жк днепропетровская 37 квартиры

Экспортерам – легкий старт: по итогам III Форума бизнеса Северо-Запада

Государство ставит перед производителями задачу по увеличению объемов неэнергетического экспорта.

III Форум бизнеса Северо-Запада
В зоне особого внимания власти предприятия, которые ориентируются на экспорт своей продукции

В соответствии с программой поддержки предприятий этого сектора темпы прироста экспорта несырьевых товаров должны составлять ежегодно не менее 7% в стоимостном выражении.

Минпромторгом обнародована программа поддержки экспорта до 2025 года с учетом системы проект­ного управления. В соответствии с этим документом будут созданы условия для роста числа компаний, осуществляющих экспортную деятельность. В ближайшие три года на реализацию мероприятий программы поддержки экспорта государство выделит не менее 100 млрд рублей.

Какими мерами поддержки уже сегодня могут воспользоваться экспортеры, что должно быть первым и главным условием выхода на международные рынки, о чем говорит опыт зарубежных партнеров, какой должна стать тактика реализации задач, поставленных перед промышленниками государством, – такими были основные темы обсуждения второй сессии III Форума бизнеса Северо-Запада, организованного нашим издательством.

Инструменты в помощь

Оценивая нынешнюю экономическую ситуацию, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин отметил, что единственный путь развития отечественной промышленности в условиях санкций – жесткое валютное регулирование и доступные ресурсы в рублевой зоне. «Сейчас одна из самых больших проблем – недостаток дешевой ликвидности, дешевых кредитных ресурсов, – сказал он. – Это характерный сдерживающий фактор, который влияет на развитие экономики».

По его мнению, порядок обеспечения доступа к ресурсам должна определить федеральная власть. И она это делает, обсуждая различные модели развития экономической среды. В частности, в прошлом году был создан федеральный Фонд развития промышленности (ФРП), а с января текущего года аналогичная структура действует и в регионе, более того, со следующего года бюджет фонда увеличится.

Для эффективной работы этого инструмента поддержки необходим жесткий контроль над использованием дешевых кредитов, считает чиновник. Чтобы деньги не перетекли на валютный рынок, а использовались строго по назначению. «Только в этом случае можно добиться экономического рывка, какой показывают многие страны, сделавшие ставку на внутреннее кредитование», – отметил он.

В зоне особого внимания власти предприятия, которые ориентируются на экспорт своей продукции. При отсутствии или ограниченном внутреннем спросе власти готовы оказывать помощь производителям, ведущим поставки продукции как в другие регионы, так и в другие страны.

«Мы ввели два вида помощи: субсидирование затрат на транспортировку товара и на адаптацию продукции отечественных производителей к внешним рынкам с получением всех необходимых для этого сертификатов, – сообщил Максим Мейксин. – Экспорт создаст условия для повышения качества продукции, что, в свою очередь, приведет к восстановлению внутреннего спроса и увеличению продаж внутри страны».

КППИ уже разработаны специальные положения по вышеозначенным субсидиям. На погашение затрат на транспортировку товаров по экспортным контрактам с 21.11.2014 по 20.11.2016 можно получить субсидию до 7 млн рублей, но не более 50% транспортных расходов предприятия-экспортера.

На эти цели в бюджет Санкт-Петербурга заложено 113 млн рублей. Вторая субсидия покрывает затраты, связанные с выполнением требований законодательства страны-импортера. Срок тот же – с 21.11.2014 по 20.11.2016. Максимальный размер компенсации не должен превышать 2 млн рублей для одной организации. Город готов выделить на адаптацию продукции 20 млн рублей.

Есть и другие механизмы поддержки промышленности – специальные инвестиционные контракты, выделение средств на подготовку кадров, лизинг оборудования. Причем при лизинге отечественного оборудования компенсируется 80% ставки. Кроме того, в городе работает несколько центров поддержки: центры кластерного развития, прототипирования, в ближайшее время приступит к работе инжиниринговый центр для фармацевтического кластера, завершается разработка модели опытных заводов, на производственных площадках которых можно будет выпускать опытные образцы новой продукции.

Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга вполне способен поддерживать компании, которые намерены реализовать проекты, требующие проведения научно-исследовательских работ, создания опытных образцов, коммерциализации идей и разработок. И в конечном счете создать конкурентоспособную продукцию.

III Форум бизнеса Северо-Запада
В ближайшие три года на реализацию мероприятий программы поддержки экспорта государство выделит не менее 100 млрд рублей

Для этого, как отметил генеральный директор Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга Евгений Шапиро, важно наладить взаимодействие фонда, промышленников и банкиров. «На НИОКР нужны не такие большие средства, иногда несколько десятков миллионов рублей, фонд по уставу их предоставить не может. Банками научные разработки тоже финансируются неохотно – для банкиров непонятно, что станет источником возврата денег, – пояснил он. – Здесь важно выстроить совокупность бизнес-процессов, позволяющих предприятию замкнуть цепочку от научных разработок до выхода на серийное производство, привлекая ФРП СПб как инструмент, который в связке с банком обеспечит долгосрочное льготное финансирование производства. Это наиболее перспективное направление дальнейшей работы», – заключил Евгений Шапиро.

Проектная политика
По данным статистики, в 2015 году Ленинградская область занимала второе место в СЗФО по объему экспорта с оборотом примерно $36 млрд, а по сумме привлекаемых инвестиций находилась на шестом месте в стране. В этом году в регион было привлечено 120 млрд рублей. Этому способствует продуманная экономическая политика, которую проводят в регионе. В частности, в Ленинградской области качество бизнес-среды обеспечивается путем внедрения проектного управления.

Почему именно такой путь был выбран, пояснил заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Дмитрий Мерешкин: «Межведомственные комиссии с жесткими регламентами, которые у нас работали, уже не давали нужного результата. Ситуация меняется быстро, динамика жизни ускорилась, а наши регламенты не всегда отвечали как требованиям инвесторов, так и коллег на федеральном и муниципальном уровнях. Внедрение проектного управления дает возможность преодолеть эти ограничения и вместе с тем повысить ответственность конкретных руководителей».

Второе направление работы – обеспечение доступа областных предпринимателей к услугам по поддержке бизнеса. Сделать это предполагается с помощью многофункциональных центров, которые действуют в каждом районе области. По словам Дмитрия Мерешкина, до середины 2017 года специальные «окна» по оказанию помощи появятся во всех МФЦ, бизнесменам предложат около 190 видов услуг.

В области действует госпрограмма поддержки промышленности, в рамках которой реализуется 47 видов помощи, созданы Центр поддержки предпринимательства и Агентство поддержки МСП, Фронт-офис по работе с инвесторами, индустриальные парки с подключенной инфраструктурой, 17 бизнес-инкубаторов.

Порты для экономического роста
Эффективная система движения грузопотоков, или качественная логистика, – одно из важнейших условий для роста экспортного потенциала страны. Генеральный директор ММК «Усть-Луга» Михаил Ерофеев поделился своим взглядом на развитие портовой инфраструктуры. С его точки зрения, уходят в прошлое порты первого поколения, где осуществляется перевалка грузов с морских судов на другие виды транспорта, равно как и второго – нацеленного на первичную переработку грузов. На повестке дня развитие портов нового, третьего поколения с промышленной переработкой грузов, с развитой логистической инфраструктурой и компьютерной системой контроля.

«Первый фактор порта третьего поколения: крупнейшие в Европе морские нефтехимические кластеры с трубопроводной системой 1000–1500 км, высокоразвитая портовая индустриальная зона и грузовые аэропорты», – пояснил он.

Европейский опыт развития припортовой территории подтверждает, что такой путь весьма перспективен. В порту Антверпена, скажем, семь из десятка мировых производителей химической продукции построили заводы. В Роттердамском порту расположены 53 нефтегазоперерабатывающих, 44 химических и нефтехимических предприятия, 6 терминалов по приему нефти-сырца, 19 терминалов хранения нефти и 8 – для хранения пищевых жиров и масел.

