Актуальное

Карьера – играючи: о роли Minecraft и Pokemon Go в строительстве

Назидание «сначала уроки, потом компьютер» теряет актуальность. К ПК давно добавились портативные устройства – планшеты или смартфоны, а некоторые уроки куда полезнее учить, играя в игры, которые помогают эффективно усваивать знания.

Очки виртуальной реальности«Майнкрафт» – это серьезно!

Большинство родителей негодует по поводу компьютерных игр, от которых трудно оторвать детей и заставить их делать домашнее задание. Некоторые преподаватели, наоборот, находят в них смысл, используют на уроках, считают, что игры полезны и для выбора будущей профессии учеников.

Учитель истории и географии Оливье Кине из колледжа имени Жана Ростана в городе Монпон-Менестероль (Франция) настаивает на том, что в некоторых случаях благодаря играм дети узнают предмет намного лучше, чем если бы его объяснял учитель. Так, по словам господина Кине, игра «В атаку» (фр. «A l’assaut») делает изучаемый материал ярче и жизненнее, что позволяет запомнить много необходимой по предмету информации.

Еще больший резонанс в качестве учебного пособия вызвала игра Minecraft. Ее используют в 7000 школьных кабинетах по всему миру. Освоение пространства, строительство инфраструктуры, благоустройство территории – все это задачи, которые решает игрок самостоятельно или во взаимодействии с другими участниками игры. Конструктивные особенности так называемого геймплея – игрового процесса – открыли возможности для использования Minecraft на уроках математики в школах Северной Ирландии.

Во взрослой жизни такой опыт тоже оказался не лишним: с 2012 года Minecraft участвовала в проекте Block by Block, реализуемом совместно с подразделением ООН – UN Habitat. В задачи адаптированной под строительные цели игры входило совершенствование инфраструктуры жилого пространства. Группа молодых специалистов создавала модель территории с учетом пожеланий местных жителей. За четыре года существования проекта удалось повысить качество жизни в сотнях городов и поселков от Кении до Швеции.

Дополняя реальность

Что объединяет компьютерную игру и работу строителя? Одной из технологий, предполагающей возможность продуктивного совмещения реальности и цифрового мира, стала дополненная реальность, или augmented reality. Суть подхода заключается в наложении сгенерированных программой изображений на окружающую реальность.

Самым свежим примером augmented reality можно считать игру Pokemon Go. Мир на экране смартфона дополняется изображениями покемонов, что предусмотрено программой игры. Они могут быть где угодно: маленькие монстры легко «цепляются» к любому предмету и взаимодействуют с манипуляциями игрока.

Примерно такую же возможность действовать в смешанной реальности (mixed reality) предусмотрели разработчики очков HoloLens. Детище могущественной компании Microsoft с успехом адаптировали для своих целей строители. Эскизы архитектурных решений, элементы монтажа и строительные конструкции они совмещают с содержимым строительных площадок, глядя на все это через HoloLens.

Как сообщает издание Массачусетского технологического института MIT Technology Review, повышенное внимание к технологиям типа HoloLens сейчас наблюдается повсеместно. Например, по данным издания, интерес к ним уже проявили такие компании, как инжиниринговая фирма AECOM (США), американское архитектурное бюро Gensler и Китайская государственная строительно-инженерная корпорация.

Джон Майерс (John Myers), руководитель строительной фирмы Guilbane Building Company (США), в  ходе эксперимента со смешанной реальностью при помощи очков HoloLens на практике убедился в экономии времени и расходов на строительство. Компания Майерса должна была заказать стальные рамы для поддержки стен строящегося здания. Чтобы проверить, подходят они к стенам или нет, он посмотрел на виртуальные рамы и реальные стены через HoloLens, загрузив перед этим модель будущей конструкции.

