жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Главное звено (интервью с генеральным директором ФГУ НИИ РИНКЦЭ к.п.н. С. Афанасьевой)

Мало кто обладает большим влиянием на инновационное развитие, чем экспертное сообщество. О том, как происходят эти процессы, рассказывает генеральный директор ФГУ НИИ РИНКЦЭ к.п.н. Светлана Афанасьева.



афанасьева.jpg– Инновационное развитие на протяжении двух лет остается основным трендом внутренней экономической политики России. Это обстоятельство как-то повлияло на работу экспертов?

– В области экспертизы наш институт работает уже 15 лет. Последние 2 года из-за кризиса наблюдался некоторый спад востребованности, первую половину этого года Минобрнауки России находилось в процессе реорганизации, и только в июне до нас докатился вал заказов и предложений, связанный с модернизацией.

Нашу работу можно представить по таким цифрам: в прошлом году ФГУ НИИ РИНКЦЭ представил 519 заключений по тематике ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы» и по тематике ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2010 годы». Институт провел 281 экспертизу проектов на IX Московском международном салоне инноваций и инвестиций.

В ходе конкурсов 2009 года на соискание грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ институт организовал 9912 экспертиз конкурсных заявок.

Общее количество экспертиз отчетов грантополучателей – 4986. Кроме того, выполнено 118 независимых идентификационных экспертиз в целях экспортного контроля.

В инновационных процессах наш институт участвует также в форме выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, обеспечивая мониторинг инновационных инфраструктур регионов и осуществляя регистрацию результатов научно-технической деятельности организаций Минобрнауки РФ.

– Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ приняты модельные законы «О государственной экспертизе» (2002 г.) и «О научно-технической экспертизе» (2003 г.), рекомендованные к применению. Насколько, по вашему мнению, велика потребность в нормативно-правовой базе осуществления экспертной деятельности?

– В нынешних условиях назрела необходимость на базе модельных законов разработать и принять федеральные законы. Они могут закрепить обязательность выполнения экспертных решений (выводов и рекомендаций) в области фундаментальных и прикладных основ развития и модернизации экономики. Принятие таких законов во всех странах-участниках СНГ способствовало бы процессам интеграции.

РИНКЦЭ впервые представил процедуры экспертного процесса в виде Стандарта организации (СТО).

Главное звено в системе проведения экспертизы проектов – эксперты, их опыт, знания и квалификация. Развитие нормативно-правовой базы экспертизы необходимо, но критической необходимости в немедленных изменениях пока нет.

– Учитывает ли экспертиза экономические аспекты инновационных проектов?

– В инновационных проектах экономическая составляющая особенно важна. Если ранее наш институт занимался в основном накоплением научно-технической информации в результате ее экспертного анализа и обобщения, то в последнее время к этой работе присоединяется исследование элементов технологии управления результатами экспертизы.

Такие элементы менеджмента технологии экспертирования обеспечивают переработку и трансфер предложений по конкретному первичному проекту НИОКР в «информационное поле» практически обновленного инженерного (инновационного) проекта.

Речь идет о методологической концепции для получения финансовой поддержки со стороны специализированных фондов, компаний или коммерческих банков. Для этих организаций важно, что серьезный экспертный аудит минимизирует риски инновационных проектов, так как включает полную информацию об инициаторе и характеристиках проекта. Это экономические аспекты, направления, цели и объем предполагаемых финансовых вложений по этапам реализации проекта, информация о смежниках и господдержке, обеспеченность производственными ресурсами, режимы возмещения затрат и многое другое.

– Чем гарантируется объективность и полнота научно-технической и научной экспертизы? Может ли заказчик ее оспорить?

– Заказчик сам ставит задачи экспертизе, а оспорить обычно пытается заявитель. Заказчик – организация, предоставляющая финансирование для проектов – имеет регламент, в котором обязательно содержится раздел, определяющий требования экспертизы. Перечисленные в регламенте требования – основа технического задания для проведения экспертных оценок (экспресс-оценка или заключение госэкспертизы).

Если экспертиза фиксирует отсутствие или нарушение пункта ТЗ, то проект отвергается. Государственное экспертное заключение носит, как правило, обязательный характер для исполнения. Результаты экспертизы являются собственностью заказчика и не подлежат распространению без его специального разрешения.

Положительно оценивается примерно 30% проектов, около 70% – отвергается или рекомендуется к доработке. Таким образом, продукты научной и научно-технической экспертизы могут быть основой для принятия управленческих решений Минобрнауки, другими институтами, входящими в сферу государственной научно-технической политики, а также фондами и организациями, занимающимися инвестиционной и инновационной деятельностью.

– Как поступает экспертная комиссия, если есть существенное расхождение во мнениях экспертов?

– Создана система учета разницы мнений экспертов. Эксперты оценивают в баллах блоки проекта (например, стоимость, длительность, характеристика коллектива исполнителей), из оценок экспертов вычисляется среднее. В ходе обсуждения заключений экспертов на конкурсной комиссии оценивается удельный вес каждого блока проекта, а также учитываются комментарии экспертов к их оценкам.

Отбор экспертов – это серьезная задача конкурсной комиссии. Системную кадровую работу обеспечивает департамент Минобрнауки РФ, курирующий конкурсы. По существующим правилам эксперты не работают с исполнителями, чтобы исключить влияние на них, аффилированность.

– В какой мере, на ваш взгляд, экспертное сообщество определяет тенденции и направления развития инновационного процесса?

– Несомненно определяет. В какой мере? Рассмотрим этот вопрос на примере российской наноиндустрии, в экспертном обеспечении которой участвует ФГУ НИИ РИНКЦЭ.

Формирование новых центров наноиндустрии и образование новых научных школ часто связано с университетами, с научно-образовательными центрами (НОЦами) и иными элементами инфраструктуры наноиндустрии. Это целиком относится к бионанотехнологиям.

Сегодня экспертное сообщество в области био– и химической нанотехнологий формируется как экспертное сообщество Головной научной организации Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации (РНЦ «Курчатовский институт»), головных организаций отраслей наноиндустрии с привлечением экспертов по различным направлениям, а также нашего института как экспертной организации Минобрнауки России.



Подготовила Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме

X