жк днепропетровская 37 квартиры

Строим Добро

Роботы наступают на профессию

Будущее рынка труда невозможно предсказать на перспективу. Научно-технический прогресс ставит перед человечеством новые задачи: что делать, если все процессы производства будут окончательно автоматизированы и роботизированы. Об этом дискутируют специалисты.

Роботы
Переход на информационные технологии меняет подходы и взгляды как на жизнь в целом, так и на развитие промышленности в частности
Фото: media.rusbase.com

Как полагает председатель комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, вызовы, перед которыми сегодня оказалось человечество, беспрецедентны. За одно поколение сформировались производительные силы, способные практически в любом секторе жизнедеятельности заменить человека на технику. «Это порождает массу апокалиптических реакций из серии: все пропало, люди больше не нужны, куда девать людей, искусственный интеллект и машины заменят человека», – констатировал он.

На самом деле, пояснил Дмитрий Чернейко, еще в начале XIX века было очевидно, что человек из непосредственного производства уходит, а производительность труда перестает зависеть от величины рабочего времени. «Главный смысл происходящего сегодня заключается в том, что из процесса производства человека можно технологически убрать, – продолжил мысль глава комитета по труду и занятости. – И подобного в истории действительно никогда не было. Поэтому поиски ответов в прошлом ничего не дают, их нет ни в исторических трудах, ни в древних книгах, ни в священных писаниях Библии, Торе, Коране. Именно наше поколение должно найти ответы на все вопросы, которые ставит перед человечеством научно-технический прогресс».

Дмитрий Чернейко особо акцентировал внимание на том, что развитие никогда не проходило линейно, обязательно формируются точки дефектации (сбоя), где-то происходит взрывное развитие, но большинство продолжает смотреть на происходящее ровно и спокойно. Поэтому очень важно поддерживать тех индивидуумов, которые творят будущее сегодня. И такие специалисты есть и в России, и в Петербурге.

Все меняют IT-технологии

Генеральный директор Холдинга «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ», общественный представитель АСИ по направлению «Молодые профессионалы» в Санкт-Петербурге д. э. н. Кирилл Соловейчик изложил свой взгляд на происходящие в глобальном мире изменения.

«Человечество находится сейчас в ситуации, когда происходят серьезные трансформации,  – подчеркнул он, – переход на информационные технологии меняет подходы и взгляды как на жизнь в целом, так и на развитие промышленности в частности. Скажем, вчерашний стартап легко обходит по капитализации компанию «Роснефть». Пример: компания Uber, не имея собственного автотранспорта, сумела развиться по всему миру буквально за год и достигла этого за счет принципиально новых подходов, используя искусственный интеллект и информационные технологии».

По мнению Кирилла Соловейчика, Россия не может оставаться в стороне от происходящего в мире. Первое, с чего нужно начинать прямо сейчас, – избавиться от архаичного кадрового делопроизводства. «Без бумажных журналов не обходится ни одно предприятие, – напоминает он, – а это дополнительные и немалые трудозатраты. Между тем петербургская компания «Юлмарт» уже разработала систему электронного делопроизводства, внедрила ее у себя и добивается законодательного разрешения на повсеместное внедрение. Использовать эту систему можно на любом предприятии. По «Юлмарту» видно, насколько эффективно работает система, в том числе по сохранению персональных данных», – утверждает он.

Робот
Взрывной рост технологий, к сожалению, не приводит к столь же резкому росту производительности труда. Хотя такие ожидания есть
Фото: media.rusbase.com

Требует совершенствования и система образования, считают участники дискуссии. Причем преобразования должны коснуться методик преподавания на всех ступенях образовательного процесса, начиная от школы. Например, естественно-научные предметы можно трансформировать в уроки технологий в формате кружков, необходимы и центры молодежного инновационного творчества, где дети будут заниматься с начальной школы и до высшей. «У нас в Петербурге два социальных центра научно-технического творчества уже работают, – рассказал Кирилл Соловейчик. – Они ориентированы на профориентацию школьников с предварительным психологическим отбором. Детям, прошедшим отбор, преподают интенсивный курс компьютерного моделирования, аддитивные технологии, учат их командной работе».

