жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Бизнес на новинках (потенциал российского рынка инноваций)

Болевые точки

Вывод новой продукции на рынок для отечественных производителей сопровождается массой сложностей. В первую очередь это бюрократические препоны и нехватка финансирования. Условия для вхождения в инновационный бизнес, например, в Финляндии намного проще: меньше административных барьеров, ниже процентные ставки по кредитам. И потому необходимость получить крупный заем приводит к тому, что российские предприниматели стремятся вывести хотя бы часть своего производства в соседнюю страну.

 – Инновационным предприятием у нас считается компания, которая затрачивает определенные финансовые средства на проведение научно-исследовательских работ, – делится руководитель отдела инновационного развития Группы компаний «ТЭТРА Электрик» Наталья Сафронова. – НИОКР – один из затратных этапов на пути создания коммерческого продукта. Несомненно, субсидии и средства, выделяемые из государственных и региональных бюджетов на поддержку инновационных предприятий, играют большую роль в развитии нового направления в экономике и тем самым укрепляют позиции России в инновационной сфере. Но и здесь не обходится без проблем, потому что не всегда финансирование идет туда, где оно необходимо. По мнению специалистов, сейчас можно говорить лишь о разрозненной, точечной поддержке инновационных предприятий. При этом создание и вывод на рынок новых технологий – затратный бизнес. Именно поэтому для небольших компаний одним из наиболее актуальных вопросов является дефицит финансов для реализации новых идей.

Несомненно, большую помощь в становлении инновационных компаний оказывает государство. Преимущественно поддержка заключается в налоговых льготах, но не ограничивается ими.

– В Петербурге объем инвестиций в развитие инноваций в 2009 году составил более 1,5 млрд рублей, – рассказывает ведущий специалист Управления инновационной политики КЭРППиТ Александр Демин. – Среди основных «статей расхода» финансовая поддержка инновационных предприятий, развитие кластеров, проведение инновационного форума.

По словам чиновника, в нынешнем году Смольный сделает ставку именно на развитие кластеров: автомобильного и фармацевтического. В 2010 году на развитие кластеров направят в 15 раз больше средств, чем в 2009 году. Кроме того, правительство города намерено сделать акцент на поддержке и развитии инфраструктуры для таких крупных инновационных проектов, как особая экономическая зона, наукоград и IT-парк.

Так, бизнес-инкубатор «Ингрия» работает с молодыми инноваторами, помогает их идеи довести до стадии финансирования, сделать опытные образцы и получить инвестиции.

– Мы помогаем сформулировать бизнес-идею, оценить ее коммерческую привлекательность, получить финансирование проектов, – комментирует директор по развитию компании «Технопарк Санкт-Петербург» (компания создана для строительства «Ингрии») Елена Каюрова. – Объем предоставляемых средств зависит от конкретного проекта, но если проект вызывает интерес, предоставляется не менее 200–300 тыс. рублей.

Поддержка на будущее

– Будущего у России без инноваций нет и не будет, – уверен д.э.н., профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Александр Карлик. – Необходимо перестраивать полностью всю нашу экономику. Такие попытки делаются, но беда в том, что они бессистемны. И пока в части внедрения инноваций разговоров гораздо больше, чем дела. Например, малые инновационные предприятия могут получить на создание и развитие 300 тыс. рублей. Но для разработки и внедрения инноваций требуются совсем другие средства, намного большие. Правда, есть надежда на создание таких предприятий при технических вузах, где действительно имеются серьезные наработки.

– Необходимы конкретные шаги по поддержке компаний, которые занимаются инновациями. Нужен единый центр, где были бы собраны все уже существующие наработки, – считает Наталья Сафронова. – Очень большой потенциал есть у российских вузов. В их составе действуют научные лаборатории, где занимаются талантливые студенты и преподаватели, рождаются перспективные идеи. Но им «не потянуть» большого количества инновационных разработок и выпуска новых продуктов. Для этих целей российским вузам необходима поддержка.

– Одна из возможностей поддержать инноваторов – государственно-частное партнерство, – настаивает исполнительный директор Российско-европейского инновационного партнерства Игорь Куприенко. – Это естественный вариант сотрудничества, особенно при запуске нового проекта. Ведь вложения в развитие и производство очень часто бывают значительными, а срок окупаемости составляет несколько лет.

– В любом случае предприятиям необходимо готовиться к внедрению инноваций, – констатирует Александр Карлик. – Рассматривать возможности, изыскивать средства. Может быть, сейчас не самое подходящее время для запуска новых технологий. И создание нашей «Силиконовой долины» финансируется за счет средств государства. Но если эти проекты окажутся эффективными, ими заинтересуется и частный капитал. Например, когда английская электронная промышленность находилась на низком уровне развития, именно государство вложило деньги в работу предприятий этой отрасли, это сделало их рентабельными и вызвало интерес частных инвесторов. И если наше государство сейчас вкладывает средства в инновации, значит, и бизнес будет их финансировать.

Стереотипное мышление

Однако даже если средства найдены, выпущена опытная продукция, тернистый путь внедрения инноваций на этом не заканчивается. На этом этапе предприятию приходится сталкиваться с проблемой сбыта. С одной стороны – рынок нуждается в эффективных новинках. С другой – относится к ним крайне настороженно. Так что любое предприятие должно быть готово к тому, что его с любовью разработанная и с таким трудом выпущенная оригинальная продукция будет воспринята потребителями скептически.

– Одна из проблем развития инновационного бизнеса в нашей стране обусловлена сложившимися стереотипами потребителей, – комментирует Александр Карлик. – Еще при советской власти у нас были хорошие разработки, которые пользуются спросом до сих пор. Но они доходили до потребителя лет через 15 после того, как были созданы. То есть устаревали, еще даже не поступив в производство. Сейчас обратная ситуация. Инновационные продукты и технологии не доходят до потребителя, потому что тот пока не готов ими пользоваться.

– Инноватика – это процесс, в результате которого на рынке появляется новый продукт, который что-то меняет в существующем мире, – считает Игорь Куприенко. – Для широкого применения надо ломать существующие стереотипы, ведь большинство людей не хотят ничего менять, не нацелены на использование нового, передового.

Подготовила Славяна Румянцева

Другие материалы по теме

X