жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Маркетинг – слабое звено

Отечественные производители изделий из композитных материалов предлагают разработки для различных отраслей промышленности. Но чтобы наладить массовый выпуск продукции, необходимо стимулировать спрос, создавать современную инфраструктуру, инвестировать в локализацию производств, активно продвигать продукцию на рынке.

Станок
Известно, что у российских предпринимателей много интересных идей, но они не всегда способны их продавать с выгодой для себя по причине недостатка опыта и знаний в этой области
Фото: cclspb.ru

По информации технического директора ООО «Композит Сольюшен» Анны Ивановой, в 2016 году в России изготовили 1,5 млн автомобилей, включая зарубежные бренды. При этом на 90% в производстве применялись зарубежные композитные материалы, которые импортируются в Россию и поставляются на конвейер. Отечественному производителю трудно попасть в эту цепочку, а иногда практически невозможно. «Разработка и производство отечественных автомобилей, включая УАЗ, ГАЗ, основаны на устаревших нормативах и, соответственно, устаревших технологиях. У нас, в частности, до сих пор используются фенолсодержащие материалы, которые выделяют вредные химические вещества в течение всего жизненного цикла изделия, – рассказывает Анна Иванова. – Этот материал дешевле, разработчики автомобилей до сих пор закладывают его в конструкцию. Нашей компании удалось попасть в цепочку выпуска автомобилей и предложить современные экологически безопасные решения в технологию производства капотов для ЭКСМАШ, которое включает в себя полный цикл – от материалов до готовых изделий». Пример компании «Композит Сольюшен» – это история, когда топ-менеджерам удалось коммерциализировать инновационную идею – инвестировать в НИОКР, организовать производство и решить задачу по продвижению продукции. Маркетинг – одно из самых слабых мест отечественных производителей. Известно, что у российских предпринимателей много интересных идей, но они не всегда способны их продавать с выгодой для себя по причине недостатка опыта и знаний в этой области. Одно из решений этой проблемы  – создание совместных предприятий. В этом случае помимо инвестиций и новых заказов появляется возможность обмениваться управленческим опытом, в том числе в отношении маркетинга.

Доплатить за инфраструктуру

Судостроение – та отрасль индустрии, где применение композиционных материалов имеет большой потенциал, но для массового внедрения композитов в технологию производства важно создание инфраструктуры. «Мы занимаемся проектированием морских и речных судов. Недавняя наша разработка  – проект судна с электродвигателем. Для его изготовления предполагается использование экологически безопасных материалов  – композитов,  – рассказывает генеральный директор ЦПЭ «РПФ» Игорь Федотенко. – Чтобы такое судно появилось на реках и каналах Санкт-Петербурга, то есть его эксплуатация стала экономически целесообразной, требуется соответствующая инфраструктура».

Катер
У российских предпринимателей много интересных идей, но они не всегда могут их продавать с выгодой для себя
Фото: images1.popmeh.ru

Авторы проекта изначально предполагали, что такие суда будут выполнять не только прогулочную, экскурсионную работу, но и пассажирские перевозки. Пассажирское направление, как выяснилось, не выгодно для перевозчика и города, поэтому работы по этой линии не получили продолжения. А ниша, где действует экскурсионный бизнес, используя прогулочные и экскурсионные суда, сохранила привлекательность. Катера из легких композиционных материалов позволяют увеличить вместимость за счет оптимальных габаритов, обладают хорошим уровнем комфорта и другими преимуществами.

При очевидных преимуществах без инвестиций в инфраструктуру проекту будет сложно конкурировать. С другой стороны, сохранит ли он экономическую привлекательность с учетом вложений в инфраструктуру? Есть, с точки зрения разработчиков, еще один козырь – экологическая безопасность, которую обеспечивает не только использование композиционных материалов, но и переход на электродвижение. Может, ради этого и стоит немного доплатить за конечный продукт.

Судостроение, безусловно, та отрасль, где применение композитов дает экономический эффект. Но для полноценного развития производства композитных материалов важно работать с другими отраслями, которые в масштабах России представлены намного шире.

Другой проект, ориентированный на пассажирские перевозки, – создание автобуса на электрическом движении. «Мы занимаемся дизайном, разработкой и изготовлением композиционных изделий и поставляем их в ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга», ГАЗ, КАМАЗ и другие компании, – рассказывает промышленный дизайнер ООО «Петропласт» Денис Висельский. – Наша команда сейчас разрабатывает электробус, где предполагается применить техническую новинку – модульные конструкции, которые еще не использовались в аналогичных проектах. Особенность конструкции – в сочетании металла и пластика, что дает возможность с точки зрения дизайна уйти от известных квадратных кузовов автобусов, разнообразить формы корпуса».

Машина
Значимость инвестиций в маркетинг нисколько не уступает вложениям в НИОКР, несмотря на кризис в экономике
Фото: i92.fastpic.ru

Формирование качественных стратегий продвижения композитов возможно, если есть потенциальные потребители. «Сегодня в Петербурге необходимо локализовать производство по выпуску автобусов с применением в технологиях композиционных материалов. В мировой практике строительства малых пассажирских рыболовных и универсальных судов водоизмещением до 900 тонн композиционные материалы используются очень широко. У нас же разработок и идей в этой области тоже не- мало, но до реального выпуска пока дело не дошло. Производство прогулочно-экскурсионных судов  – это очень перспективная ниша, предполагающая широкую линейку конкурентоспособной продукции, и здесь важно взаимодействие с городскими властями»,  – замечает генеральный директор УК «Композитный кластер Санкт-Петербурга» Вадим Зазимко.

