жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное
Строим Добро

Как ковать профессионалов: о подготовке специалистов

Процесс внедрения профессиональных стандартов, инициированный в различных отраслях экономики, хотя и поддерживается государством, тем не менее обрастает проблемами.

Папки
Национальным агентством в России подготовлено и утверждено 818 профессиональных стандартов, 1620 профессий описаны в справочнике, созданы 37 образовательных программ по обучению специальностям

Эксперты в поиске оптимальных моделей взаимодействия участников.

Как отметил председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, сегодня в сообществе существуют две противоположные точки зрения относительно применения профессиональных стандартов: позитивная и негативная.

Те, кто считает внедрение профстандартов необходимым, аргументируют свою позицию тем, что это позволит решить назревшую проблему гармонизации требований работодателей с возможностями системы образования. А кроме того, сократит время на подбор и адаптацию персонала и позволит получить четкие критерии оценки квалификации сотрудников.

Скептики, в числе которых и представители бизнеса, опасаются, что работа по внедрению профстандартов ляжет на их плечи дополнительной нагрузкой, поскольку пока не выстроена инфраструктура для ее проведения. Высказываются мнения, что, зажав рамками профессиональных стандартов образование, можно затормозить его естественное развитие.

«Пока невозможно дать ответы на все вопросы, поскольку система находится в стадии формирования, – подчеркивает Дмитрий Чернейко. – Уже многое сделано: подготовлены и описаны 818 стандартов. Но как они будут внедряться – не ясно».

Маховик запущен

Сторонники внедрения стандартов отмечают: необходимость такого рода формализации диктуется тем, что за 25 лет новой экономической истории во всех отраслях появились ранее не существовавшие профессии, а традиционные приобрели новое содержание. Что требует как минимум изучения происходящих процессов, обобщения опыта и выявления компетенций, которыми должны обладать работающие в разных сегментах рынка представители тех или иных специальностей. На основе такого анализа можно определить специализации и затем уже разработать отвечающие времени профессиональные стандарты.

Итогом работы видится справочник профессий, где описаны функционал и требования к образованию и навыкам специалиста на всех ступенях карьеры.

В августе этого года Национальным агентством в России подготовлено и утверждено 818 профессиональных стандартов, 1620 профессий описаны в справочнике, созданы 37 образовательных программ по обучению специальностям. Полностью закончено описание профессий в таких отраслях, как строительство, нанотехнологии, фармация. Завершается работа по описанию специальностей в нефтегазовой и ракетно-космической отраслях, металлургии, на железнодорожном транспорте, в сфере финансов и экономики, сервисе, административных и офисных услугах.

Для регулирования процесса подготовлены и приняты новые законы, в частности, недавно прошел Думу № 238 ФЗ «О независимой оценке квалификации», который, по мнению экспертов, станет основополагающим. Порядок применения профессиональных стандартов в сфере образования и труда определяется № 122 ФЗ от 2 мая 2015 года, который вступил в силу 1 июля 2016 года.

На основе нормативов в стране формируется нацио­нальная отраслевая карта, главными субъектами которой являются советы по развитию профессиональных квалификаций, а главная роль отведена Национальному совету по профессиональным квалификациям при президенте России. От имени правительства координирует деятельность Министерство труда и социальной защиты РФ и Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей».

Положительным примером того, как работает система, можно считать опыт, накопленный в государственной корпорации «Росатом».

«Работу над профстандартами «Росатом» начал одним из первых в России, – рассказывает проректор по учебно-методической работе НИЯУ МИФИ Елена Весна. – В то время в отрасли пытались создать прототип нынешней системы профстандартов, разрабатывая их совместно с профильными опорными вузами. Особенностью сложившейся системы стало то, что корпорация уделяет большое внимание образованию. Во-первых, создан консорциум опорных вузов «Росатома», которому корпорация напрямую ставит задачи в плане подготовки кадров. Во-вторых, внутри отрасли выстроена система «доводки» специалистов до нужного качества. Причем работа начинается не только со студенческой скамьи. У нас действуют программы и по профориентации школьников. В приемных комиссиях опорных вузов работают ведущие специалисты «Росатома». В университетах проводятся «дни карьеры», благодаря которым отбираются талантливые студенты. Корпорация является обязательным заказчиком образовательных программ, утверждает компетентную модель выпускника вуза».

