жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Когда субсидии полезны

Лизинг как финансовый инструмент вызывает сегодня большой интерес бизнеса, и способствуют тому меры государственной поддержки, предпринимаемые как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Техника
Фото: tehnokor.ru

Три года назад Министерство промышленности и торговли Российской Федерации запустило льготную программу по лизингу автомобилей. Фонд развития промышленности, со своей стороны, субсидирует лизинг оборудования. Это расширило возможности потребителей и стало стимулом для развития не только лизинговых компаний, которые выступают провайдерами господдержки, но и производителей техники.

«Постановление № 518, принятое правительством, обеспечившее предоставление услуг лизинга на льготных условиях в части уплаты авансового платежа, безусловно, повлияло на динамику спроса на отечественную строительно-дорожную и коммунальную технику в 2017 году, – констатирует директор по маркетингу АО «ЧЕТРА-ПМ» Денис Куваев. – В рамках программы лизинговыми компаниями предоставлялись скидки клиентам в размере до 10% от цены техники. Субсидии Минпромторга по программе составили около 1 млрд рублей, в итоге 29 ведущих отечественных компаний – производителей этого вида техники нарастили объемы производства».

Производство пошло в рост

По данным Росстата и ФТС России, в 2017 году объем выпуска отечественных автомобильных кранов увеличился на 22,7% по отношению к показателям 2016 года, превысив 2700 единиц, а доля иностранной техники на российском рынке снизилась до 8%.

Лизингополучателю выплачиваются субсидии: до 12,5% от стоимости имущества при оформлении в лизинг авто и до 15% – при покупке спецтехники

Отечественными предприятиями освоена широкая номенклатура автомобильных кранов грузоподъемностью от 16 до 100 т. Например, Галичский автокрановый завод запустил в серию автомобильный кран грузоподъемностью свыше 100 т. Общий объем инвестиций по проекту составил 100 млн рублей, из которых 25 млн рублей предприятие получило из федерального бюджета. Челябинский механический завод выпустил пилотную партию автомобильных кранов грузоподъемностью 25 и 50 т, имеющих увеличенный опорный контур, на эти цели предприятие получило субсидии в объеме 72 млн рублей.

В целом в 2017 году отечественные производители строительно-дорожной техники увеличили производство по сравнению с 2016 годом на 27,6% – до 32,5 млрд рублей. Экспорт вырос на 78% – до 5,1 млрд рублей.

Помимо автокранов, существенного роста, на 25%, добились производители прицепов и полуприцепов к коммунальной технике. В числе нарастивших объемы – ЗАО «Тверской экскаватор», ОАО «ПО ЕЛАЗ», ЗАО «ЧСДМ», ЗАО «Брянский арсенал», АО «Эксмаш», ООО «Спецтехлогистика», ОАО «ЧЛМЗ», ООО «Уралспецтранс», ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и др.

Техника
Фото: kartinki24.ru

Техника совершенствуется

Программу льготного лизинга строительно-дорожной и коммунальной техники продлили и на 2018 год, распространив ее на широкий перечень продукции, включающий в себя свыше 2300 моделей землеройной, грузоподъемной, дорожной, коммунальной и прицепной техники.

При этом субсидии предоставляются в отношении договоров лизинга, заключенных как в 2018 году, так и во втором полугодии 2017 года, а размер предоставляемой скидки (по договорам 2018 года) увеличен до 15% для техники, поставляемой в регионы Сибири, Дальнего Востока, Калининградскую область, Республику Крым и Севастополь.

Кроме того, Минпромторг России запустил новый механизм субсидирования льготного кредитования потребителей сельскохозяйственной, строительно-дорожной и коммунальной техники, а также оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности (ПП РФ от 17.02.2018 № 163).

Отличительной чертой лизингового рынка в мегаполисах является присутствие крупных российских и западных игроков

Федеральная поддержка способствовала тому, что производители спецтехники стали активно совершенствовать выпускаемую продукцию. На последней выставке в рамках Форума ДЕМОСТРОЙ-2018 около 30 компаний представили последние разработки экскаваторов, бульдозеров, автокранов, погрузчиков, коммунальных машин, прицепной, вездеходной и другой техники.

