жк днепропетровская 37

Нефтегаз: выигрыш на кооперации

Новые вызовы сырьевого рынка требуют создания инновационных «технологических ключей» к нефтегазовым проектам. Успех в решении амбициозных задач покорения российского арктического шельфа может принести международная кооперация и сотрудничество.

ПриразломнаяИдеи освоения арктического шельфа и морских нефтегазовых месторождений подразумевают приток прорывных технологий, новейших методов бурения и добычи, научно-технологических и промышленных разработок. Одним из факторов, тормозящих развитие отрасли, эксперты называют отсутствие эффективных технологий добычи, позволяющих отечественным разработчикам месторождений продвинуться далеко вперед. Их проникновению на локальные рынки препятствуют отжившие концепции взаимодействия реального сектора и заказчика

Руководитель Norwegian Energy Partners Владимир Ряшин в рамках деловой программы конференции, посвященной проблемам импортозамещения в нефтегазовой сфере, высказал мнение, что проекты выхода на шельф Арктики одинаково актуальны и для России, и для Норвегии. Но решить их невозможно, если не применить эффективные инструменты нефтегазодобычи.

«Большинство арктических проектов не имеют под собой экономической целесообразности. Для выхода на шельф российским добывающим компаниям в сложнейших технологических условиях, ледовой обстановке, нужны не просто новые технологии, а революционные изменения в отрасли, – отметил Владимир Ряшин. – Например, бурение должно происходить в четыре раза быстрее, чем традиционным методом».

По мнению Владимира Ряшина, будущее нефтегаза – не за отдельными странами, а за интернациональными компаниями, которые разработают экономически обоснованные методы работы в Арктике. Поэтому речь должна идти не только о локализации или внедрении российских технологий, но и об интеграции новых технологических подходов для шельфовых разработок, объединении компетенций северных стран.

Объединение компетенций

Во времена действия международных санкций и секвестрования бюджетов выбор основных заказчиков отрасли пал на отечественный продукт. В то же время идеи импортозамещения и локализации в такой специфической отрасли, как шельфовая нефтегазодобыча, оказались не слишком перспективны, полагают наблюдатели рынка. Заместитель генерального директора Фонда «Институт энергетики и финансов» Алексей Белогорьев, курирующий разработку госпрограмм поддержки нефтегазового сектора, не считает импортозамещение и локализацию панацеей.

Одним из главных минусов локализации промышленных производств на территории России он видит долгосрочное технологическое отставание – как минимум на три-пять лет, которое автоматически закладывается при трансфере новых идей и прогрессивных технологий. Кроме того, локализация никоим образом не стимулирует повышения конкурентоспособности отечественного производителя. Все эти погрешности могут быть сглажены путем развития международной кооперации и построения межгосударственных технологических платформ.

Идеи освоения арктического шельфа и морских нефтегазовых месторождений подразумевают приток прорывных технологий, новейших методов бурения и добычи, научно-технологических и промышленных разработок

Решающую роль играют посредничество между крупными нефтегазовыми корпорациями и бизнесом, таким связующим звеном нередко выступает российская Торгово-промышленная палата.

Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин рассказал о мерах поддержки представителей российского бизнеса, продвигающих свои решения для нефтегазовой сферы. Компании могут рассчитывать на поддержку в 180 подразделениях торговых представительств ТПП, расположенных в каждом крупном городе России.

Кроме того, компании, занимающиеся кооперацией в сфере импортозамещения и локализации, международным технологическим развитием, могут рассчитывать не только на поддержку отделений ТПП, но и на содействие смешанных палат в других государствах. «В рамках посреднической деятельности ТПП оказывает более 500 услуг, которые по большей части являются эксклюзивными и могут представлять несомненный интерес для компаний, реализующих совместные проекты», – заключил спикер ТПП.