Добыча газом

«Мы представляем некую «третью» ветвь композиционных материалов. Помимо транспорта в классическом представлении нашими специалистами представлены проекты для энергетики и, возможно, машиностроения, – рассказывает генеральный директор АО «Специальное машиностроительное конструкторское бюро» (АО «СМКБ») Михаил Сидоров. – В частности, созданы различные типы электрических машин для перекачивания жидкого металла, который используется в атомных электростанциях. Машины снабжены металлическим корпусом, усилены внутри так называемой рубашкой из композиционного материала. Благодаря техническим свойствам композитов и удалось создать уникальную машину, обладающую устойчивостью к высоким температурам».

По словам Михаила Сидорова, разработчики уже решили опытные задачи с применением металла, а сейчас ищут способы по замене металлических компонентов композитами. В планах исследователей полностью отказаться от металла и перейти к магнитным композитам.

«Наш второй проект позволяет экономить до 30% электроэнергии, – рассказывает об особенностях разработки Михаил Сидоров, – это композитная магнитная муфта, которая состоит из магнитов и металла. Когда раскручивается ведущий двигатель, муфта цепляется и генерируется электричество. Это может быть насос, вентилятор или любое подобное изделие. Разработали вариатор для автомобиля, но применимый в теплосетях, АЭС, то есть для любой системы, где нужно регулировать потребление электроэнергии на приводном двигателе».

По его словам, применение такого изделия в насосах для нефтяной промышленности позволяет сэкономить 300 000 рублей в месяц на одном насосе.

«Композиты позволили создать линейный электро­двигатель, который размещается на глубине до 3–3,5 км, перемещает шток и, собственно говоря, решает ту же задачу, что и штанговый, но без штока наверху. В состав этого изделия внедрены композитные подшипники», – уточняет генеральный директор АО «Специальное ма­шиностроительное конструкторское бюро».

Кроме того, инженеры АО «СМКБ» разработали альтернативный способ добычи нефти  – газовый, преимущество которого  – минимальная стоимость. Инновационная идея состоит в том, что газ закачива­ется в скважину – принцип действия можно сравнить с шампанским в бутылке, которую встряхнули. Нефть наполняется газом и начинает выходить на поверхность. «Но  у  метода есть недостаток,  – признает Михаил Сидоров, – нужно на поверхности подготовить газ для закачки, а в процессе и после извлечения нефти уметь с этим газом работать. Для изготовления про­мышленного образца мы применяли композитные материалы  – для металла температура, давление, в которых он должен находиться, как и среда, слишком агрессивны».

Опередить рынок

Как правило, разработчики, уделяя большое внимание инженерным решениям, которые обеспечивают уникаль­ность и целесообразность образцов оборудования, не задумываются о том, как далее продавать идеи и готовую продукцию. Маркетинг остается в стороне. Хотя давно известно, что значимость инвестиций в маркетинг ни­ сколько не уступает вложениям в НИОКР, несмотря на кризис в экономике.

«Мы одна из пяти компаний в мире, которая про­мышленно производит сверхпроводники второго поко­ления. У нас есть два отделения – одно с полным про­мышленным циклом в Японии, а в начале этого года мы открыли компанию во Франции для освоения европейского рынка, – делится руководитель проекта компании «СуперОкс» Сергей Павленко. – Сверхпроводни­ки – это материалы, которые обладают при определен­ных условиях нулевым сопротивлением. Они незамени­мы в производстве кабелей, предназначенных для пере­ дачи электроэнергии больших объемов и мощности, накопителей энергии, магнитов, для выпуска электриче­ских машин, генераторов, моторов».

«Пять лет назад мы прогнозировали, что объем ми­рового рынка сверхпроводников к 2017 году достигнет примерно миллиарда долларов. Сейчас стало очевидно: прогнозы оказались гораздо скромнее того, что показа­ла реальность. И по динамике, и тенденциям рынок сверхпроводников очень похож на рынок композитов. Весомый вклад в развитие сверхпроводниковой инду­стрии вносят различные энергетические проекты, свя­занные с электроэнергетикой и электродвижением. Кроме этого, сверхпроводники могут использоваться в науке, транспорте, медицине и других отраслях, – де­лает выводы Сергей Павленко. – У нас есть решения для электроэнергетики в виде ограничителей тока  – это аппаратура, основанная на эффекте сверхпроводимости, которая позволяет снизить в несколько раз, а в отдельных случаях исключить проблемы, связанные со скачками напряжения, короткого замыкания в энергосетях. Заме­на традиционных технологий сверхпроводниковыми приносит кратные преимущества в массогабаритных характеристиках и мощностях».

Возможно, именно внимание к спросу, а не только к  инженерной стороне бизнеса позволило компании «СуперОкс» создать мощности за пределами России. Разумеется, сыграло свою роль и то, что они предлагают понятный для целевой аудитории продукт.

«Кроме того, мы разрабатываем электрический сверхпроводниковый двигатель мощностью 500 кВт, который может использоваться в электрическом само­ лете, судостроении и ВПК. Сейчас наши специалисты создают сверхпроводниковый генератор, кабельную линию, двигатели от вентилятора на летательном аппарате, гребные винты на судне. У последних КПД составит 90% при нулевой потере электроэнергии во всей систе­ме», – добавляет разработчик.

Внимание к потребностям целевой аудитории позво­лило представленным компаниям вывести свои разработки на стадию промышленного производства. Отечественных инженеров сложно упрекнуть в недостатке идей, осталось научиться их продавать. Пока, к сожале­нию, приходится чаще слышать истории о промышленных образцах, чем о запуске серийного производства.

Евгений Заздравных

Похожие сообщения

X