жк Днепропетровская 37 студия 3,9

Нормативы не дают жизни композитам

Композиты входят в самые разные сферы жизнедеятельности человека: судостроение и авиация, машиностроение и энергетика, строительство, транспорт, спорт, жилищно-коммунальное и городское хозяйство. Однако на пути развития отрасли стоит несовершенная нормативная база.

Интерьер метро
Фото: domofoto.ru

История применения композитных материалов уходит в 60-е годы прошлого века. Сначала на основе композитов изготавливали высокотехнологичные и дорогостоящие продукты, которые использовались в аэрокосмической промышленности. Постепенно с развитием технологий, появлением новых и не дорогих в производстве рецептур композиты стали доступны для широкого применения и плавно перешли в строительную отрасль, городское хозяйство. Сегодня рынок композитных материалов активно развивается, спектр их использования расширяется. Об этом специалисты говорили на ставшем уже традиционным Петербургском международном научно-промышленном композитном форуме.

Как отмечал в рамках деловой программы председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин, композитные материалы, в частности арматура, ливневые очистные сооружения (ЛОС), водоотводы, колодцы, далеко не новинки, они используются в отечественном дорожном строительстве и показывают свою эффективность, тем не менее пока потребители не проявляют к ним большого интереса. «Пришло время пристально взглянуть на продукты из композитов, по своим характеристикам они значительно превосходят традиционные строительные материалы, а по цене приближаются к их стоимости», – напомнил чиновник.

Каталог на паях

Сегодня в комитете по развитию транспортной инфраструктуры формируется каталог отечественных строительных материалов и оборудования, рекомендуемых к применению в дорожно-строительной отрасли. «Раздел композитов в каталоге постоянно обновляется, это говорит о поступательном развитии технологий в этой отрасли, – подчеркнул Сергей Харлашкин. – Предлагаю тот каталог, что сегодня разрабатывается композитным кластером, включить в наш документ, чтобы проектировщики могли использовать всю линейку продуктов, выпускаемых на российских предприятиях. Мы выступаем за использование композитных материалов, имеющих массу достоинств: они прочнее, долговечнее, легче, проще в монтаже».

Но не все так просто, считает начальник управления и контроля качества и внедрения инноваций Дирекции транспортного строительства Андрей Демин. С одной стороны, стоит задача по улучшению качества дорожной инфраструктуры, в том числе за счет применения композитных материалов, которые позволят привести улично-дорожную сеть (УДС) в нормативное состояние. С другой – не хватает нормативных документов, нет требований к проектированию с использованием композитов, методик расчетов и проверок качества. А больший выбор, который предоставляют сегодня производители композитов, приводит к сложности входного контроля. И эту проблему необходимо решать в первую очередь.

Именно композитные материалы могут стать той основой эффективных технологий, которые позволят увеличить срок службы УДС, в том числе межремонтный период, тем самым сократить объемы ремонтных работ и в итоге значительно снизить эксплуатационные расходы в дорожном хозяйстве.

Строительство, транспорт, судостроение, транспортная инфраструктура, ЖКХ – рынки, на которые ориентируются производители композитов

«Высокая прочность и малый вес – основное преимущество композитов, позволяющее внедряться отрасли в гражданское и дорожное строительство, – утверждает Андрей Демин. – Композитные материалы обеспечивают низкие вибрирующие колебания и снижают коэффициент термического расширения, устойчивы к усталости, долго не изнашиваются, сохраняя привлекательный внешний вид. Им не страшны перепады температур», – заключает он.

Еще одно безусловное преимущество композитов – широкий диапазон применения. При реконструкции набережной Макарова композиты использовались в перильных ограждениях (1200 м) и карнизных блоках пролетных строений (более 200 п. м). На станции метро «Новокрестовская» стены площадью более 4000 кв. м отделаны панелями из композитных материалов. На объектах метростроения широкое распространение получила композитная арматура, которая уже применяется повсеместно. Также на постоянной основе в дорожном строительстве используются локальные очистные и насосные станции, корпуса которых изготовлены из композитов. Впервые в Петербурге при реконструкции Камышинского моста через реку Лубья планируется применить балки пролетного строения на основе композитных материалов.