Вице-президент компании National Oilwell Varco (NOV) Клаус Мейр Хорнелунд поделился опытом локализации норвежского оборудования на территории РФ и СНГ. Он сообщил, что на территории России работает 10 сервисных центров NOV, построен завод в Костромской области, у NOV два завода в Белоруссии – в Минске и Витебске, осуществляющих поставку оборудования для ведущих российских ВИНКов уровня Газпрома и ЛУКОЙЛа.

Стратегия норвежского производителя предполагает подготовку персонала по глобальной системе образования, передачу опыта и знаний, трансфер технологий, отвечающих всем современным стандартам, действующим на территории РФ. «Важнейшим аспектом для нас явилось не только то, что мы привезли в Россию свои технологии. Мы сначала обучили 35 выпускников костромских вузов по программе инжиниринга в США, Канаде, Мексике, ОАЭ, Норвегии, которые после стажировки вернулись в Россию в качестве высококвалифицированных специалистов, обученных по новейшим системам западного образования с хорошим английским, – пояснил Клаус Мейр Хорнелунд. – Благодаря этому наши специалисты получили компетенции по бизнес-менеджменту, конструированию буровых установок, добычных комплексов для нефтегазовой промышленности и смогли наладить сотрудничество со смежными компаниями».

Однако норвежский предприниматель не считает, что прямой трансфер технологий производства для нефтегаза полностью подходит для России. «Существуют определенные виды морского оборудования, производство которого не может быть локализовано на территории России в силу своей специфики», – отметил он.

Пульт управления
Фото: gazprom.ru

Директор по развитию бизнеса компании Thyssen Krupp Industrial Solutions Игорь Насиров поделился уникальным опытом интеграции технологий и бизнеса по производству в РФ промышленных установок высокого давления для глубоководной добычи и нефтепереработки с использованием местных ресурсов.

«Учитывая те вызовы, которые стоят сегодня перед всеми нами, проблемы, связанные как с финансированием проектов, с дефицитом высококвалифицированных кадров, именно интегрированный подход позволил нам быть успешными и привел к увеличению стоимость активов на 20%, – сообщил Игорь Насиров. – Для нас как для европейской компании экспортное кредитование с низкими процентными ставками в два-три процента позволяет повысить эффективность и конкурентоспособность проекта».

При разработке новых продуктов для нефтегазового сектора важно создавать технологии, которые могли бы конкурировать на мировом уровне с западными аналогами. «И в России такие разработки есть, – считает директор по научно-техническому развитию кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» Олег Перцовский. – В нашем кластере мы собрали 120 проектов, которые ведет в основном средний и малый бизнес. Проекты находятся на разных стадиях развития, но 30–35% из них уже имеют готовый продукт. Важно найти баланс между несколькими направлениями: когда российские разработчики создают продукт с нуля либо локализуют западные технологии на территории России или российский стартап продает свои решения по всему миру с отметкой «made in Russia».

Сегодня сколковские резиденты создают геофизическое оборудование, технологии сопровождения бурения, технологии в области повышения нефтеотдачи пласта или интенсификации нефтедобычи, smart- и digital-технологии. Многие из них уже столкнулись с проблемами внедрения своего продукта. «Зачастую компании-стартапы не удовлетворяют квалификационным требованиям, выдвигаемым при проведении закупочных процедур. И не только потому, что им не хватает опыта или финансирования, но и потому, что они предлагают отдельные технологии, в то время как заказчику нужны готовые комплексные проекты. Именно поэтому мы стараемся активно взаимодействовать не только с конечным потребителем – ВИНКами, но и с сервисными компаниями, выдвигающими комплексные решения, в которые могут быть встроены инновационные технологии», – резюмировал Олег Перцовский. Таким образом, именно сервисные компании, по мнению эксперта, могут играть роль интегратора отдельных разрозненных технологий.

 Цифровизация в действии

Мировой тренд автоматизации и цифровизации производств захватил и нефтегазовую отрасль. Инвестиции в IT-проекты мировой нефтегазовой отрасли в 2017 году составили примерно $25 млрд. Прогнозы ведущих аналитиков говорят о том, что ежегодный рост капитализации этой сферы до 2022 года составит 6%. Причина небывалой популярности очевидна: бич промышленных предприятий сегодня – это издержки. Нефтеперерабатывающие заводы по всем миру теряют более $10 млрд упущенной прибыли за счет внеплановых простоев производства.

