жк днепропетровская 37 студия 3.3

Дорожный апгрейд

Одна из самых консервативных сфер строительства – дорожная отрасль переходит на инновационный путь развития. Технологический апгрейд уже помог сэкономить госказне сотни миллионов рублей.

Дорога
В российском дорожном строительстве ежегодно внедряется более 200 инноваций, и их количество постоянно увеличивается с учетом мировых трендов и отечественных разработок
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

По данным Росавтодора, только в первом полугодии 2017 года за счет новых проектных решений сэкономлены 578 млн казенных рублей, отпущенных на ремонт дорог. Как сообщила пресс-служба Федерального дорожного агентства, в январе утверждена проектная документация по 160 новым объектам капитального ремонта автомобильных дорог, а также по 23 мостам и путепроводам.

Столь значительного сокращения затрат ведомству удалось добиться в результате корректировки региональных проектов и приведения их в соответствие с современными техническими решениями.

Государственные инициативы

Встав на инновационные рельсы еще в 2012 году, российские дорожники продолжают внедрять новейшие технологии, повышающие долговечность покрытий, устойчивость дороги к нагрузкам, в том числе грузового транспорта, а также к климатическим факторам.

Предпочтение при выборе инновационных разработок отдается технологиям регенерации покрытий, методам проектирования асфальтобетонных смесей, использованию в дорожных работах геосинтетических материалов.

За пять лет количество применяемых на российских дорогах инноваций увеличилось почти в два раза. В минувшем 2016 году Росавтодором подготовлено 245 новых отраслевых документов, включая 171 новый ГОСТ, причем 40% межгосударственных стандартов разработаны впервые.

Путь внедрения инноваций в сферу дорожного строительства недавно был поддержан на самом высоком уровне. В апреле 2017 года заместитель министра транспорта России Евгений Дитрих анонсировал формирование ведомством отраслевого реестра инноваций и технологических решений в дорожном строительстве.

Министерством была подготовлена законодательная база и нормативные акты, которые сделают реестр легитимным. Кроме того, разработан проект национального стандарта, который послужит руководством по анализу рисков в течение всего жизненного цикла российских транспортных объектов.

В министерстве рассчитывают, что реестр со временем будет наполняться наилучшими доступными отраслевыми технологиями. Для этого предусмотрена практика совместного принятия решений с Главгосэкспертизой о возможности применения инноваций при проектировании транспортных объектов.

Чтобы долгожданные инновации пришли в эту сферу, дорожникам необходимо работать в тандеме с научно-техническим кластером. В апреле Федеральное дорожное агентство и фонд «Сколково» договорились о совместной работе по ускоренному внедрению инноваций в дорожном строительстве. Документ подписали руководитель агентства Роман Старовойт и президент фонда Виктор Вексельберг.

Партнерские соглашения в том числе предусматривают комплексную работу по поддержке и дальнейшему продвижению перспективных инновационных проектов.

А также по реализации современных образовательных программ, направленных на внедрение в дорожной отрасли методов проектного управления. Кроме того, Росавтодор и фонд «Сколково», согласно документу, смогут создавать научно­-технические советы и рабочие группы, которые будут разрабатывать рекомендации по внедрению передовых технологий.

Напомним, к 2019 году, согласно поручению президента РФ, межремонтные сроки автомобильных дорог должны быть увеличены до 12 лет, через два года 85% федеральной дорожной сети должно быть приведено в нормативное состояние.

«В российском дорожном строительстве ежегодно внедряется более 200 инноваций, и их количество постоянно увеличивается с учетом мировых трендов и отечественных разработок. Мы планируем активно развивать совместные проекты с резидентами «Сколково», и нам очень важно находиться на одной площадке с теми, кто генерит прогрессивные идеи», – цитирует высказывание Романа Старовойта сайт ФДА.

В интервью другому нашему изданию, журналу «Строительство и городское хозяйство», главный инженер ФКУ Упрдор «Северо-Запад» Евгений Варов рассказал, что технологический прорыв в сфере новых технологий ожидается в области оборудования и программного обеспечения и что перспективы инновационные технологии получат в комплексе с инновационными материалами.

