жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Материальный резерв: о производстве стройматериалов

В первом полугодии зафиксирован рост производства практически всех видов стройматериалов. Замедлил падение и цементно-бетонный кластер. На фоне относительного благополучия государственное регулирование отрасли с целью ее дальнейшего оздоровления, по мнению экспертов, не принесет должного эффекта.

Строительные материалы
Промышленность строительных материалов постепенно восстанавливается, а ситуация на рынке стабилизируется
( Чтобы увеличить, кликните на фото)
Фото: bpstroy.ru

Индекс промышленного производства, по данным Росстата, в первом полугодии 2017 года по сравнению с тем же периодом 2016 года составил 102%. Наблюдалась и положительная динамика объемов выпуска строительных материалов (СМ) по отношению к первому полугодию 2016 года.

«Сейчас можно говорить о постепенном восстановлении промышленности строительных материалов и стабилизации ситуации на строительном рынке, – прокомментировал ситуацию в ходе заседания комиссии по развитию промышленности строительных материалов Общественного совета при Минпромторге РФ президент Холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Михаил Скороход. – С положительными результатами прошлый год закончили производители стекла, нерудных материалов, извести, асбестоцементных изделий. Отмечается снижение падения в цементной отрасли, которая, по нашим прогнозам, также закончит этот год с положительной динамикой».

Между тем высококонкурентный сегмент производства отечественного цемента в последние годы существенно просел. В первом полугодии 2017 года поставки железнодорожным транспортом на российский рынок (внутренние поставки и импорт) снизились на 2,2% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Однако аналитики прогнозируют небольшой рост потребления цемента в России к январю – до 3%, а в 2018 году предвещают рост спроса на «хлеб стройки».

Производство железобетонных изделий и конструкций за первые пять месяцев 2017 года сократилось на 1,2%, максимальное сокращение зафиксировано в выпуске плит, панелей, настилов и сборных конструкций.

Согласно данным Росстата, в июне 2017 года в России было произведено 2 782 190 куб. м товарного бетона. Общий полугодовой итог по стране составил 12 110 040 куб. м, что превысило аналогичный показатель минувшего года. Лидирующая позиция по объему как за июнь, так и за шесть месяцев в целом принадлежит Центральному ФО.

Что касается показателя прироста производства – наилучший результат демонстрирует Приволжский ФО: +17% относительно минувшего года. Отрицательная динамика прироста сейчас наблюдается только в двух регионах: СЗФО и УФО.

Основной отраслевой заказчик и потребитель – строительный комплекс – способен адекватно отреагировать на вызовы рынка СМ. К 2019 году, по прогнозам аналитиков, строительную отрасль ждет новый виток роста: увеличится спрос и объемы потребления практически по всем типам строительных материалов.

В мае и июне этого года Росстатом зафиксирован рост объема работ в строительной отрасли: в мае он составлял 3,8%, в июне – 5,3%. При этом с декабря 2013-го по апрель 2017 года федеральный орган статистики отмечал падение объемов (кроме ноября 2016 года, когда рост составил 1,5%).

Косвенно оптимистичные прогнозы подтверждают недавние государственные инициативы. В апреле 2017 года правительство утвердило план мероприятий по реализации «Стратегии развития промышленности строительных материалов до 2020 года».

Напомним, новый документ стратегического планирования отрасли – «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года», разработанная Минпромторгом РФ, была утверждена кабмином в мае 2016 года. Цель «Стратегии…» – «формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной, устойчивой и сбалансированной промышленности строительных материалов инновационного типа, обеспечивающей внутренний и внешний рынки качественной, доступной и энергоэффективной продукцией».

Одноименный документ уже был утвержден другим министерством – Минрегионом (приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 мая 2011 года № 262). Новая версия «Стратегии…» представляет собой актуализированный вариант документа-предшественника. Однако и эта версия вызывает недоумение у экспертов.

Динамика производства стройматериалов
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

«В России не существует единой отрасли производства строительных материалов, – прокомментировал журналу управляющий партнер консалтинговой группы «Решение» Александр Батушанский. – За исключением небольшого числа продуктов, которые, как правило, целесообразно возить железнодорожным или водным транспортом на расстояния не более 600–800 км, строительные материалы потребляются локально. А если нет четко обозначенного объекта управления, о каком осмысленном воздействии может идти речь?»

Отрасль, по мнению эксперта, может управляться лишь на местном уровне, поскольку требует большого внимания к деталям, в частности к ресурсной базе. Но в нормальных условиях индустрия стройматериалов, как правило, развивается за счет частной инициативы и инвестиций. Отличный пример – это Санкт-Петербург и Ленинградская область, где в середине нулевых было построено или заложено большое число современных предприятий.

