жк днепропетровская 37

Актуальное

Пока в догоняющих: о производстве насосов

В тех сегментах российского рынка насосного оборудования, где требуется высоконадежная продукция, лидируют иностранные компании. Чтобы их догнать, отечественным производителям нужны десятилетия, а пока их позиции наиболее устойчивы лишь в отраслях с сильным государственным влиянием.

Насосы
На отечественном рынке насосов преобладает продукция импортного производства
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Разделение долей

По данным компании IndexBox, которая занимается маркетинговым консультированием, в 2015 году объем российского рынка насосов и насосного оборудования составил 205 млрд рублей против 170 млрд рублей годом ранее. Основными потребителями этой продукции явля­ются нефтегазовая отрасль, энергетика и водное хозяй­ство (включая ЖКХ).

Согласно исследованиям IndexBox, на отечественном рынке насосов преобладает продукция импортного про­изводства, доля которой на протяжении последних лет сохраняется на уровне 58–63%. В число ведущих импор­теров входят, в частности, датский концерн Grundfos, компания Wilo (Германия), концерн KSB (Германия) и Xylem (США). Лидером среди отечественных произво­дителей насосного оборудования можно назвать ОАО «Группа ГМС».

По оценкам участников рынка, его особенность за­ключается в том, что насосное оборудование поставля­ется практически во все отрасли промышленности и коммунального хозяйства, а также для бытовых нужд. Соответственно, доли российских и иностранных производителей варьируются в зависимости от сферы исполь­зования оборудования. «У каждого сегмента своя специфика и свое распределение между российскими произ­водителями, производителями из стран СНГ и иностран­ными поставщиками», – говорит менеджер по промышленному сегменту компании «ВИЛО РУС» Александр Патеев.

Насосы
На отечественном рынке насосов преобладает продукция импортного производства, доля которой на протяжении последних лет сохраняется на уровне 58-63%
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

С ним согласен и директор филиала ООО «КСБ» в Петербурге Константин Бирзнек: «Рынок насосного оборудования очень широк и охватывает все сферы жизни и производства. От маленьких циркуляционных насосов системы отопления коттеджа и насоса в вашем личном колодце до многотонных агрегатов, работающих на станциях водозабора или на очистных сооружениях целых городов, насосов ирригационных, а также пред­ назначенных для технологических процессов в промышленности, насосов первого контура на АЭС или шламовых монстров для перекачки «камней». Поэтому и рассмат­ривать рынок и его специфику в общем невозможно и неправильно. По распределению долей рынка такая же ситуация, в зависимости от определенного сегмента лидирующие позиции могут занимать как российские предприятия, так и зарубежные производители».

Тем не менее поставщики сходятся во мнении, что в ближайшее время российский рынок насосного оборудования вне зависимости от распределения сфер влияния по его отдельным сегментам ждет наплыв китайских компаний. «С учетом текущей политической и  экономической ситуации наблюдается увеличение экспансии с Востока. Главная причина – низкая стоимость продукции. К сожалению, привлекательные цены зачастую достигаются в ущерб качеству оборудования и отсутствию сервисной поддержки. Оговорюсь, среди восточных производителей есть достойные компании, инвестирующие средства в собственные разработки и производство оригинального оборудования. Но, к сожалению, есть и недобросовестные фирмы, которые пытаются копировать известные бренды», – рассказал ПСО заместитель директора департамента по реализации проектов ООО «Грундфос» Игорь Кинаш.

Однако, по его мнению, рост поставок насосов из Китая не приведет к появлению заметных новых игроков на отечественном рынке. «Я не думаю, что в обозримой перспективе появятся новые игроки, способные произвести серьезные изменения на рынке насосного оборудования, – отметил Игорь Кинаш. – Стагнация в экономике негативно повлияла на нашу сферу деятельности и  на промышленность в целом, и я сомневаюсь, что найдутся ресурсы для преодоления и кризиса, и высокой конкуренции».

Александр Патеев из «ВИЛО РУС» также говорит о мощном производственном и финансовом потенциале китайских производителей насосов, которые будут пытаться закрепить свое влияние в России. «В ближайшее время прогнозируется вклинивание китайских компаний во все сегменты насосного рынка», – считает он.