«Думаю, будущее дорожного строительства за геоинформационными системами, которые отображают все объекты транспортной инфраструктуры со встроенными данными (чертежи, фотографии, базы, сводные таблицы) по сетям и другим пересечениям и позволяют удаленно принимать решения, – подчеркнул он. – Кроме того, для нас важно, что мы уже сейчас можем вносить объемы выполненных работ в режиме реального времени в рамках АСУ (Автоматизированная система управления) Росавтодор. Наконец, мы применяем технологии информационного моделирования объектов (BIM). Это позволяет сократить риски возникновения ошибок при проектировании основных сооружений и систем инженерных коммуникаций, и даже при подготовке к строительным работам», – уверен Евгений Варов.

Полигон для инноваций

По данным фонда «Сколково», российские производители сегодня выпускают ряд инновационных продуктов, которые можно использовать для строительства автодорог и дорожной инфраструктуры – от компонентов дорожного покрытия до элементов интеллектуальных транспортных систем.

Перспективные разработки нуждаются в поддержке и тех ресурсах, которыми располагает ФДА. Многие резиденты фонда «Сколково» готовы предложить для реализации пилотных проектов новинки, среди которых специальные герметики и серосодержащие составы бетона для дорожного строительства, системы интеллектуального видеонаблюдения и аналитики, а также разработки в области телематики и инфраструктуры для передвижения беспилотного транспорта.

В качестве экспериментальной площадки для апробирования новых технологий Росавтодор планирует использовать комплексный дорожный испытательный полигон со сверхпрочным покрытием, который будет построен в Калужской области, в 100 км от Москвы и в 60 км от Калуги. Выгодное расположение должно обеспечить транспортную доступность многофункционального исследовательского комплекса.

Ремонт
За пять лет количество применяемых на российских дорогах инноваций увеличилось почти в два раза
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

По словам Романа Старовойта, первую стадию реализации идеи планируется закончить через два года после завершения проектирования. Проект будет реализован по схеме государственно­-частного партнерства с привлечением средств частного инвестора. На полигоне в реальных условиях будут отрабатываться все инновационные технологии и методы выполнения работ, которые создаются для использования на федеральных трассах страны, в частности в Центральной части России. Известно также, что на уникальной площадке будут проводить тесты беспилотных автомобилей и транспортных средств с системами интеллектуальной помощи водителю.

Важная роль отводится ФДА и в методической работе. Весной в Сочи на базе образовательного центра ФГАОУ ДПО «Межрегиональный ЦППК» при участии ООО «Катерпиллар Евразия» состоялся первый практический семинар Росавтодора для сотрудников дорожных ведомств и организаций по применению технологий стабилизации грунтов и регенерации конструктивных слоев дорожной одежды. Участие в семинаре приняли ведущие дорожно-­строительные компании России и Северо­Запада – ЗАО «ВАД», АО «Труд», ОАО «АБЗ­1», ЗАО «АБЗ­Дорстрой», ООО «Татнефтедор», ЗАО «Дороги Саха» и многие другие. Целью обучающей программы стало повышение общего уровня качества содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог в России посредством изучения лучших практик федеральных дорожников в области применения передовых методов ремонта и строительства трасс. Участники семинара детально изучили тонкости применения инновационных технологий на площадке, оборудованной полным комплексом специализированных дорожных машин.

Впрочем, по мнению технического руководителя строительного управления по СПб и ЛО ЗАО «ВАД» Ивана Масленникова, в России понятие «инновации» можно считать относительным – то, что для нас является инновационным, давно применяется в развитых странах. «Мы используем в процессе строительства, например, перегружатель асфальтобетонной смеси – технику, которую не многие компании в нашей стране могут себе позволить. И это дает возможность существенно ускорить темп работ и улучшить качество их производства, – рассказал представитель «ВАД». – На одном из наших новых объектов – участке трассы «Сортавала» – мы предполагаем вести буровзрывные работы – такая технология пока не применяется на других дорожных объектах. И необходимость в такой технологии продиктована особенностями ландшафта. Поясню: одновременно со скальными включениями участок проходит и по заболоченным территориям. Там, где глубина не позволяет извлечь слабый грунт, предполагается усиление полотна инновационным методом – устройством буронабивных свай от 6 до 12 м и диаметром 600 мм. Они устанавливаются по технологии ДДС путем вдавливания специальными установками бурового инструмента и заполнения шахты-скважины бетоном».

Напомним, в конце августа в Приозерском районе при участии министра транспорта РФ Максима Соколова состоялась церемония запуска работ по реконструкции двадцатикилометрового участка федеральной трассы А-121 «Сортавала». Благодаря реализации проекта будет ликвидирован единственный пятикилометровый разрыв федеральной дороги, сохранившийся на Северо-Западе, это позволит в два раза сократить время доставки по ней грузов и пассажиров.