Глава ведомства Денис Мантуров оценил новинки и отметил, что почти половина образцов техники, представленных на выставке, создана с использованием механизмов государственной поддержки. Чиновник заметил, что дополнительные преимущества созданы и для потребителей отечественной современной техники. В частности, благодаря льготному лизингу реализовано более 5000 различных машин и механизмов.

За все время реализации программы льготного лизинга отечественный автопром увеличил продажи автомобилей. По итогам 2017 года объем лизинга автотранспорта, по данным РА «Эксперт», прибавил 43% по сравнению с 2016 годом.

Техника
Фото: uralauto-ufa.ru

«Действительно, программа по субсидированию автотранспорта, которую Минпроторг запустил впервые в 2015 году, оказалась весьма эффективным стимулом для потребителей, в итоге эта мера господдержки продлевалась и корректировалась, – подтверждает руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг» Андрей Волков. – Со второго полугодия года программа разделилась на три подпрограммы: «Российский тягач», «Росси йский фермер» и «Свое дело», благодаря чему меры поддержки стали адресными».

Льготные сделки растут

По информации Андрея Волкова, «Балтийский лизинг» участвует в программе с момента ее старта, и каждый год льготные сделки составляют значимый процент от общего числа заключенных договоров. Для предпринимателей, пользующихся услугами лизинговых компаний, эти льготы являются оптимальным вариантом экономии, считает эксперт. Во-первых, при покупке дорогостоящей техники нет нужды выводить из оборота большие объемы финансовых средств, а во-вторых, лизингополучателю выплачиваются субсидии: до 12,5% от стоимости имущества при оформлении в лизинг авто и до 15% – при покупке спецтехники.

Участником федеральной программы субсидирования лизинга с 2015 года является и компания «Интерлизинг». За три года по этой программе ею были профинансированы сделки на общую сумму более 3 млрд рублей. «В прошлом году свыше 40% сделок по колесной технике мы реализовали при поддержке Минпромторга России», – сообщила руководитель СЗД Анна Голикова.

Выгоду для клиентов лизинговой компании хорошо иллюстрирует статистка. В 2017 году по программе льготного лизинга автотранспорта «Балтийский лизинг» приобрел для клиентов более 3600 автомобилей общей стоимостью свыше 7,7 млрд рублей, а по программе субсидирования строительно-дорожной и коммунальной техники, которая была запущена во второй половине прошлого года, – 156 специализированных машин на сумму более 632,35 млн рублей. Всего в рамках программ господдержки в 2017 году компания помогла сэкономить клиентам более 800 млн рублей.

Программа трансформируется

«С 2015 года в федеральной программе поддержки лизинга произошли существенные изменения, – замечает Анна Голикова, – начиная с перечня техники и заканчивая лимитами субсидии на одного лизингополучателя. Например, из легкого коммерческого транспорта в перечне субсидируемой техники остались только автобусы. Наличие субсидии в сделке позволяет уменьшить объем заемных средств, что, конечно, снижает общую сумму сделки для лизингополучателя. И это позитивный момент. В этом году Минпромторг объявил о возможности субсидирования легкой коммерческой техники, автобусов и грузовой техники, но на финансирование программы средств выделено меньше, поэтому ведомство сузило программу, оставив в ней лишь пассажирские и микроавтобусы, что, вероятно, снизит доходы бизнеса в целом в этом году».

С этим прогнозом согласен Андрей Волков. «В 2017 году клиенты могли приобретать в рамках программы грузовой и легкий коммерческий автотранспорт, – напоминает он. – В этом году в Минпромторге констатировали: авторынок в этих категориях полностью восстановился, получив достаточный объем поддержки. Теперь ведомство сосредоточило внимание на льготном лизинге автобусов и микроавтобусов. Во втором квартале мы ждем повышения спроса в этом сегменте. Вопрос в том, перекроет ли он доходы от лизинга легкового автотранспорта».

