жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Бизнес на новинках (потенциал российского рынка инноваций)

Болевые точки

Вывод новой продукции на рынок для отечественных производителей сопровождается массой сложностей. В первую очередь это бюрократические препоны и нехватка финансирования. Условия для вхождения в инновационный бизнес, например, в Финляндии намного проще: меньше административных барьеров, ниже процентные ставки по кредитам. И потому необходимость получить крупный заем приводит к тому, что российские предприниматели стремятся вывести хотя бы часть своего производства в соседнюю страну.

 – Инновационным предприятием у нас считается компания, которая затрачивает определенные финансовые средства на проведение научно-исследовательских работ, – делится руководитель отдела инновационного развития Группы компаний «ТЭТРА Электрик» Наталья Сафронова. – НИОКР – один из затратных этапов на пути создания коммерческого продукта. Несомненно, субсидии и средства, выделяемые из государственных и региональных бюджетов на поддержку инновационных предприятий, играют большую роль в развитии нового направления в экономике и тем самым укрепляют позиции России в инновационной сфере. Но и здесь не обходится без проблем, потому что не всегда финансирование идет туда, где оно необходимо. По мнению специалистов, сейчас можно говорить лишь о разрозненной, точечной поддержке инновационных предприятий. При этом создание и вывод на рынок новых технологий – затратный бизнес. Именно поэтому для небольших компаний одним из наиболее актуальных вопросов является дефицит финансов для реализации новых идей.

Несомненно, большую помощь в становлении инновационных компаний оказывает государство. Преимущественно поддержка заключается в налоговых льготах, но не ограничивается ими.

– В Петербурге объем инвестиций в развитие инноваций в 2009 году составил более 1,5 млрд рублей, – рассказывает ведущий специалист Управления инновационной политики КЭРППиТ Александр Демин. – Среди основных «статей расхода» финансовая поддержка инновационных предприятий, развитие кластеров, проведение инновационного форума.

По словам чиновника, в нынешнем году Смольный сделает ставку именно на развитие кластеров: автомобильного и фармацевтического. В 2010 году на развитие кластеров направят в 15 раз больше средств, чем в 2009 году. Кроме того, правительство города намерено сделать акцент на поддержке и развитии инфраструктуры для таких крупных инновационных проектов, как особая экономическая зона, наукоград и IT-парк.

Так, бизнес-инкубатор «Ингрия» работает с молодыми инноваторами, помогает их идеи довести до стадии финансирования, сделать опытные образцы и получить инвестиции.

– Мы помогаем сформулировать бизнес-идею, оценить ее коммерческую привлекательность, получить финансирование проектов, – комментирует директор по развитию компании «Технопарк Санкт-Петербург» (компания создана для строительства «Ингрии») Елена Каюрова. – Объем предоставляемых средств зависит от конкретного проекта, но если проект вызывает интерес, предоставляется не менее 200–300 тыс. рублей.

Поддержка на будущее

– Будущего у России без инноваций нет и не будет, – уверен д.э.н., профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Александр Карлик. – Необходимо перестраивать полностью всю нашу экономику. Такие попытки делаются, но беда в том, что они бессистемны. И пока в части внедрения инноваций разговоров гораздо больше, чем дела. Например, малые инновационные предприятия могут получить на создание и развитие 300 тыс. рублей. Но для разработки и внедрения инноваций требуются совсем другие средства, намного большие. Правда, есть надежда на создание таких предприятий при технических вузах, где действительно имеются серьезные наработки.

– Необходимы конкретные шаги по поддержке компаний, которые занимаются инновациями. Нужен единый центр, где были бы собраны все уже существующие наработки, – считает Наталья Сафронова. – Очень большой потенциал есть у российских вузов. В их составе действуют научные лаборатории, где занимаются талантливые студенты и преподаватели, рождаются перспективные идеи. Но им «не потянуть» большого количества инновационных разработок и выпуска новых продуктов. Для этих целей российским вузам необходима поддержка.

– Одна из возможностей поддержать инноваторов – государственно-частное партнерство, – настаивает исполнительный директор Российско-европейского инновационного партнерства Игорь Куприенко. – Это естественный вариант сотрудничества, особенно при запуске нового проекта. Ведь вложения в развитие и производство очень часто бывают значительными, а срок окупаемости составляет несколько лет.

– В любом случае предприятиям необходимо готовиться к внедрению инноваций, – констатирует Александр Карлик. – Рассматривать возможности, изыскивать средства. Может быть, сейчас не самое подходящее время для запуска новых технологий. И создание нашей «Силиконовой долины» финансируется за счет средств государства. Но если эти проекты окажутся эффективными, ими заинтересуется и частный капитал. Например, когда английская электронная промышленность находилась на низком уровне развития, именно государство вложило деньги в работу предприятий этой отрасли, это сделало их рентабельными и вызвало интерес частных инвесторов. И если наше государство сейчас вкладывает средства в инновации, значит, и бизнес будет их финансировать.

Стереотипное мышление

Однако даже если средства найдены, выпущена опытная продукция, тернистый путь внедрения инноваций на этом не заканчивается. На этом этапе предприятию приходится сталкиваться с проблемой сбыта. С одной стороны – рынок нуждается в эффективных новинках. С другой – относится к ним крайне настороженно. Так что любое предприятие должно быть готово к тому, что его с любовью разработанная и с таким трудом выпущенная оригинальная продукция будет воспринята потребителями скептически.

– Одна из проблем развития инновационного бизнеса в нашей стране обусловлена сложившимися стереотипами потребителей, – комментирует Александр Карлик. – Еще при советской власти у нас были хорошие разработки, которые пользуются спросом до сих пор. Но они доходили до потребителя лет через 15 после того, как были созданы. То есть устаревали, еще даже не поступив в производство. Сейчас обратная ситуация. Инновационные продукты и технологии не доходят до потребителя, потому что тот пока не готов ими пользоваться.

– Инноватика – это процесс, в результате которого на рынке появляется новый продукт, который что-то меняет в существующем мире, – считает Игорь Куприенко. – Для широкого применения надо ломать существующие стереотипы, ведь большинство людей не хотят ничего менять, не нацелены на использование нового, передового.

Подготовила Славяна Румянцева

Другие материалы по теме

X