«Инновационным для российских дорог является и оснащение элементами безопасности, которые объединены в систему АСУДД, – говорит Иван Масленников. – Электронные знаки, полноповоротные камеры, вмонтированные в покрытие дороги датчики температуры и табло с переменной информацией будут дистанционно управляться из диспетчерского пульта. Эта система позволяет отслеживать состояние магистралей, фиксировать изменения погоды, наличие осадков, наледей. Диспетчер фиксирует все изменения и направляет на участки, где требуется вмешательство, спецтехнику и специалистов».

Вяжущий элемент

Надежность и прочность дорожного полотна в значительной степени зависит от качества асфальтобетонной смеси и в конечном счете – от применения современных битумных материалов. Поэтому российские технологии производства вяжущих как основного компонента асфальта должны соответствовать новейшим мировым достижениям нефтеперерабатывающей отрасли, о чем непрестанно говорят межотраслевые эксперты.

«Ведется целенаправленная работа по повышению качества битумных вяжущих, в том числе с новыми эксплуатационными характеристиками. Производство высокотехнологичного битума стало возможно благодаря модернизации существующих мощностей НПЗ и объединению усилий дорожников и нефтепереработчиков. Сегодня целесообразны разработка и согласование плана обеспечения битумными вяжущими на перспективу в соответствии с планами по удвоению дорожного строительства до 2020 года», – сообщил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов в ходе конференции «Битум и ПБВ. Актуальные вопросы 2017».

Отраслевое сообщество оценило выгоды от использования полимера в дорожном покрытии – сегодня ПБВ применяется при строительстве дорог для реализации многих знаковых объектов. «Конструктивное взаимодействие дорожно-строительной и нефтяной отраслей, использование современных подходов, инвестирование в модернизацию производства и инновационные технологии, организация системы хранения и транспортировки продукции без потери качества – все это основные направления нашего сотрудничества для достижения главной цели – создания безопасных и качественных автомобильных дорог», – подчеркивает генеральный директор «Роснефть Битум» Павел Стержанов.

Высокотехнологичные новинки битумных производств уже несколько лет уверенно входят в рабочий арсенал дорожно-ремонтной отрасли. Относительно новый материал – стыковочные битумно-полимерные ленты. Их использование в дорожно-ремонтных работах позволяет сократить сроки ликвидации трещин на российских трассах в четыре раза, увеличив долговечность покрытий и сократив стоимость ремонтных работ.

Укладка стыковочной битумно-полимерной ленты, результата научно-технологического изыскания российских нефтепереработчиков, эффективна в местах стыковки полос нового «горячего» асфальта и старого покрытия. На стыке, где чаще всего начинается разрушение покрытия, битумная лента образует целостность в зоне спайки асфальтобетонного полотна, дополнительно гидроизолирует швы, увеличивая долговечность обновленной дорожной одежды и «заклеивая» дефекты дорожного полотна.

Внедрением инновационной разработки занялся Росавтодор, успешно «обкатав» технологию в рамках обустройства опытно-экспериментальных участков на федеральных трассах Алтая. Результаты эксперимента на алтайских полигонах оказались удачными, что позволило руководству Росавтодора распространить применение нового материала на региональные проекты.

Пилотные проекты по использованию инновационного материала реализованы в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге и Брянске. Так, например, компания «Газпромнефть – Битумные материалы», оператор битумного бизнеса «Газпром нефти», произвела и поставила более 1500 т полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) для строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге. В частности, для герметизации швов и металлических элементов была применена инновационная стыковочная лента. Это существенно повысило прочность покрытия в местах соединений.

В скором времени Росавтодор планирует внедрить новый рулонный стыковочный материал при реализации другого масштабного проекта – проведении ремонтных работ на федеральных трассах Северного Кавказа. Развитие дорожной сети региона является для ведомства одной из приоритетных задач. Через Северо-Кавказский федеральный округ проходят 13 федеральных трасс общей протяженностью 2600 км (68% которых уже приведены в нормативное состояние). К концу дорожного сезона будут отремонтированы и реконструированы более 327 км федеральных автодорог на территории СКФО. «Этот материал будет использоваться при создании асфальтобетонных покрытий по оси проезжей части, что обеспечит повышенные гарантийные межремонтные сроки эксплуатации дороги», – прокомментировал начальник ФКУ Упрдор «Кавказ» Руслан Лечхаджиев.