Производители готовы к сотрудничеству

По мнению исполнительного директора УК «Композитный кластер Санкт-Петербурга» Вадима Зазимко, строительство, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство пока не в полной мере оценили достоинства и преимущества композитов по разным причинам: недостатка информации, несовершенства нормативной базы. Тем не менее в рамках промышленной автоматизации, непрерывных процессов, роботизации, увеличения объема мощности энергопроизводств технологии с использованием композитов успешно применяются.

«В области строительства транспортной инфраструктуры мы ориентируемся на программу «Безопасность дорожного движения», – поделился он. – Стратегия развития промышленности и принятый в прошлом году план ее реализации ориентированы на широкое внедрение композитных материалов. Промышленно-гражданское строительство, транспорт, судостроение, транспортная инфраструктура, ЖКХ – это, безусловно, перспективные, ключевые рынки, на которые ориентируются производители композитов. Уверен, специалисты очень скоро и в должной степени их оценят, и спрос повысится, поскольку это универсальные материалы, изделия из них могут иметь различную окраску, разный уровень поверхности. Они вандало- и морозоустойчивы».

Вадим Зазимко сообщил, что на предприятиях, входящих в кластер, уже разработана негорючая арматура из композитов, негорючие композитные покрытия. Для транспортной инфраструктуры – сетки, тоннели, перильные ограждения, трубы, светильники, опоры. «Отдельно хотел бы остановиться на мостах и пешеходных переходах, – сказал он. – Примерно 20% путепроводов, эстакад и иных искусственных сооружений Санкт-Петербурга сегодня в аварийном состоянии. Напомню, использование композитов при реконструкции таких объектов – мировая тенденция. И прежде всего потому, что материалы долговечны, срок их службы – от 50 лет и более. Наши специалисты разработали материалы, которые способны снижать себестоимость реконструкции, например, за счет отказа от гидроизоляции. Есть опыт по применению легкого бетона в мостостроении».

Дорога
Фото: zac-spb.ru

Так, например, при реконструкции моста через Волгу в районе города Кимры Тверской области перед строителями стояла задача по увеличению пролета переправы, что было необходимо для расширения судоходности. После сокращения числа опор оказалось, что, несмотря на наличие вантовых конструкций, покрытие, выполненное из обычного бетона, чрезвычайно утяжеляет конструкцию. И тогда решили использовать легкий фибробетон класса В30 с увеличенной прочностью на растяжение, позволивший снизить собственный вес покрытия более чем на треть. Это был удачный эксперимент.

«Решение о применении легкого конструкционного бетона вместо утяжеляющей гидроизоляции позволило выполнить поставленную задачу, – пояснил Вадим Зазимко. – К сожалению, в России это пока единственный опыт. За рубежом уже пять мостов построены по такой технологии, получен железнодорожный французский сертификат на применение легких бетонов. Гибридные конструкции, когда основа деревянная, а покрытие композитное, значительно удешевляют объект. Эту технологию можно использовать для пешеходных переходов через скоростные магистрали».

Широкий спектр применения

Как сообщил Вадим Зазимко, спектр использования технологий настолько широк, что композитные материалы вполне могут считаться не только эффективными, но и универсальными. Скажем, композитная электрическая муфта даст возможность сократить потребление энергии, а вандалоустойчивые малые архитектурные формы не только украсят любой город, но и позволят снизить затраты на их эксплуатацию. Сегодня кластер запускает пилотный проект с ГУП «ТЭК СПб» по использованию труб из композитов для теплоснабжения.

Повсеместное применение композитов требует совершенствования нормативных документов, уверен руководитель композитного кластера. По его мнению, нужны новые стандарты композитных строительных материалов. Немаловажно изменить и систему ценообразования, исходя из стоимости жизненного цикла объектов. Сегодня композитные материалы дороже, чем традиционные. Однако срок их службы и низкие эксплуатационные затраты позволяют говорить, что в процессе жизненного цикла преимущество композитных материалов очевидно. Вадим Зазимко предлагает городским властям установить норму использования композитов при господрядах не менее 5%, а также поддерживать субсидиями инновационные предприятия, работающие на городское хозяйство.