Локализация на марше

Хотя производители насосного оборудования из Китая выигрывают по ценовым предложениям, стоимость не является единственным критерием, определяющим выбор продукции на рынке. По данным IndexBox, к ключевым факторам относятся также известность торговой марки, репутация компании-производителя, надежность насосного оборудования, возможность его использования в конкретных технологических условиях и наличие сервисного постпродажного обслуживания. «Лидерство в том или ином секторе определяет не «родина» компании, а качество выпускаемого оборудования, его долговечность и надежность, соотношение цены и качества, наличие сервисной поддержки и так далее. Grundfos уделяет огромное внимание всем перечисленным вопросам», – соглашается с выводами маркетологов Игорь Кинаш.

В России ведущие мировые производители насосов закрепились прежде всего в сегментах, где требуются поставки высоконадежной продукции. «Иностранные производители лидируют в таких отраслях, как энергетика и промышленность, выигрывая в них по финансовым показателям и проигрывая по объемным. Лидерство в этих сегментах связано в первую очередь с высочайшими требованиями к надежности насосного оборудования», – сказал Александр Патеев.

По оценке Константина Бирзнека, иностранные компании сейчас фактически монополизировали такое на- правление, как поставки насосов инженерных систем в промышленно-гражданском строительстве. «Связано это с тем, что вопросы индивидуального строительства, энергосбережения в этой области были исторически не развиты в нашей стране, поэтому рынок насосов для инженерных систем личного и жилищного строительства практически на 100% занят импортными производителями», – поясняет он.

Насос
Наращивая уровень локализации, иностранные компании признают, что в некоторых сегментах рынка насосного оборудования им сложно конкурировать с отечественными производителями
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

И Grundfos, и Wilo, и KSB сегодня развивают производство в России. Как рассказал журналу Игорь Кинаш, компания в 2005 году открыла в Московской области завод «Грундфос Истра», где собирают вертикальные, центробежные, скважинные и консольно-моноблочные насосы (в том числе с частотно- регулируемыми двигателями), а также системы управления, установки повышения давле- ния и пожаротушения, дозировочные станции, комплектные канализационные станции и станции повышения давления.

В сентябре 2016 года на «Грундфос Истра» была за- пущена новая линия по производству оборудования для водоотведения. Сегодня это предприятие производит около 33% от общего объема продукции Grundfos, продаваемой в России.

«Локализованное производство дает такие преимущества, как гибкость, возможность адаптации, разработки и  производства продукции под требования заказчика и установленных в стране требований, оптимизация затрат и сроков поставок, постоянный и гарантированный доступ к выпускаемым товарам и сервисному обслуживанию», – отметил заместитель директора департамента по реализации проектов ООО «Грундфос».

По словам Александра Патеева, запуск завода в Ногинске, строительство которого длилось три года, состоялся нынешним летом. Стоимость проекта составила 35 млн евро. «Изначально было запланировано производство большого количества продукции как для России, так и для стран СНГ. Поэтому пока не планируется расширять свое производство в России, мы только начали загружать имеющиеся мощности», – уточнил Патеев.

Сейчас «ВИЛО РУС» выпускает пожарные установки, установки повышения давления, фекально-дренажные насосы, колодезные погружные насосы и насосы с сухим ротором. Уровень локализации производства составляет 30%. В течение трех-четырех лет запланирована программа углубления локализации для достижения показателей 80–85%.

Константин Бирзнек из «КСБ» также считает локализацию производства перспективным направлением, позволяющим не только предлагать российским потребителям качественное оборудование по конкурентоспособной цене и с оптимальными сроками поставки, но и участвовать в проектах, где в числе требований указано применение оборудования российского производства. «На базе сервисного центра ООО «КСБ» в Химках (Московская область) осуществляется сборка и агрегатирование насосного оборудования мощностью до 8 МВт, а  также производство установок повышения давления для применения в системах водоснабжения и пожаротушения, – говорит он. – В 2015 году мы также начали модульную сборку стандартных консольных насосов Etanorm, налаживаем производство одноступенчатых насосов серии Etaline, Etabloc, Omega».

На 2017 год запланирован ввод в эксплуатацию ново- го производственного комплекса ООО «КСБ», строительство которого ведется на территории технопарка «Индиго» в Москве. Здесь будет осуществляться крупноузловая модульная сборка и агрегатирование насосного оборудования KSB, в том числе с применением локальных комплектующих.