Руководство Росавтодора рассчитывает, что современные материалы, научный подход к разработке адаптированных к условиям конкретного региона рецептур асфальтобетонных смесей позволят российским дорожникам эффективно решать задачу увеличения межремонтных сроков службы дорожных покрытий и их надежности.

Новое в регионе

Большой опыт внедрения инноваций в практику дорожно-ремонтных работ накоплен и на Северо-Западе. «Внедрение инновационных решений, как правило, обусловлено двумя тенденциями – повышением требований к уровню безопасности эксплуатации дорог и снижением их воздействия на окружающую среду, – комментирует руководитель отдела капитального строительства ФКУ Упрдор «Северо-Запад» Валерий Борисов. – Одним из важнейших элементов безопасности является интеллектуальная система управления дорожным движением и содержанием трассы, которая внедряется на федеральных автомагистралях. Новым элементом системы безопасности стали бетонные барьерные ограждения специального профиля, которые устанавливаются в зоне разделительной полосы. Их профиль имеет снизу порог, при наезде на который машина возвращается на полосу движения. Повышение экологических характеристик обеспечивает система сбора и обязательной очистки ливневых стоков, которой оснащаются строящиеся дороги».

В августе в Ленинградской области завершены ремонтные работы на восьми трассах регионального значения, причем асфальтобетонное покрытие уложено с применением комплекса новых технологий, которые позволят улучшить дренажные свойства асфальта и повысить его сопротивляемость резким перепадам температур в зимний период, сообщила пресс-служба «Ленавтодора».

Рабочие свойства нового полотна оценит дорожная лаборатория «Ленавтодора», для этого пробы асфальта будут испытаны на специальном оборудовании. Внедренческий опыт продолжится: ГКУ «Ленавтодор» уже заключило государственные контракты на ремонт десяти участков региональных дорог в Волховском, Всеволожском, Выборгском, Ломоносовском, Приозерском, Тихвинском и Киришском районах.

Недавно специалистами ГКУ «Ленавтодор» была продемонстрирована технология стабилизации земляного основания грунтовой дороги. В ходе показательного ремонта на выезде с автодороги «Скотное – Лемболово» директорам районных подрядных организаций, ответственных за состояние трасс, демонстрировались основные преимущества методики. Очевидно, что ее использование позволит повысить долговечность дорожного полотна, что важно в условиях растущего потока большегрузных автомобилей.

На въезде в поселок Керро дорожники устранили выбоины с использованием горячей битумной эмульсии. Этот способ позволяет оперативно проводить текущий ремонт без перекрытия движения и с минимальными трудозатратами.

По словам Валерия Борисова, инновации чрезвычайно важны для совершенствования методов строительства участков, расположенных на слабых грунтах: «Например, устройство легкой насыпи из пенополистирола, что мы уже применяем. Этот способ не только эффективный, но и не требует таких больших затрат, как выемка грунта или устройство свай. Пенополистирольные блоки укладываются на грунт, сверху пригружаются песком и другими элементами дорожной одежды – ППС и другими. Также для создания легких насыпей мы применяем геосотовые матрасы, объемные георешетки».

Инновационный способ устройства земляного полотна на слабых грунтах был применен при реконструкции подъезда к морскому торговому порту Усть-Луга в Ленинградской области. Традиционно строители производят замену слабых грунтов или проводят устройство свайных полей. В данном случае при устройстве земляного по лотна на слабых грунтах для строительства так называемой легкой насыпи в районе моста через реку Кямиши создана легкая насыпь из полистирольных блоков, что позволило существенно уменьшить нагрузку на слабые грунты.

Аналогичная технология применяется при строительстве моста через Волхов на Мурманском шоссе в Ленинградской области. В качестве основного покрытия использовался щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) с 85% щебня и большим содержанием полимерно-битумного вяжущего. Такое покрытие более износостойкое и меньше подвержено образованию колеи.

«Инновацией в мостовом строительстве можно считать применение гибкой неразрезной арки в качестве пролетного строения моста. Таким методом построен мост через Вуоксу. Кроме этого, на некоторых участках мы применили складывающиеся осветительные опоры, которые устанавливаются в разделительной полосе, – напомнил Валерий Борисов. – Замена ламп производится без вышки. Пока мы устанавливаем их на искусственных сооружениях и на участке под Гатчиной».

Подготовила Нонна Цай

Другие материалы по теме

X