Главным становится разработчик

Кирилл Соловейчик уверен в том, что цифровая трансформация приводит к изменению фокуса с непосредственно производства на разработки новых изделий. «Именно в разработке и маркетинге мы видим самую высокую добавленную стоимость», – убежден он. Поэтому основной фокус сегодня делается на подготовку разработчиков. «Причем нам нужны не узкоориентированные специалисты: конструктор, технолог, промышленный дизайнер, а специалисты широкого профиля с компетенциями конструктора, технолога, дизайнера, экономиста. Сегодня ценятся специалисты, способные не только проектировать, как конструкторы, но и произвести, как технологи, и, как дизайнеры, создать образ, придать продукту привлекательный вид. В конечном счете продукция должна быть экономически эффективной, и тот же специалист должен обладать знаниями экономики производственного процесса. Таким, мне думается, будет профессионал будущего».

Базовыми компетенциями современного специалиста, по мнению промышленников, должны стать логика, алгоритмика, программирование и математика. Без этого стать лидерами в части высоких технологий невозможно. Причем базовые языки программирования обязаны знать поголовно все, что, в свою очередь, потянет за собой понимание алгоритмики. Люди с такими компетенциями воспринимают мир по-другому и начинают действовать в иной логике.

Не обошел стороной Кирилл Соловейчик и изменения в среднем профессиональном образовании. По его мнению, от подготовки универсального рабочего, обслуживающего универсальное оборудование, в ближайшем будущем надо перейти на подготовку профессионала, способного управлять высокотехнологичными станками с программным управлением. «Это не значит, что рабочие должны сами писать программы, – говорит он, – создавать программы будут профессионалы с высшим образованием, но высококвалифицированный рабочий – это специалист более высокого уровня, нежели те, что еще работают на производстве сегодня».

Без тесной взаимосвязи между учебными заведениями и промышленными предприятиями этой задачи не решить, уверен он. Студенты колледжей должны с первого курса проходить практику на предприятии и решать конкретные практические задания, которые с каждым курсом должны усложняться.

Матрица будущего

«Я являюсь представителем нескольких технических инициатив по направлению молодых профессионалов в Петербурге, – напоминает Кирилл Соловейчик. – Вся работа Национальной технологической инициативы построена в виде матрицы, где по одной стороне выстроены те рынки, над которыми мы будем работать (с капитализацией свыше 100 млрд долларов) в ближайшей перспективе. Причем некоторые уже состоялись, есть некое представление об иных, есть маяки, до которых мы пока не добрались. С другой стороны расположились те технологии, которые являются основой будущего развития: блокчейн, компьютерное моделирование, сенсорика, искусственный интеллект».

О том, каких компетенций ждут от современных специалистов в Италии, рассказала генеральный директор компании «Стройотдел», член ассоциации профессионального сообщества директоров «Директориум» Надежда Михайлова. По ее информации, специалисты заводов будущего должны обладать примерно десятью профессиональными компетенциями, необходимыми для успешного развития предприятий.

К ним относятся: креативность – умение придумывать и использовать новые оригинальные идеи; способность к комплексному решению проблем – умение видеть проблему на местном уровне, анализировать ее и находить множество альтернативных подходов для ее решения.

Необходима и гибкость ума – умение понимать, принимать и применять в работе новые непривычные, нетрадиционные методы, технологии и организационные формы. А также критическое мышление – умение самостоятельно мыслить и подвергать сомнению авторитетные точки зрения, выстраивать с разных позиций рациональную аргументацию.

В этом ряду и способность к управлению людьми – умение мотивировать деятельность своих непосредственных подчиненных и окружающих людей, способность к взаимодействию с людьми – умение работать в команде, ответственно выполнять свою часть работы, помогая другим.