По словам Константина Бирзнека, в России KSB локализует производство самых продаваемых стандартных насосов для гражданского строительства, водоснабжения и общей промышленности. Что касается полной локализации, то собеседник журнала считает ее «потенциально возможной, но не вполне целесообразной». «Например, насосы, сложные по конструкции, материальному исполнению и технологии производства, такие как питательные насосы высокого давления или химические для агрессивных сред, компания по-прежнему будет производить и испытывать на европейских заводах», – уточняет он.

Лидерство за счет госвлияния

Наращивая уровень локализации, иностранные компании признают, что в некоторых сегментах рынка насосного оборудования им сложно конкурировать с отечественными производителями. «Значительное преимущество у отечественных производителей имеется в сфере добычи полезных ископаемых, нефтедобычи, коммунального хозяйства», – отмечает менеджер по промышленному сегменту «ВИЛО РУС» Александр Патеев, уточняя, что это преимущество во многом обеспечивается «еще советскими образцами насосов, низкой ценой предлагаемых аналогов, низкой ценой энергоресурсов в России».

Насос
Крупные заказчики предпочитают сотрудничать с одним поставщиком насосного оборудования, чья продукция полностью отвечает их требованиям
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

По оценке Константина Бирзнека, российские пред- приятия лидируют в отраслях с сильным государственным влиянием. «Преимущества отечественных производителей логически сконцентрированы в сегментах стратегического значения, хотя и здесь история показывает, что не все потребности таких отраслей, как атомная или тепловая энергетика, химическая и нефтегазоперерабатывающая промышленность, можно удовлетворить только благодаря внутренним ресурсам, – отмечает он. – Например, концерн KSB еще с 1930-х годов имеет опыт поста- вок своих насосов и арматуры на российские предприятия нефтехимического комплекса и на объекты энергетики. Сейчас спрос на оборудование KSB для этих отраслей по-прежнему высок, так как подобрать отечественные аналоги не всегда возможно». По его словам, сегодня можно говорить и об укреплении российских предприятий на рынке насосного оборудования для водоснабжения и водоотведения, то есть в областях, развитие которых во многом зависит от властей.

«Возможности вытеснения иностранных производите- лей базируются в основном на административно-политическом ресурсе. На наш взгляд, нельзя политическим решением исключать зарубежный опыт и технологические разработки, уничтожив тем самым конкуренцию с западным производителем, ведь прежде всего пострадает качество. Я имею в виду, если оборудование какого-то производителя будет лучше по своим характеристикам и эксплуатационной надежности, то нужно применять именно его для решения глобальных задач. Когда речь идет о здоровье нации и экологической безопасности производств, не должно быть никаких штампов и политических ограничений», – констатирует собеседник издания.

Если рассматривать возможности отечественных производителей насосов без учета административного ресурса, то можно предположить, что вытеснения с рынка иностранных компаний не следует ожидать в ближайшее время. Отчасти это связано с тем, что насосное оборудование является звеном единой технологической цепи. Если эта схема изначально построена под импортные насосные агрегаты, заменить их российскими аналогами без потери качества и надежности может быть проблематично. Кроме того, пока российские производители насосов не могут заменить всю линейку продукции зарубежных компаний.

Для того чтобы расширить модельный ряд, отечественным предприятиям нужно пройти полный цикл от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до проектирования и организации серийного производства, что требует больших временных и финансовых затрат. С учетом специфики рынка у российских производителей нет гарантии, что их продукция немедленно будет востребована в полном объеме, предварительно она должна быть опробована в конкретных проектах.

Как отмечают производители, крупные заказчики пред- почитает сотрудничать с одним поставщиком насосного оборудования, чья продукция полностью отвечает их требованиям. «Как правило, используются технические решения, проверенные годами. И бывает сложно изменить позицию проектировщиков, эксплуатантов, инвесторов или владельцев относительно того, что на каком-то конкретном технологическом узле должно применяться насосное оборудование определенных производителей», – признался один из участников российского рынка, добавив, что заметный уровень импортозамещения здесь может быть достигнут только в долгосрочной перспективе.

Виктория Уздина

В печатной версии название статьи — «Пока в догоняющих» (журнал «Промышленно-строительное обозрение», № 171, октябрь, 2016 г.)

Другие материалы по теме

X