Примером того, как научные разработки проходят прямой трансфер в производство, стал опыт взаимодействия с ГК «Диаконт». Более пяти лет группа компаний связывает свою инновационную деятельность по выполнению НИОКР и дополнительному обучению специалистов с ИТМО.

В рамках сотрудничества активно применяют практику научно-технической консолидации интересов в формате базовой кафедры «Системы и технологии техногенной безопасности». Базовая кафедра выполняет функцию объединения потенциалов группы компаний «Диаконт», ученых вуза и ноу-хау, наработанных в лабораториях университета.

Первым проектом, реализованным ЗАО «Диаконт» и ИТМО, стало создание в рамках Постановления правительства РФ № 218 производства электромеханических приводов нового поколения. «В рамках ФП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014–2020 годы» выполняется проект по созданию опытного образца телеуправляемого комплекса для диагностики повреждений подземных трубопроводов малых диаметров в сфере энергетики и ЖКХ», – дополняет Владлена Серебрякова.

В Политехническом университете мотивируют сотрудников и преподавателей вуза самим находить контакты с бизнесом. На этой основе планируется подготовка по перспективным специальностям.

Студенты за работой
В вузах понимают, что преподавателям необходимо быть на пике знаний
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Для инженеров-строителей актуальна теория обучения через всю жизнь, – утверждает профессор кафедры «Строительство уникальных зданий и сооружений» СПбГПУ Юрий Лазарев, – поскольку в нашей отрасли постоянно формируются инновационные решения. Мы начали с того, что обязали преподавателей искать и изучать новые тенденции и требования рынка, разработали программы целевой подготовки специалистов для базового партнера. Также была поставлена задача, чтобы каждый студент занимался инновационной проблемой, с публикацией и обязательным обсуждением результатов в специализированных научных изданиях».

В Инженерно-строительном институте совместно с ЗАО «Институт «Стройпроект» создана и успешно работает базовая кафедра «Дороги, мосты и транспортные тоннели». Такой подход позволяет на практике совершенствовать качество образования путем использования результатов научно-исследовательских работ. Занятия проводятся в инновационных формах по актуальным проблемам науки, экономической и социальной политики, государственного и муниципального управления.

В вузах понимают, что преподавателям необходимо быть на пике знаний. Если раньше тематика учебных работ выбиралась произвольно, сейчас в студенческих рефератах, курсовых, выпускных квалификационных работах и магистерских диссертациях исследуются реальные проблемы бизнеса. Контакты с предпринимателями в Политехническом университете развиваются через создание инжиниринговых центров.

«В тренд развития промышленности мы вписываемся через контакты с конкретными предприятиями, – по­ясняет профессор Расковалов. – Например, в сотрудничестве с заводом «Звезда» создается база и готовятся специалисты по новым направлениям двигателестроения, чтобы они сразу могли работать на предприятиях, а не переучивались».

Любовь Ежелева

В печатной версии название статьи – “Полуфабрикат не требуется” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 170, июль 2016 г.)

Related posts

X