Оказалось, что предполагаемые и реальные размеры не совпадали: рамы нужно было сделать короче. В результате перед отправкой заказа его откорректировали и сэкономили $5000. Не надень Майерс очки, полученные материалы пришлось бы укорачивать на строительной площадке, потратив уйму денег и сил.

Чему учат в строительном классе

В Россию новые строительные технологии приходят не сразу, а даже если и приходят быстро, то требуют времени на адаптацию. Тем не менее в гражданском строительстве сегодня активно пытаются использовать такие BIM-решения, как ArchiCAD для архитекторов, TeklaStructures для конструкторов, MagiCAD для инженеров, а также Revit от компании Autodesk, которая предположительно и ввела в обиход понятие BIM. Для нас сегодня это одна из самых осваиваемых технологий, которая продвигается на государственном уровне. Дополненную реальность в России еще пока только ждет пик профессионального спроса.

Зато другой программный продукт Autodesk  – AutoCAD, – хорошо знакомый российским профессионалам, уже преподают на уровне среднего образования. В этом учебном году в школе № 246 Приморского района Санкт-Петербурга открылся строительный класс  – второй в районе и девятый по счету в городе. В его программу включены занятия по менеджменту и AutoCAD. Класс сформирован на базе учеников 10-го года обучения, а уроки ведут преподаватели Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ).

Образовательный эксперимент, инициированный Объединением строителей СПб, получил поддержку администрации Санкт-Петербурга и руководства Приморского района. Выступая на церемонии открытия строительного класса, глава администрации Приморского района Николай Цед подчеркнул: «Создание строительного класса – проект в первую очередь профориентационный. Мы  видим его успех  – многие ребята после школы пошли в высшие учебные заведения по строительным специальностям».

Владислав Шаталов

ТОЧКА ЗРЕНИЯ


Артем ПеченыйАртем Печеный, разработчик приложений для виртуальной и дополненной реальности:

«Дополненная реальность может быть весьма полезна со стороны маркетинга и сервиса для клиентов. Глядя сквозь экран телефона, можно понять, как будет выглядеть здание на месте котлована; рассмотреть объемную планировку этажа вместо картонки со специальным маркером или увидеть варианты отделки и планировки квартиры в помещении с голыми стенами. В работе инженера или архитектора виртуальная реальность может оказаться полезнее дополненной. Сидя за компьютером, отгородившись от стен кабинета очками виртуальной реальности, специалист имеет возможность сосредоточиться на объекте своего труда. Виртуальная реальность позволит и перенестись в помещения, существующие только в проекте (чтобы оценить их визуально в натуральную величину, с полным эффектом присутствия), и редактировать чертежи в объеме, используя шлем или очки ВР вместо монитора. Устройства типа HoloLens, безусловно, тоже смогут быть необходимы в будущем, но мне кажется, технологии виртуальной реальности сейчас больше востребованы на массовом рынке».


Олег ГинесинОлег Гинесин, инженер-проектировщик ОВ, кинорежиссер:

«В профессиональной инженерной среде в России эти технологии еще никак не внедрены, и на этот счет можно только пофантазировать. Наверное, они могли принести пользу при геодезических изысканиях, обследованиях и замерочных работах на строительных площадках, при условии что технологии удастся успешно интегрировать со средствами измерения и контроля. Но тут возникает вопрос целесообразности: чем подобные решения будут лучше, чем замеры приборами без интеграции? Вероятно, подобные технологии могли бы облегчить чтение чертежей проектов и точность их воплощения на строительной площадке, но практика показывает, что профессиональные инженеры-строители и так хорошо читают чертежи и, как правило, при адекватной квалификации не нуждаются в дополнительных подсказках. Что касается проектирования, здесь, мне кажется, куда перспективнее не дополненная реальность, а комплексное совместное многопользовательское 3D-проектирование в условной виртуальной среде. Эти разработки уже внедряются и даже используются прогрессивными строительными проектными организациями»

В печатной версии название статьи – “Карьера – играючи” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, октябрь, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X