Кроме того, 42% аварий на НПЗ связано с влиянием человеческого фактора и ошибочными действиями персонала. Это начинают понимать и в крупных российских нефтегазовых концернах.

В подтверждение прозвучали на сессии слова генерального директора ООО «Газпромнефть НТЦ» Марса Хасанова. По его мнению, для катализации нефтегазовых проектов Газпрома наибольшую ценность представляет внедрение когнитивных и IT-технологий, методов использования искусственного интеллекта при разработке скважин. «На протяжении жизненного цикла проекта, от разведки месторождения и концептуального инжиниринга до бурения и эксплуатации, наибольшие бенефиты и прибыль можно получить, оптимизируя процессы на ранних стадиях с помощью информационных технологий, систем технологического моделирование и цифровизации, – подчеркнул представитель научно-технического подразделения «Газпром нефти». – Оптимизация процессов нефтегазодобычи на этапе эксплуатации дает 10–15% сокращения издержек, в то время как оптимизация на начальном этапе приносит экономический эффект в сотни процентов». Как считает Марс Хасанов, ряд российских IT-продуктов для нефтегаза по своим характеристикам ничуть не уступают зарубежным аналогам, а по некоторым позициям даже превосходят их. Российские разработчики способны создать свой программный продукт, уйдя от зависимости от западных IT-монополий, под такие проекты мы можем создавать инвестиционные фонды и консорциумы.

«В первую очередь должно быть локализовано не только производство, но и центры разработки, предлагающие IT-решения по цифровизации производственных процессов, – считает заместитель генерального директора Schneider Electric в России и СНГ Борис Муратов. – Необходимо наладить диалог с заказчиком и найти оптимальный формат сотрудничества с локальным разработчиком».

Компания, специализирующаяся на проектах управления энергией и внедрения систем автоматизации производств, открыла на территории России пять крупных центров разработки IT-решений, инвестировав за последнее время в экономику РФ миллиард евро. В ноябре 2017 года статус резидента ОЭЗ «Иннополис» (Республика Татарстан) получил инновационный R&D центр, в создание которого компанией Schneider Electric было инвестировано порядка $400 000.

Новый центр НИОКР будет работать преимущественно по направлению адаптации и разработки информационно-управляющих систем и специализированного программного обеспечения для нужд нефтегазового комплекса и других отраслей промышленности. Разработки центра позволят клиентам компании повысить операционную эффективность и безопасность производств с помощью локальных решений, учитывающих особенности российских условий эксплуатации.

Как сообщил представитель Schneider Electric, центром уже заключены соглашения с ведущими игроками российского рынка и локальными разработчиками по проектам внедрения диспетчеризации, моделирования, автоматизации и обеспечения кибербезопасности и др., чрезвычайно востребованным сегодня в нефтегазовом секторе.

Генеральный директор компании РусХОЛТС/Retail & HoReCa Александр Кузьмин рассказал об опыте своей компании по внедрению IT-технологий, продуктов автоматизации и цифровизации для превращения АЗС в самостоятельный объект ритейла.

«Мы подключили набор исполнительных механизмов, некий технологический актив на АЗС, позволяющий управлять инженерными системами зданий. В результате заказчик получил 10% экономии электричества, 20% теплоносителя – это неплохой результат даже по сравнению с лидерами по производству автоматизированных систем. Сложности внедрения обусловлены тем, что в силу различных причин российские IT-компании не готовы взаимодействовать с крупным заказчиком. И наоборот – заказчик очень часто не воспринимает всерьез отечественные разработки, зачастую не отвечающие формальным квалификационным требованиям и не имеющие достаточных финансовых ресурсов. Выход, на мой взгляд, в технологическом партнерстве, у российского бизнеса есть шанс стать конкурентоспособным в этой сфере».

Подготовила Нонна Цай

Похожие сообщения

X