жк днепропетровская 37

25 лет — не срок

Состояние лифтового оборудования в многоквартирных домах вызывает тревогу жителей мегаполиса. Это связано не только с устареванием лифтового хозяйства, но и с качеством современных лифтов, практикой продления службы подъемных машин, отслуживших положенные им 25 лет.

Шахта лифта
Фото: neteel.ru

В начале марта в Симферополе при падении лифта погибли женщина и ребенок. Лифт прошел проверку в конце 2017 года. Экспертная организация рекомендовала приостановить эксплуатацию до устранения многочисленных нарушений, выявленных в ходе проверки. Управляющая организация заверяет, что срок службы лифта был продлен до конца 2020 года. Кому верить?

Правоохранительные органы, конечно, разберутся в этом конкретном случае. Однако ситуация в целом остается непредсказуемой и полностью зависит от профессионализма и ответственности тех, кто проводит обследования лифтов и принимает решение.

Петербургские правила

За время действия новой системы капитального ремонта многоквартирных домов в Петербурге отремонтированы 6400 лифтов из 42 538 действующих в городе единиц вертикального транспорта. Нормативный срок службы истек у 11 172 машин, или 26% всего лифтового парка. В краткосрочный план капремонта на 2018 год включена замена 759 лифтов, а всего за 25 лет предстоит отремонтировать 30 225 лифтов в 6797 многоквартирных домах.

«В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза, утвержденным в 2011 году (ТР ТС 011/2011), срок службы лифта составляет 25 лет, – напомнил заместитель председателя жилищного комитета Алексей Бородуля, – но это не означает, что лифт по истечении этого срока следует немедленно менять. Согласно тому же регламенту, оборудование необходимо обследовать и определить возможность его дальнейшей эксплуатации».

Механизм лифта
Фото: neteel.ru

Обследование проводит лицензированная организация. И если лифт удовлетворяет требованиям регламента Таможенного союза, она может продлить срок службы лифта на один-три года. Причем допускается повторение такой процедуры несколько раз подряд.

«Если лифт в исправном техническом состоянии и опасений не вызывает, если мы понимаем, что угрозы жизни людей он не несет и в состоянии отработать еще какое-то время, то срок эксплуатации продлевается и лифт продолжает служить, – поясняет чиновник. – Очевидно, что все зависит от условий работы: понятно, в 20-этажном доме оборудование испытывает большую нагрузку, в 6-этажном – меньшую. И в таком доме лифт может работать дольше».

По информации Алексея Бородули, в городе действует система ежегодного технического освидетельствования лифтового оборудования аккредитованным Испытательным центром. Кроме того, для обеспечения безопасности проводятся регламентные работы по содержанию лифта в технически исправном состоянии. Отвечают за содержание и эксплуатацию лифта, как и за содержание всего общего имущества многоквартирного дома, управляющие организации.

Капремонт на высоте

Как сообщил Алексей Бородуля, в 2017 году на выполнение работ по капитальному ремонту (или замене) лифтов были заключены договоры подряда с 16 компаниями-производителями. В их числе хорошо зарекомендовавшие себя на рынке Могилевский и Щербинский лифтовые заводы, ОТИС и ряд других. Конкурсные процедуры проводятся в соответствии с федеральным нормативно-правовым актом – Положением о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта многоквартирных домов, подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ (постановление правительства РФ от 1.07.2016 г. № 615).

За время действия новой системы капитального ремонта многоквартирных домов в Петербурге отремонтированы 6400 лифтов из 42 538 действующих в городе единиц вертикального транспорта

«Сначала проводится предварительный отбор организаций, в результате которого формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право участвовать в закупках. Затем среди них проходит электронный аукцион, в котором побеждает участник из реестра, предложивший наименьшую цену. Кроме того, 13 сентября 2017 года мы внесли изменения в городской закон и действующие нормативные акты, позволяющие помимо планового ремонта проводить и внеплановый, если лифт находится в аварийном состоянии. Управляющая организация, убедившись в аварийности оборудования, должна срочно заказать обследование. Если возникает необходимость капитального ремонта (замены) лифта, необходимо обратиться с экспертным заключением в администрацию района. Мы включаем аварийные лифты в краткосрочную программу текущего года за счет сэкономленных средств».

Лифтовые прорывы

Развитие отрасли производства лифтов идет сегодня в основном в двух направлениях. С одной стороны, производители заботятся об энергосбережении и охране окружающей среды. Если даже в «нулевые» годы в России использовали преимущественно нерегулируемый электрический привод, то сейчас почти повсеместно применяется привод с частотным управлением, экономящий до 30% электроэнергии.

