жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Государство должно уметь помогать новаторам (круглый стол)

Курс на инновационное развитие не мог не сказаться на самых разных отраслях российской экономики. Можно ли сказать, что работа по созданию «инновационного поля» уже произошла и теперь можно ждать результатов? Насколько короче стал путь от изобретения до внедрения? Об этом размышляют участники круглого стола.

– Учитывая ваш многолетний опыт по разработке инновационной продукции, можно ли говорить сегодня о заметных положительных изменениях для малых компаний на этом рынке?

А. Пономарев:

– Серьезных изменений почувствовать пока не удалось. Но на фоне внимания к инновационным проектам, в том числе со стороны СМИ, стало легче представлять продукцию, которую мы производим.

А. Петров:

– Последние годы были направлены на организацию различных мер по внедрению нашей продукции. Сегодня рынок начинает на нее реагировать. Возможно, в этом есть не только результат наших усилий, но и объективные причины. Например, требования к использованию качественных антипиренов ужесточились после трагических событий в Перми. Сказалось также введение нового технического регламента в области противопожарной безопасности.

А. Савельев:

– На мой взгляд, положительных, позитивных изменений в области инновационного развития страны не происходит. Если и существуют такие изменения, то в отраслях, где роль и поддержка государства необходима в силу специфики этих отраслей.

Это авиационная, атомная, энергетическая, оборонный комплекс – все, что связано со стратегическими, системообразующими направлениями в экономике, которые обеспечивают национальную безопасность и экономическую независимость страны. Заказчиком в этом сегменте является государство, финансовая поддержка и курирование этих отраслей является прерогативой правительства.

Поэтому главной задачей, от решения которой зависит развитие инновационных процессов в обществе, в образовании и востребованность новшеств, которые создаются в стране или адаптируются из мирового опыта, является создание условий в социально-политической, правовой, образовательной, производственной сфере.

– В чем, на ваш взгляд, заключаются основные сложности создания инновационного продукта?

А. Пономарев:

– Основных проблем много – чтобы развивать производство и расширять инфраструктуру, самофинансирования у малого бизнеса недостаточно. В НТЦ создана научно-производственная школа с полным циклом разработки и реализации инновационной продукции. И каждый этап: фундаментальные исследования, поисковые работы, ОКР, постановка на производство – надо обеспечить финансированием.

Есть обстоятельство, которое в наибольшей мере сдерживает развитие в области инновационных технологий. Это приток молодых кадров и обеспечение их жильем. Оно должно располагаться рядом с производством – сначала экспериментальным, потом опытным и, наконец, промышленным.

Реальный сектор сегодня всеми силами выталкивается из города, и это делает невозможным реализацию физико-химических технологий в городской черте с соблюдением санитарных норм. Чтобы обеспечивать производство хорошими специалистами, им надо создать комфортные условия проживания.

А. Петров:

– Основная сложность в том, что конечный потребитель слишком привык к накатанным схемам и технологиям. В силу разных причин он не готов внедрять новый продукт – сказывается недостаточная компетенция технологов, руководитель предприятия не всегда является его собственником и не может принимать решения о технологическом перевооружении. А собственник довольствуется получаемой прибылью и не согласен инвестировать в новые технологии.

Наше предприятие несколько лет занималось рассылкой образцов своей продукции потенциальным потребителям. Процент отзывов с просьбой прислать большую партию или проконсультировать технологов был мизерным.

С другой стороны, когда к продукции появился интерес, нам оказалось сложно его удовлетворить. Это была «болезнь роста» – сначала мы сформировали рынок, а потом пришлось развивать производственные мощности.

А. Савельев:

– Очень сложно сломать стереотипы. Отсюда боязнь ошибки из-за принятых решений, сопротивление переменам, неспособность перестроить устоявшиеся методы управления бизнесом. Кроме того, новый продукт или технология предусматривают гибкий подход к корректировке нормативной базы, что в строительной отрасли имеет важное значение.

Среди основных причин, препятствующих инновационной деятельности, можно назвать доминирование интересов текущего производства; ограничения со стороны налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательств; устоявшаяся организационная структура строительной отрасли; излишняя централизация; авторитарный стиль управления; ориентация на сложившиеся рынки; расчет на краткосрочную окупаемость; сложность согласования интересов участников инновационных процессов.

– Чувствуете ли вы поддержку со стороны государства, местной администрации в продвижении ваших инновационных продуктов? На каких формах поддержки, по вашему мнению, следует сделать акцент?

А. Пономарев:

– Для нашего предприятия, которое развивается за счет прибыли, важны льготы и по налогообложению, и по аренде помещений. Постоянную поддержку в виде грантов на научные исследования мы получали со стороны РФФИ. Но в этом году финансирование фонда было сильно урезано – последствия экономического кризиса до научно-технических отраслей доходят не мгновенно, но болезненно. Что касается побед в конкурсах инновационных проектов в рамках различных выставок, то пока кроме грамот и упоминания в справочниках это ничего не принесло.

А. Петров:

– Поддержка действительно появилась. Это компенсация арендной платы, субсидирование выставочной деятельности. Как инновационная компания мы на конкурсной основе получили бюджетное финансирование по программе ТЕМП от «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

Мы входим в Ассоциацию инновационных предприятий, где можно получить консультации по разным вопросам, связанным с оформлением патентов, выходом на зарубежные рынки. Мы не отказываемся ни от каких форм сотрудничества с любыми организациями, и сегодня, когда наращиваем производство, любая поддержка в развитии со стороны администрации была бы кстати.