Универсальность способствует росту

Как пояснил Андрей Волков, каждый сегмент рынка лизинга имеет свои особенности, и нельзя сказать, что работа в одном из них выгоднее, чем в другом. Тем не менее преимущества имеют компании, которые располагают большой сетью филиалов и предоставляют универсальные услуги. «Большая часть наших [?] приходится на автотранспорт – 64,3%, доля строительной и дорожно-строительной техники составляет 10,4%, сельскохозяйственной техники – 4,2%. Оставшаяся доля приходится на различное оборудование – в частности, деревообрабатывающее, металлургическое, складское, торговое и т. д.», – говорит он.

«Наша продуктовая линейка включает в себя широкий перечень техники, от легкового автомобиля до вагонов, от складской техники до производственных линий по металлообработке, – уточняет Анна Голикова. – Рентабельность всех направлений компании находится на одном уровне. Но самое ликвидное направление – легковой и легкий коммерческий транспорт. Если же рассматривать доли в бизнес-портфеле, то по объемам лидирует лизинг строительной техники и оборудования, а по количеству сделок, естественно, легковой транспорт, в котором преобладают розничные сделки».

По информации Анны Голиковой, на лизинговом рынке сегодня вслед за ростом арендных ставок на железнодорожные перевозки подрос спрос на лизинг подвижного состава, который пока на первом месте. «Для компании «Интерлизинг» этот сегмент не является целевым, – констатирует она, – но мы также финансируем подобные сделки для лизингополучателей, приобретающих вагоны для собственных нужд».

Одинаково полезно

Нужно сказать, что круг потребителей услуг лизинговых компаний растет, – финансовый инструмент становится одинаково полезным как для крупных игроков рынка, так и для малых и средних быстро развивающихся компаний. «На малый и средний бизнес приходится 49% отечественного лизингового рынка, и эта цифра является ориентиром для компании «Интерлизинг», – уточняет эксперт [Волков?]. – Примерно 38% наших клиентов по объему продаж – это малые и средние предприятия, а доля сделок с ними достигает 85–90%».

Основные клиенты «Балтийского лизинга» – представители малого и среднего предпринимательства, доля сделок с которыми по итогам 2017 года составляет 92%. «Сферы деятельности этих компаний разнообразны: небольшие типографии, авторемонтные мастерские, медицинские центры, – говорит Андрей Волков. – Но наша активная работа с малым и средним бизнесом, безусловно, не исключает сотрудничества с крупными предприятиями, которым мы можем предложить деревообрабатывающее, металлургическое, машиностроительное и другое оборудование. Это, можно сказать, наша исторически сильная компетенция».

Лизинговая компания John Deere Financial также работает со всеми компаниями: от ИП с парком техники в одну единицу до международных корпораций. «Нельзя сказать, что размер компании как-то ограничивает или стимулирует использование лизинга, – подчеркивает руководитель отдела продаж John Deere Financial Артем Тимохин. – Лизинг может быть полезен как для развивающихся небольших фирм с опытом работы один-два года, так и для стабильных финансово сильных организаций».

По его мнению, отличительной чертой лизингового рынка в мегаполисах является присутствие крупных российских и западных игроков. Рынок двух столиц всегда полон всевозможными мероприятиями для профессионалов, ассоциаций клиентов, параллельных выставок и событий производителей, где присутствуют специалисты лизинговой сферы.

На пороге перемен

Растущий рынок лизинга государство решило взять под свою опеку не только в части поддержки, но и в части надзора и регуляции. Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности ставит задачу перейти к полномасштабному регулированию этой отрасли, в том числе к введению пруденциальных нормативов. Это, напомним, обязательные требования, которые устанавливаются законом и Банком России для кредитных организаций для обеспечения надежности, ликвидности и платежеспособности, управления банковскими рисками, защиты интересов акционеров и вкладчиков. Хотя это вопрос не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня.

Две главные цели реформы, которую предполагается провести, – обеспечение прозрачности отрасли и исключение использования государственных льгот для сделок, которые, по сути, лизинговыми не являются. Компании смогут привлекать инвестиции из других источников, в том числе на публичных рынках капитала, и обеспечить себе снижение ставки привлечения финансовых ресурсов. Это позволит лизинговым компаниям повысить кредитоспособность с точки зрения чистой процентной маржи, которая является решающим фактором для устойчивости любого финансового института. Очевидно, что рынок лизинга ждет трансформация. Насколько эффективной она будет, покажет время.

Лилиана Глазова

Другие материалы по теме

X