Порт Гамбурга стал местом дислокации мощностей производителей самолетов – компании Airbus – с взлетно-посадочной полосой. Иначе говоря, самолеты собираются и передаются заказчику на одной территории. Помимо нефтеперерабатывающих предприятий здесь расположены фабрики по обработке зарубежного сырья, aвтoмoбилe- и мaшинocтpoeния, элeктpoники, ветро­энергетики, полиграфии, пищевой и других отраслей промышленности – всего более 280 компаний.

Портом третьего поколения является и Усть-Луга. И преимущества для дислокации промышленных предприятий, в том числе ведущих экспортную деятельность, совершенно очевидны.

Во-первых, исключается необходимость перевозить продукты и сырье на большие расстояния, а известно, что доля транспортных издержек в цене товара в России может достигать от 25 до 40%. «Размещение мощностей на припортовой территории позволяет сокращать эти затраты, – поясняет Михаил Ерофеев. – У производителя есть возможность отгружать товары с контролируемого терминала, транспортировать по трубопроводам, использовать сырье на месте, упрощается при этом и система таможенного оформления».

В промышленной зоне порта в перспективе предполагается разместить нефтехимические предприятия – в частности, завод по выпуску эпоксидной смолы, которая пока не выпускается в России. Первым проектом станет строительство завода по производству карбамида и жидкого аммиака. Кроме того, планируется размещение производств металлообрабатывающей и фармацевтической промышленности, грузового аэропорта.

III Форум бизнеса Северо-Запада
Доля транспортных издержек в цене товара в России может достигать от 25 до 40%

«В Северо-Западном регионе России нет подобного аэропорта, который мог бы обслуживать грузопотоки на внутренних и международных линиях, вопрос его создания чрезвычайно актуален для экономики региона и всей России. Таким образом, на припортовой территории Усть-Луги создаются большой нефтегазохимический промышленный и транспортно-логистический кластеры», – резюмировал Михаил Ерофеев.

Качество и надежность

Глава представительства NRW.INVEST Russia/St. Petersburg Татьяна Шварцкопф поделилась информацией о том, как поддерживают экспортную деятельность предприятий в земле Северный Рейн – Вестфалия.

Это наиболее продуктивный регион Германии: в прошлом году экспорт товаров составил 181,5 млрд евро (15,2% всего экспорта страны). Предприятия поставляют продукцию не только в европейские страны (133,6 млрд евро), но и в США (12,0 млрд), Китай (10,3 млрд), Японию (1,6 млрд), другие страны (24 млрд). В целом торговый оборот в прошлом году составил 388,8 млрд евро, импорт – 207,3 млрд евро.

Успех заключается не столько в государственной поддержке, считает Татьяна Шварцкопф, сколько в усилиях самих компаний, которые выпускают продукцию высочайшего качества и высокой надежности, присутствуют на всех важнейших мировых рынках, специализируются на прибыльных нишах, создают известные торговые марки и занимаются долгосрочным бизнес-планированием продукции.

Потенциальным экспортерам из России эксперт рекомендует адаптировать продукцию и услуги к условиям, действующим на территории страны-импортера, заблаговременно получать патенты, сертификаты и регистрировать торговые марки, проводить маркетинговые исследования и налаживать партнерские связи с международными финансовыми системами и организациями.

Немаловажную роль в успешном внедрении на мировые рынки играют наличие качественной бизнес-аналитики, способность определять оптимальное соотношение цена – качество, соблюдать деловую этику и соответствовать бизнес-культуре. И конечно, необходим стратегический подход к коммерциализации продукта, SWOT-анализ, технологические компетенции PUSH и анализ спроса на конкретном рынке.

Таможня дает добро

Когда речь идет об экспорте продукции, немалую роль играет таможенная служба. В ведомстве тоже это понимают, и сегодня активно совершенствуется законодательство в этой сфере.

О новациях, которые ждут экспортеров с 1 января 2017 года, рассказала старший преподаватель Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала «Российской таможенной академии», эксперт Группы компаний «Импорто» по таможенному делу Юлия Седнева. «С вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ожидается ряд упрощений, которые упорядочат и облегчат жизнь участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенных органов, – считает эксперт. – Уже есть ряд изменений в оформлении экспортных товаров, что отражено в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС».