Александр Батушанский полагает, что государство может повлиять на развитие отрасли лишь одним путем: совершенствованием нормативной базы, регламентирующей строительство дорог, зданий и сооружений, внедрение новых технологий.

«Действительно, нередко новые строительные материалы не могут попасть в деловой оборот, так как упираются в устаревшие нормы, – поясняет эксперт. – В остальном необходимо делать то же, что и для любой другой отрасли. Создавать условия для общего экономического роста, который подтолкнет строительство, а далее – спрос на строительные материалы. И, безусловно, важно формировать такой инвестиционный климат, при котором предприниматели захотят вкладывать капиталы в новые мощности, предприятия нового поколения, а не в зарубежную недвижимость и инвестиционные фонды».

Похожего мнения придерживается и генеральный директор «ФиннПанель» Вячеслав Засухин. «На темпы развития отрасли производства строительных материалов в большой мере повлияет не вышеупомянутая «Стратегия…», а комплекс мер по реформированию финансово-экономической модели страны, – уверен производственник. – С введением санкций произошли существенные изменения на финансовом рынке, созданы национальные платежные системы, запущена программа реновации в Москве, внесены изменения в № 214-ФЗ для отсечения недобросовестных застройщиков и т. д. Все эти меры создали мощную базу и предпосылки для роста строительной отрасли в обозримом будущем».

Главным итогом изменения, с точки зрения Вячеслава Засухина, стало фондирование национальной промышленности в рублях по низким ставкам и невозможность вывода валюты через пузыри на рынке недвижимости. К 2018–2019 годам жилищная отрасль получит укрупненный пул застройщиков с возможностью рублевого фондирования строительства по низким процентным ставкам.

«Рост объемов жилищного строительства в итоге приведет и к увеличению темпов производства строительных материалов. Что касается повышения конкурентоспособности местных производителей, то перед ними необходимо ставить задачи выпуска материалов, адаптированных к технологиям быстровозводимого жилья, энерго- и ресурсосбережения, экологически безопасным технологиям, методам строительства, учитывающим жизненный цикл и долговечность зданий», – делает вывод он.

Авторы «Стратегии…», со своей стороны, также рассчитывают на резкий рост уровня конкурентоспособности отраслевых предприятий на внешних рынках и развитие процесса импортозамещения – на внутреннем. Долю поставляемых в страну импортных стройматериалов планируется снизить вдвое и в три раза – увеличить объем экспорта отечественных.

Создатели документа считают, что производство стройматериалов может стать новой экспортной нишей, ориентированной на геополитических партнеров России по Евразийскому экономическому союзу, включая Китай. Впрочем, что касается идеи развития в России конкурентоспособного экспортного производства СМ, скепсис аналитиков вполне оправдан.

Пульт управления
Мировые рынки закрыты строгой системой стандартизации продукции
(Чтобы увеличить, кликните на фото)
Фото: gmax.ru

Мировые рынки закрыты строгой системой стандартизации продукции. Более того, как справедливо отмечает Александр Батушанский, транспортировка стройматериалов из Подмосковья или центральных регионов России в Китай и страны СНГ сделает поставки «золотыми». Продукция будет существенно проигрывать локальным производителям по ценовому показателю. Как выяснилось в ходе маркетинговых исследований, продажи, например, цемента остаются рентабельными, пока радиус доставки не превышает 800 км.

Для повышения доступности СМ к 2030 году разработчики «Стратегии…» намерены стабилизировать рост цен – темпы удорожания отечественных стройматериалов не должны, по их расчетам, превышать аналогичные показатели по продукции других обрабатывающих производств.

Повышение технологичности строительных материалов должно как минимум на 20% сократить стоимость строительно-монтажных работ на 1 кв. м площади всех типов зданий (в сопоставимых ценах к уровню 2014 года).

«Стратегией…» предусмотрено и развитие российской машиностроительной базы: доля отечественных технологий и оборудования на балансе основных производственных фондов российских предприятий по итогам реализации документа вырастет в два раза.

Еще один любопытный момент, на который делается акцент в «Стратегии…», – «совершенствование системы пространственного размещения предприятий, обеспечивающих баланс спроса и предложения на уровне федеральных округов и субъектов Российской Федерации».

Каким образом государственные органы различных ветвей власти собираются повлиять на «пространственное размещение» российских заводов и фабрик по выпуску СМ, остается не ясным. Ведь более 90% российских производств СМ сосредоточено в руках частного капитала. При этом развитие индустрии стройматериалов по регионам происходило неоднородно, а предприятия оказались стихийно разбросаны по всей территории России и локализованы у мест строительства.