Сегодня подобных материалов производители и поставщики предлагают достаточно, исполнительный директор компании «ТД Композит» Андрей Самойлов считает, что предложения настолько разнообразны, что способны в корне поменять структуру спроса на стройматериалы и технологии для строительства и городского хозяйства. В этом ряду шумозащитные экраны из стеклопластика, перильные ограждения, пластиковые стойки, каминные блоки, ЛОСы, канализационно-насосные станции и трубы. По его информации, экраны из стеклопластика в России пока не применяются. Между тем простой монтаж, долговечность, выгодная логистика, сопротивление коррозии, ударопрочность делают их более выгодными, чем экраны из пластика.

Нормативная база, регламентирующая применение композитов, — основное условие для их широкого применения в различных отраслях, стимул для производителей

А вот перильные ограждения уже нашли применение при реконструкции набережной Макарова. Высокая механическая прочность, коррозионная стойкость, малый удельный вес, диэлектрические свойства и простота монтажа, экономичная эксплуатация, возможность выбора цветовой гаммы сделали перильные ограждения из композитов более привлекательными и эффективными, чем заказчик и воспользовался при разработке техзадания.

По мнению Андрея Самойлова, городской власти стоит обратить внимание на композитные стойки дорожных знаков, которые в Европе используются весьма активно, при всех указанных достоинствах, присущих изделиям из композитов, они безопасны: автомобиль, въехав в такую стойку, получает меньше повреждений, как, собственно, и водитель. Стеклопластиковые колодцы также обладают преимуществами перед бетонными и пластиковыми: они абсолютно герметичны, долговечны, устойчивы к нагрузкам, при этом в полтора раза дешевле пластиковых.

Как утверждает директор ООО «ФЛОТЭНК» Борис Томалак, этими примерами потенциал применения композитов не ограничивается, стандартные профили из них настолько вписались в современную жизнь, что их используют и в устройстве ландшафтов, в виде шпалер, и в сельском хозяйстве. Из композитов можно изготавливать, например, резервуары для пожарных вод объемом от 200 до 1000 кубов, стоить шахты метрополитена глубиной до 40 м. Химические резервуары для хранения гипохлорида востребованы «Водоканалами» разных городов. Контейнеры мобильного способа перевозки грузов крайне нужны бизнесу из-за своей прочности и легкости.

«Список можно и дальше продолжить, – подчеркивает Борис Томалак. – В Израиле, например, в ходу кровельные композитные конструкции, в Австралии строят апартаменты с несущими конструкциями из композитов, в Берлине вокзал скоростных поездов отделан фасадным композитным материалом, а в окна вставлен цветной стеклопластик, пропускающий свет и ограждающий от высокой внешней температуры, – делится он. – Более того, в мировой практике широко используются композитные конструкции для разборных выставочных павильонов, которые легко перемещаются на любые расстояния. В Голландии только одна фирма выпускает в год от 100 до 200 мостов разного архитектурного дизайна, и эта продукция имеет спрос во всех городах Европы, Америки, Австралии. Есть опыт строительства моста ниже уровня воды. Нам пора встраиваться в этот рынок и занимать свободные ниши – например, несущих элементов, кровельных материалов и цветных окон. Так, почему бы в Петербурге не заменить тяжелые опоры старинных фонарей легкими конструкциями из композитов, по внешнему виду ничем не уступающими тем, что мы видим на старинных гравюрах».

Борис Томалак также сообщил, что московская компания «Адмирал Студио» разработала кровельные системы для энергетических объектов и сейчас взаимодействует с РАО «ЕЭС».

Более того, энергохолдинг готов инвестировать в этот проект, но притормаживает процесс нормативная база. С такой точкой зрения согласны большинство специалистов отрасли. Это основное условие, которое не только даст возможность для широкого использования эффективных материалов в самых различных отраслях экономики, но и будет стимулировать развитие производств, нацеленных на выпуск материалов, научных центров, ведущих разработки инновационных продуктов, изменит структуру спроса на рынке стройматериалов, расширит возможности подрядных компаний.

Лилиана Глазова

Другие материалы по теме

X