В самой корпорации создаются отраслевые центры оценки квалификации, которые соответствуют классической структуре. Функционирует профессиональный совет по квалификациям, создан Национальный инновационный ядерный консорциум, объединяющий ключевые дивизионы «Росатома», ведущие научные центры, опорные вузы и общественно-профессиональные организации.

По словам Елены Весны, эти объединения стали площадкой для взаимодействия между корпорацией и вузами, они проводят профессионально-общественную аккредитацию программ, по которым готовят специалистов атомной отрасли. В ведомстве уже зарегистрирован 71 профессио­нальный стандарт, а к 2020 году планируется утвердить примерно 200. К 2017 году решено перейти к обязательной сертификации всех выпускников всех вузов.

«Утвержденные стандарты, подготовка которых считалась приоритетной, разрабатывались в интересах ядерного энергетического (ЯЭК) и оборонного комплексов, – поясняет Елена Весна. – Разработчиком 67 из 71 стандартов был МИФИ, победив в конкурсе. До конца 2016 года нам предстоит подготовить еще 14 стандартов, в основном для ЯЭК и машиностроителей».

Активное участие в разработке стандартов принимали ведущие отрасли «Росатома», направившие на эту работу более 600 экспертов, 500 из которых опытные специалисты предприятий концерна. Это решает проблему, с которой сталкиваются в других отраслях, когда разработчикам стандартов не хватает погруженности в профессиональную деятельность или не очевидна мотивация необходимости разработки стандартов.

«Таким образом, профстандарты соотнесены с основной деятельностью атомной отрасли, проанализированы, вписаны в сетку производственных процессов и практику повседневной жизни корпорации. У каждого стандарта есть свой владелец – специалист, курирующий соответствующий производственный процесс. Алгоритм подготовки – от основных бизнес-процессов к вспомогательным, включая непрофильные. Активно создается карта профессиональной квалификации», – дополняет Елена Весна.

Региональное звено

В Санкт-Петербурге проблема внедрения новых профстандартов назрела уже давно. В городе одна из самых мощных в стране система профессионального образования, в которую входят более 80 вузов, готовящих кадры по 380 специальностям и направлениям.

Подготовка рабочих и специалистов среднего звена осуществляется более чем в 94 образовательных учреждениях по 124 рабочим профессиям и более 120 специальностям.

На крупных предприятиях – ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», АО «ЛОМО», АО «Климов», ПАО «Ленполи­графмаш», ПАО «Звезда» – созданы учебные центры. Этой структуре необходимы ориентиры для подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, конструкторов, технологов для высокотехнологичных отраслей промышленности, оборонного комплекса, малых предприятий научно-производственной сферы, в которых предприятия города сегодня испытывают дефицит.

Методом решения задачи и может стать внедрение профстандартов, которые позволят скоординировать интересы реального сектора экономики и работодателей и разветвленной системы профессионального образования и переподготовки кадров.

По мнению Дмитрия Чернейко, в существующей модели взаимодействия структур, поддерживающих разработку и внедрение стандартов, отсутствует региональное звено. Для того чтобы дополнить систему, в Санкт-Петербурге сформировано Агентство по развитию человеческого капитала.

Работник производства
В Петербурге одна из самых мощных в стране систем профессионального образования, в которую входят более 80 вузов, готовящих кадры по 380 специальностям и направлениям

«Созданное по инициативе двух комитетов по труду и занятости – Санкт-Петербурга и Ленинградской области, агентство сегодня делает первые шаги, – рассказывает директор Агентства по развитию человеческого капитала в СЗФО Наталья Авдеева. – Учредителями стали региональное отделение СПП города и области, Евразийский союз агентств занятости, Ленинградская областная электросетевая компания и ООО «Ресурс». Свою задачу мы видим в развитии и внедрении национальной системы квалификации и экспертной поддержке регионального сегмента системы независимой оценки квалификации. Ассоциация призвана оказывать профильные услуги, содействовать повышению качества рабочей силы региона. Кроме того, мы будем участвовать в реализации мер в сфере политики занятости».

Предприятия города, представляющие широкий спектр отраслей, включились в процесс. Многие, как и корпорация «Росатом», использовали уже сложившуюся систему подготовки кадров, адаптировав ее к новым реалиям.