А. Савельев:

– Инициатива и финансирование проекта осуществлялось на деньги собственника, что, по моему мнению, стало залогом его успешной реализации. У нас была возможность воспользоваться лишь помощью венчурного фонда. Мы не обращались к каким-либо административным органам государства, не подавали ходатайства о поддержке. Поддержка государства должна заключаться в создании благоприятной для инновационного развития ситуации.

Это включает вопросы образования, принятие национальной программы возврата российских ученых на родину, финансирование труда эффективных работников и предприятий, сокращение финансовой поддержки неэффективным отраслям, децентрализацию управления инновационными направлениями, такими как госкорпорации.

Необходимо государственное стимулирование в диффузии новых материалов и технологий в современное строительство. При этом программы развития должны формироваться на основе инициативы «снизу».

Государство должно уметь помогать новаторам, а не руководить ими и не определять направления. Чувство цели и свобода – вот что нужно людям в инновационном процессе.

– Насколько отечественный бизнес заинтересован в новых материалах и технологиях?

А. Пономарев:

– Этот интерес со стороны бизнеса продекларирован, но реального воплощения пока нет. Мы сами активно идем ему навстречу. У компании есть реализованные проекты, в том числе в строительстве. Сейчас, когда характеристики таких материалов, как легкие бетоны и базальтопласты, подтверждены исследованиями, когда для них создана нормативная база, стоит задача по привлечению проектировщиков. «Роснано» делает ставку на коммерциализацию уже созданного.

Но инновация может прийти только через проектные институты и конструкторские бюро. До них необходимо донести информацию о новых материалах, обучить работе с ними. Только тогда инновационные материалы начнут применять. Это емкая черновая работа, которую должен выполнять новатор и от которой процентов на 60 зависит продвижение новых материалов.

Но просто развивать «вширь» применение легких бетонов недостаточно. Нужно создавать их семейства и опять переводить это в практическую плоскость. Например, базальтопласты при обработке поверхностей бетонных изделий позволяют сделать их на порядок долговечнее по морозостойкости, доводя конструкционные бетоны класса F200 до класса F1000. А это открывает новые перспективы в гидротехнике.

А. Петров:

– Как правило, предприятие привыкло выпускать определенную продукцию, в целом удовлетворяющую рынок. Желания инвестировать в изменение технологий у него нет. На такой шаг решаются те, кто отчетливо понимает, насколько их продукт устаревает, кто ищет более перспективные материалы, кто работает на достаточно тесном конкурентном рынке.

Но есть компании, где руководители, даже понимая всю перспективность нового продукта, игнорируют его в силу инерции. Отечественный бизнес в принципе заинтересован в новых технологиях, иначе мы не развивали бы производство. Он перестраивается, хотя и не очень быстро, следуя требованиям новых государственных нормативов или условиям экспортных поставок.

Наши разработки учитывают эти мировые тенденции, во многом опережая импортируемые в Россию материалы. Поэтому, отмахиваясь сегодня от шансов развития своего бизнеса, предприятия лишают себя конкурентного превосходства в будущем.

А. Савельев:

– Побудительным механизмом развития инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция, свободное мышление, высокая правовая защита и дисциплина. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

– Вам приходилось выходить с вашим продуктом на зарубежный рынок? Действительно ли российские инновации востребованы за рубежом?

А. Пономарев:

– Никто нас за рубежом не ждет. На хорошо организованных рынках новая продукция вызывает совершенно естественное противодействие. Либо это должны быть абсолютно новые внеконкурентные тренды, которых не было раньше. Либо продвижение продукции – это вопросы картельных образований, которые в ряде стран запрещены. А просто выход на рынок, как правило, заканчивается ничем, если не учитывать специфические возможности разных рынков.

Наша компания с новой торговой маркой бетонов постаралась пройти в Европе все необходимые процедуры по сертификации, что заняло почти три года во Французском институте бетона и железобетона.

Следующий этап включает работу с конкретным партнером по созданию конструкций и сооружений на основе нового материала. Сейчас заканчивается этап проектирования целой серии конструкций с применением новых бетонов.

Преимущества в продвижении инновационных материалов за рубежом не только в том, что это абсолютно прозрачная процедура. Отличие от отечественной строительной отрасли заключается в том, что в России среднее соотношение стоимости материалов и стоимости труда производства составляет 1 к 3. Европейский показатель – 1 к 8–9.

Европейская стройка несет основные потери не на материалах, а на сроках: оплачивается не стройматериал, а вся цепочка от изготовления до поставки спецтранспортом на объект точно в срок. На этом фоне более дорогая стоимость нового конструкционного материала значит мало. Именно это позволило компании решить вопросы по производству и применению инновационных бетонов во Франции.

А. Петров:

– В лаборатории компании «Тиккурила» наши пигменты изучали полтора года, прежде чем подтвердили заявленные характеристики и начали приобретать первые партии нашего материала. Так как это не основной компонент, а добавка, то финские специалисты исследовали ее свойства в разных составах, высылая нам аннотации на присланные образцы.

А. Савельев:

– Интерес к продукции компании проявляют потребители в странах дальнего зарубежья – Оман, Катар, Израиль, Италия. Катаром была закуплена большая партия волокна. При этом следует учитывать характер нашего продукта и предлагаемые технологии, а также то, что производство нашего продукта началось в 2007 г. Разработанные и производимые волокна защищены патентами РФ и международной заявкой по системе Patent Cooperation Treaty (РСТ) и вырабатываются компанией «Си Айрлайд» под наименованием «ВСМ-Си Айрлайд».

Подготовила Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме

X