С другой – ищут эффективное решение транспортной задачи, рассматривая возможность перемещения наибольшего количества людей в единицу времени. Используются и варианты установки лифта без машинного помещения. Привод таких лифтов находится внутри шахты (сверху или снизу). Возможность устанавливать лифты без машинного помещения дает определенное преимущество при проектировании зданий. Первыми подобные лифты выпустила компания Kone.

Конструкция
Фото: newsprom.ru

А специалисты ThyssenKrupp первыми разработали серию лифтов без машинного отделения с глубиной приямка всего 300 мм (стандартная глубина 1100–1600 мм), установив под кабиной защитный «фартук». При подъезде кабины к нижней остановке «фартук» складывается, в связи с чем отпадает необходимость в большой глубине приямка. Недостаток такой конструкции в том, что постоянно складывающий «фартук» быстро изнашивается. Компания LM из Мюнхена предложила эту проблему решить самым простым способом: «фартук» постоянно находится в сложенном состоянии, а автоматически раскрывается только при аварийной остановке для эвакуации людей. В России лифты без машинного помещения со складывающимся фартуком сейчас продвигает компания Stein (Санкт-Петербург).

На первом месте безопасность и комфорт

Компания «Балтик Инвест» нечасто участвует в конкурсах на капитальный ремонт, объявленных региональным оператором, заявляясь при этом только на проектные работы. Прежде всего потому, что конкурсы на понижение цены не позволяют работать с высокими качественными показателями, а работать плохо не позволяют профессиональные принципы. Кроме того, не последнюю роль играют и условия участия в государственном заказе. «Как известно, больше половины сметной стоимости капитального ремонта лифта – это оборудование, – говорит генеральный директор ООО «Балтик Инвест» Петр Охотников, – а в условиях отсутствия авансирования и «грабительского» кредитования банков участие в таких подрядах и вовсе бессмысленно».

Всего за 25 лет предстоит отремонтировать 30 225 лифтов в 6797 многоквартирных домах

Вертикальный транспорт, полагает эксперт, приобретает сегодня большое значение: из-за дороговизны земельных участков дома стремятся в высоту, и лифт, безусловно, должен быть не только априори безопасным и надежным, но и комфортным и эстетически привлекательным. Относительно использования лифтов, отслуживших свой срок, Петр Охотников согласен с мнением заместителя председателя жилищного комитета.

«Лифтовая отрасль просто не способна заменять оборудование сразу по истечении срока службы, – утверждает он. – Кроме того, интенсивность эксплуатации лифтов, качество самого оборудования могут отличаться в разы. Тут нужен индивидуальный подход. Я уже не говорю о так называемом железе – направляющих. Даже если при модернизации заменяется все, кроме направляющих (а им, в отличие от современных, «облегченных», сносу нет), это даст эффект, как экономический (стоимость оборудования и монтажа), так и по срокам замены и ввода в эксплуатацию, особенно если лифт в подъезде один. И очевидно, что при проведении технического освидетельствования и передаче модернизированного лифта в эксплуатацию качество монтажных и пусконаладочных работ должно строго контролироваться».

Еще одна компания – ООО «Лифтком» – не принимает участия в программе капремонта лифтового оборудования вообще. Генеральный директор Игорь Спиваков не стал объяснять, почему компания предпочитает работать с коммерческими заказчиками. Но он, как и многие его коллеги, считает, что модернизация лифтов имеет право на жизнь. «Установка нового лифтового оборудования – дорогостоящая работа, – говорит эксперт. – А учитывая число лифтов в городе, отслуживших отведенный им срок, одновременная их замена потребует огромных средств. Модернизация же позволяет продлить срок службы лифтового оборудования, давая возможность распределить финансовые вложения по времени».

Кабина лифта
Фото: anosle.ru

Констатируя тот факт, что в современном мире лифт является неотъемлемой составляющей жизни горожанина, он подчеркивает: «От качества подъемного оборудования, технических характеристик зависят комфорт и безопасность жителей многоквартирных домов. Лифт должен в обязательном порядке обеспечивать перемещение людей с ограниченными возможностями. Пожарные подразделения в экстренных ситуациях тоже перемещаются на лифтах, и машины должны быть к этому приспособлены. И, конечно, лифт должен устойчиво работать в штатном режиме, быть экономичным и стойким к действиям вандалов. В высотках обычно применяются лифты с повышенной скоростью движения и более строгими пожарными требованиями», – заключает он.

Лилиана Глазова

Похожие сообщения

X