«Учитывая профиль деятельности нашей компании, выполнение госзаказов для оборонного комплекса, внедрение профессиональных стандартов для нас – важная задача, к решению которой мы приступили в 2013 году, – подчеркивает директор по персоналу АО «ЛОМО» Наталия Домановская. – В сфере производства оптико-электронных приборов это приоритетное направление работы. Все, что есть в реестре, на нашем предприятии уже используется. Вместе с тем мы столкнулись с рядом проблем, связанных с необходимостью исполнения вновь принятых законов, в том числе № 238-ФЗ. Любому работодателю теперь необходимо участвовать в разработке профстандартов и заниматься процессом их внедрения и применения».

Для того чтобы решить проблему дефицита рабочих кадров, предприятие начало сотрудничать с учебными заведениями – Оптико-механическим профессиональным лицеем и Техническим колледжем управления и коммерции, что помогло и в вопросе внедрения профстандартов.

При их разработке на предприятии пошли путем детализации планов, что помогло выстроить систему внедрения законодательных норм. Однако при реализации выработанного алгоритма производственники столкнулись с проблемой, обусловленной пробелом в законодательстве.

«Применение профстандартов никак не увязано с тарификацией работ, а для нас это важно, поскольку связано с ценообразованием производимой продукции, – отмечает Наталия Домановская. – Возникают проблемы и в процессе работы по стандартам. На этапе завершения оценки квалификации встает вопрос: как поступать с кадрами, которые по некоторым параметрам не соответствуют требованиям. Как быть, скажем, с высококлассным специалистом, достигшим пенсионного возраста, качественно выполняющим те операции, которые никто, кроме него, не способен выполнить. Решить этот вопрос согласно трудовому законодательству невозможно».

В ряде отраслей выстраивать систему внедрения профстандартов начинают, ориентируясь на потребности рядового звена.

«Нами подготовлены и внедрены 15 профессиональных стандартов, остро необходимы еще десять, – делится опытом директор по персоналу ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ректор Водной академии Павел Михайлов. – В том числе, например, не разработан стандарт по ключевой специальности – слесарь аварийно-восстановительных работ». Чтобы ускорить процесс, было принято решение интегрироваться в ранее созданную отраслевую систему внедрения профессиональных стандартов. В структуре действующего Совета по профессиональным квалификациям в области ЖКХ по инициативе специалистов Водоканала была сформирована комиссия по квалификациям в сфере водоснабжения и водоотведения.

Сотрудники предприятия участвовали в подготовке стандартов, а сейчас являются экспертами по разработке оценочных средств, которые будут применять в центрах оценки квалификации. «Мы проанализировали весь производственный процесс, сферы деятельности выделили и сгруппировали по направлениям 227 стандартов. На основе этого анализа был определен необходимый уровень образования, разработаны программы для подготовки персонала», – комментирует Павел Михайлов.

Критическая масса

Президент Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Герой России Владимир Александров убежден, что для судостроения чрезвычайно важной является проблема подготовки инженерных кадров, которую не способна решить новая система высшего образования.

«Если с обучением рабочих кадров дело обстоит неплохо, то процесс подготовки специалистов Морским техническим университетом отрасль не устраивает, – подчеркивает Владимир Александров. – Нынешняя система готовит бакалавров, которые по уровню образования не могут занимать должность выше инженера второй категории. С магистратурой обучение затягивается на шесть лет, хотя раньше готовили за пять. В отрасли большая программа строительства судов до 2030 и до 2050 года, поэтому важно повысить производительность труда и усилить подготовку кадров, включая специалистов по информатизации производства. Необходимо систему образования перестроить под наши требования».

Специалисты отмечают, что в создаваемой модели есть и другие слабые стороны, которые мешают эффективной работе. В частности, и чиновники, и производственники говорят о проблеме применения законов, включая № 238-ФЗ, в котором нечетко прописаны организационные моменты. Например, механизму внедрения профстандартов в негосударственном секторе не хватает прозрачности, не понятно, как формировать реестр, как будет выглядеть свидетельство о сертификации и другие важные детали.

Практиков также не устраивает уровень информирования о том, какой стандарт находится в процессе разработки в Министерстве труда и когда он будет подготовлен.

Возникают курьезы и в процессе взаимодействия с вузами, включенными в разработку новых нормативов. Для того чтобы исключить дублирование и необходимость перекраивать профстандарты, предлагается объединить работодателей Петербурга и учебные заведения по отраслям, создав профильные кластеры.

Подготовила Любовь Ежелева

В печатной версии название статьи — «Как ковать профессионалов» (журнал «Промышленно-строительное обозрение», № 172, декабрь, 2016 год)

Другие материалы по теме

X