Пока в качестве средства достижения этой цели в документе указано только формирование государственной геоинформационной системы с отражением актуального размещения производств по регионам и формирование производственно-логистических цепочек.

К декабрю этого года Минпромторг и Минэкономразвития должны подготовить «предложения о целесообразности» развития такой системы, призванной «обеспечить экономически обоснованное размещение на территории страны предприятий по выпуску строительных материалов».

Непонятно и то, за чей счет будут решаться задачи снижения транспортной составляющей в стоимости продукции – РЖД-перевозки стройматериалов на дальние расстояния отрицательно влияют на рентабельность. Нет ответа и на очевидный вопрос: что же послужит стимулом для развития высокотехнологичных производств и внедрения инноваций. С перспективами упомянутых в «Стратегии…» инновационных технологий в дорожном строительстве, согласно документу, могут определиться не ранее декабря 2019 года.

К этому сроку Минтранс, Минстрой и Минпромторг будут обязаны подготовить для правительства доклады о реализации пилотных проектов по строительству автотрасс с цементобетонным покрытием и железнодорожных мостов с покрытием из композиционных стройматериалов.

«Это очень важный вопрос. В силу ряда причин – от косности участников, привычности старых методов, затратности нововведений до, несомненно, влияния коррупционного фактора – смена устаревших технологий в автодорожной отрасли фактически не идет», – прокомментировал на портале зампред комитета по новым технологиям и строительным материалам НОПРИЗ Роман Фомин. «Стратегию…», как говорится в пояснительной записке, предполагается реализовать в три этапа. До 2018 года должна быть решена задача по сохранению потенциала отрасли и снижению негативного влияния неблагоприятной конъюнктуры. На втором этапе, в 2019–2025 годах, дальнейшее развитие отрасли будет базироваться на отечественных технологиях и оборудовании. Наконец, заключительный этап 2026–2030 годов предполагает формирование «новой конкурентной структуры отрасли».

Желтая майка лидера?

Апофеозом грядущих перемен в отрасли, согласно третьему этапу «Стратегии…», указана следующая достижимая цель: «Российская Федерация станет мировым лидером не только по продаже продукции на внешних рынках, но и по экспорту технологий и оборудования по производству строительных материалов».

Трубы
До 2018 года должна быть решена задача по сохранению потенциала отрасли и снижению негативного влияния неблагоприятной конъюктуры
(Чтобы увеличить, кликните на фото)
Фото: yuga.ru

Однако пока о мировом лидерстве говорить преждевременно. По официальным данным Бюллетеня внешнеторговых операций РФ, в первом полугодии 2017 года ввоз цемента в Россию увеличился на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только в июне рост зафиксирован на уровне 24%. Основные страны-поставщики – Беларусь, Казахстан, Турция. Например, франко-швейцарский концерн LafargeHolcim по итогам первого квартала 2017 года отметил рост поставок цемента в Европу, и в частности в Россию.

Сможет ли Россия при таком раскладе составить конкуренцию хотя бы на просторах СНГ белорусским поставщикам стройматериалов – большой вопрос. В начале августа 2017 года Министерство архитектуры и строительства Беларуси заявило о подтверждении качества цемента для поставок на рынок Украины, куда уже успешно налажены поставки белорусского стекла и керамической плитки.

Впрочем, цементная подотрасль еще не самая экспортозависимая в России. По данным Минпромторга РФ, доля экспорта базовых стройматериалов (песок, щебень, цемент, кирпич) в России составляет 5%, по некоторым видам доля импорта достигает 90%.

Обнародованный в апреле детальный план включает меры по созданию условий для развития рынка и внутриотраслевой конкуренции, по стимулированию спроса на внутреннем рынке, управлению качеством и ассортиментом строительных материалов, развитию экспортного потенциала отрасли, мониторингу реализации «Стратегии…». В плане также содержатся список конкретных мероприятий, организаторов и сроки исполнения.

Пока же остаются нерешенными системные вопросы. Это дисбаланс спроса и предложения при общем профиците мощностей по основным строительным материалам, высокая стоимость транспортировки продукции, недостаточный темп технологического перевооружения, модернизации и обновления основных фондов, невысокий уровень внедрения инновационных материалов и технологий их производства, низкая конкурентоспособность и т. д.

Понятно, что для решения этих проблем необходимо создать основу для формирования устойчивой обратной связи между отраслевым сообществом и государством, которая позволит верстать актуальные для отрасли документы.

Подготовила Нонна Цай

В печатной версии название материала — «Материальный резерв» (журнал «Промышленно-строительное обозрение», № 3, сентябрь, 2017 год).

Другие материалы по теме

X