Как пояснила Юлия Седнева, если компания намерена экспортировать небольшие партии товаров, скажем, образцы своих изделий, то для международных почтовых отправлений, например, не потребуется оформления декларации на товары. Достаточно документов всемирного почтового обмена.

Это позволяет снизить затраты экспортера с позиции использования специальных программных средств по заполнению деклараций. Воспользоваться такой процедурой пока можно в том случае, если компания не претендует на возмещение НДС. Это противоречит положениям экспортной «дорожной карты», но прогнозируется возможность возмещения НДС по нулевой ставке с использованием таможенной декларации. Скорее всего, такая возможность появится с момента вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС или внесения правок в наше действующее законодательство.

III Форум бизнеса Северо-Запада
Когда речь идет об экспорте продукции, немалую роль играет таможенная служба

К общим нововведениям Таможенного кодекса ЕАЭС можно отнести подачу в электронном виде для целей таможенного оформления исключительно декларации на товары (сопутствующие документы при необходимости могут быть запрошены таможенным органом позднее) и сокращение форм таможенного контроля. Также до четырех часов сокращается срок выпуска товаров при импорте, если не возникает необходимости проведения фактического таможенного контроля или запроса дополнительных документов и сведений.

Кроме того, Таможенный кодекс ЕАЭС предполагает создание трех категорий (уровней) риска: зеленый, желтый, красный. Ожидается развитие и углубление взаимодействия таможенных и налоговых органов, что упростит, ускорит и сделает более прозрачным контроль всей цепочки ввоза, оформления и последующей реализации товаров.

Незаменимый помощник

Специалистам Российского экспортного центра, призванного оказывать помощь начинающим экспортерам, хорошо известны их сегодняшние проблемы. В их числе – недостаток информации об иностранных рынках, отсутствие международных сертификатов, невысокий уровень квалификации сотрудников, недостаток средств и, безусловно, высокие коммерческие и политические риски.

Как пояснил эксперт по региональному развитию Российского экспортного центра (Москва) Дмитрий Требухин, созданный в прошлом году в структуре Внеш­экономбанка РЭЦ готов предоставить российским экспортерам и предпринимателям, которые планируют выходить на зарубежные рынки, финансовую и нефинансовую помощь в формате «единого окна». Здесь можно получить консультацию и сопровождение по зарубежным рынкам, поддержку в продвижении продукции и поисках партнеров и покупателей.

В состав РЭЦ входят экспортно-кредитное страховое агентство России «Эксар» и «Росэксимбанк». «Эксар», по словам Дмитрия Требухина, страхует риски: политические – на 95%, предпринимательские – на 90%. И если экспортер поставляет товары на условиях отсрочки платежа иностранному партнеру, «Эксар» покроет риск неисполнения контрактных обязательств. Если российский или зарубежный банк выдает кредит иностранному покупателю на покупку российских товаров, «Эксар» покроет риск невозврата по кредиту для банка.

Страховое агентство способно оказать помощь и на стадии оформления экспортного контракта, предоставить для банка залоговое обеспечение, если необходимы кредиты на приобретение сырья, выпуск продукции.

«Росэксимбанк», являясь агентом правительства РФ по представлению финансовой поддержки экспортерам, способен профессионально оценить риски потенциального экспортера при выходе на мировой рынок.

«В отношении нефинансовой поддержки мы запустили проект по продвижению российской продукции через площадки электронной торговли. Подписали соглашения с такими крупными площадками, как Google, Alibaba, AliExpress и другими. На многих из них уже можно увидеть российскую продукцию. Помимо консультаций проводится бесплатное обучение основам ведения экспортной деятельности в рамках образовательного проекта РЭЦ», – заключил Дмитрий Требухин.

Лилиана Глазова

В печатной версии название статьи — «Экспортерам — легкий старт» (журнал «Промышленно-строительное обозрение», № 172, декабрь, 2016 год.)

Другие материалы по теме

X