К числу обязательных компетенций относятся способность к формированию собственного мнения – умение самостоятельно принимать обоснованное профессиональное решение, клиентоориентированность, эмоциональный интеллект – способность воспринимать чувства, эмоции и мотивы окружающих, вести переговоры, в ходе которых незаметно влиять на собеседника и при этом вызвать у него положительные эмоции.

Россия конкурентна в IT-технологиях

На глобальном рынке информационных технологий Россия не только конкурентна, но и по некоторым позициям опережает ведущие страны, считает руководитель инжинирингового центра «Сэйфнет» (Технопарк Санкт-Петербурга) Антон Калошин. Именно поэтому главный акцент необходимо сделать на подготовке специалистов по информационным технологиям.

К слову сказать, компания уже подготовила специальную кадровую программу для IT-сферы, для малых и  средних предприятий, которые сегодня составляют основу отрасли.

«Свою программу мы выстраивали в логике АСИ по кадровому обеспечению промышленного роста,  – пояснил Антон Калошин. – Невозможно строить систему производства пятого или шестого укладов на системе управления третьим укладом. Мы разработали цифровую модель управления. Она связывает технологии и разработки. С одной стороны, правительство города и жителей, с другой – учебные заведения. У каждого из них свои интересы. Наша задача их объединить, чтобы обеспечить растущую отрасль IT-технологий. Если бы кадры можно было готовить с той скоростью, с какой развивается индустрия, отрасль могла бы расти более быстрыми темпами, так как ее основной потребитель – глобальный рынок. Задачу по быстрой подготовке высококвалифицированных специалистов и решает наша программа. Главное обучать IT всех, начиная с детского сада».

По мнению Антона Калошина, помимо быстрой подготовки кадров необходимо учиться прогнозировать те технологии, которые будут востребованы через два-три года. «Тогда мы сможем поймать птицу за хвост, – уверяет он.  – Мы уже начали опрос IT-компаний, какой специалист им нужен сегодня и какой понадобится два-три года спустя. Этот список передадим в образовательные учреждения, чтобы они готовили специалистов, востребованных на рынке».

Пора встраиваться в международное разделение труда

Дмитрий Чернейко, в свою очередь, напомнил, что есть такое понятие, как «международное разделение труда». «Обойти его нельзя, – подчеркнул он. – Россия должна в него встроиться. В пределах 10 лет такой институт, как «профессия», исчезнет. Система профессионального образования должна формировать личность, готовить специалистов с определенными компетенциями.

Россия вполне может стать главным элементом по формированию мировой цепочки создания инжиниринговых иинформационных решений. Но это случится только тогда, когда мы выстроим систему обеспечения современными кадрами. Это безумно сложная задача».

С главой комитета по труду и занятости Петербурга не совсем согласен директор Института международных образовательных программ СПбПУ им. Петра Великого, лидер трека «Будущее финансов» «Форсайт-флота 2017» в Санкт-Петербурге Андрей Алексанков. По его мнению, генеральный директор, врач, учитель, социальный работник, судостроитель – профессии, которые не исчезнут. Поскольку они менее подвержены риску автоматизации.

«Сегодня самый главный вызов  – неопределенность, – считает Андрей Алексанков. – Мы знаем, что грядут изменения, но какими они будут, никто сказать не в состоянии. Взрывной рост технологий, к сожалению, не приводит к столь же резкому росту производительности труда. Хотя такие ожидания есть. С другой стороны, технологии позволяют людям жить дольше, а значит, необходимо повышать пенсионный возраст. Нам предстоит сделать выбор: мигрировать ли в те сферы, которые наименее подвержены риску и в последнюю очередь будут заменены роботами, либо оставаться там, где сейчас, рискуя в ближайшем будущем потерять работу».

Меньше всего в этой ситуации, по мнению Андрея Алексанкова, пострадают люди с уникальными способностями, они могут не бояться роботизации и смогут адаптироваться на рынке труда будущего. Конкурентоспособным окажется тот специалист, который в дополнение к своим знаниям освоит новые компетенции.

Лилиана Глазова

Другие материалы по теме

X