жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Непредвзятый регистратор (причины высоких тарифов в энергетике)

В цепочке энергоснабжения отсутствует ключевое звено – независимый оператор энергоучета. Именно с этим эксперты связывают высокие тарифы и медленную модернизацию отрасли.

К чему пришли

Стратегической целью государственной энергетической политики публично заявлено рациональное использование энергоресурсов на основе обеспечения заинтересованности потребителей в энергосбережении. В том числе – создание экономически выгодных условий, обеспечивающих эффективное использование энергоресурсов. Что получилось на самом деле?

Законодательные акты приняты, но не обеспечены механизмами исполнения. И никого не интересуют результаты исполнения принятых в спешке или под диктовку «лобби от энергетики» законов.

В результате реформы государство на рынке энергоресурсов вместо одного подконтрольного монополиста получило троих новых, практически не контролируемых. Это генерирующие, сетевые и энергосбытовые компании.

Генерирующие компании не заинтересованы в экономии энергоресурсов. Все издержки, в том числе избыточно произведенные энергоресурсы, включаются в себестоимость.

Сетевым компаниям в наследство досталось изношенное сетевое оборудование с соответствующими потерями. В условиях сдерживания роста тарифов на энергоресурсы и затягивания процессов юридического оформления муниципальной собственности они стоят перед выбором – инвестировать в модернизацию сетей или выживать под давлением сбытовиков.

Наиболее выгодное положение занимают сбытовые компании. Именно в их руках сегодня сосредоточены все механизмы формирования свободных нерегулируемых цен для потребителей на рынке энергоресурсов и списания потерь (в том числе сверхнормативных, неучтенки и неплатежей) на того или иного участника процесса энергопотребления.

Разбазаривание

Фактически на розничном рынке энергоресурсов нет строго определенных правил игры и упорядоченных взаимоотношений между его участниками. Существует и активно продвигается модель, граничащая с полным произволом. Бери то, что есть, плати столько, сколько скажу, а не хочешь – не бери.

При этом все участники процесса, кроме конечных потребителей (плательщиков), не заинтересованы в публичном и прозрачном энергоучете. Именно поэтому разработанные в 2006 году специально созданной рабочей группой «Правила коммерческого учета электроэнергии» до сих пор не приняты.

Имея полный и неконтролируемый доступ к системе учета, некоторые энергосбытовые компании незаконно изменяют коэффициенты пересчета приборов учета, используют резидентные программы, изменяющие конечные данные по учету энергоресурсов, или занимаются откровенными приписками.

В последнее время свою нишу на рынке энергоресурсов активно формируют управляющие компании. Почему же сегодня они все чаще предлагают установить системы АСКУЭ даже за свой счет?

Толчком к активизации деятельности управляющих компаний в сфере энергоучета послужило введение системы ответственности за качество поставляемых энергоресурсов, предоставление потребителю права снижения доли платежей в зависимости от их качества.

Установив современные системы АСКУЭ, управляющие компании отслеживают прежде всего качество поставляемых энергоресурсов, нимало не заботясь об их экономии. С потребителей взимают плату за поставленные энергоресурсы, а со сбытовыми компаниями рассчитываются с учетом качества. Разница списывается на «сосульки» и «газоны».

Независимый энергоучет

Объективно сложилась ситуация, когда интересы генерирующих, сетевых и энергосбытовых организаций, управляющих компаний и потребителей энергоресурсов начали входить в фазу нарастания противоречий, а необходимость разделения процесса оказания услуг на энергетическом рынке и функций энергоучета становится очевидной.

Один из вариантов решения проблемы, предлагаемый для обсуждения, – создание Оператора энергоучета, специализирующегося на предоставлении достоверной и легитимной информации о произведенных и потребленных энергоресурсах потребителям и государственным контрольным органам.

Наиболее сложной задачей является придание Оператору энергоучета статуса независимости как основы объективности информации об объемах произведенных и потребленных энергоресурсов, их качестве, размерах потерь и месте их возникновения. Без государственной поддержки решить эту проблему не представляется возможным. Вопрос, в какой форме государство готово принять участие в формировании и развитии института Оператора энергоучета?

Объективность должна базироваться на отсутствии собственных коммерческих интересов на рынке энергоресурсов.

Данные об энергопотреблении должны стать основой для формирования реальных тарифов на энергоресурсы, а данные по потерям лечь в основу энергобаланса муниципального образования и дать реальное обоснование для формирования программ энергосбережения. Этот же инструмент позволит достоверно оценить эффект от выполнения мероприятий по энергосбережению.

Регламентированность подразумевает не только соблюдение требований нормативных актов в области технического регулирования, метрологии и информатизации технологических процессов, но и безусловное и четкое определение обязанностей и прав Оператора энергоучета. Кроме того, необходимо предусмотреть механизм контроля его деятельности.

Совокупность статусов «независимый», «объективный» и «регламентированный» потребует объединения Операторов энергоучета в единую структуру.

У России есть опыт формирования и функционирования подобных структур. Это ОАО «ЕЭС СО», ОАО «ЕЭС ФСК» и ОАО «АТС» на ОРЭМ в электроэнергетике.

Можно возразить, что модели функционирования оптового и розничного рынков имеют значительные отличия. Это так, однако мы говорим об опыте, а не о копировании модели. С точки зрения соблюдения нормативной и метрологической базы для измерений параметров энергоресурсов, объективности контроля и прозрачности соблюдения договорных отношений на ОРЭМ решены практически все вопросы.

Где взять деньги

Для запуска программы достаточно средств, заложенных в бюджетах муниципальных образований на реализацию программ энергосбережения.

Источники дохода Оператора должны базироваться на оказании услуг в сфере энергоучета. Безусловно, это ляжет дополнительной статьей в тариф. Однако только процедура перерасчета оплаты потребленных энергоресурсов в зависимости от их качества покроет эти издержки с лихвой.

Полученные Оператором средства должны возвращаться в бюджет и использоваться для развития как самого Оператора, так и для выполнения программ энергосбережения и модернизации систем энергообеспечения муниципального образования.

Подготовила Ирина Кравцова

Другие материалы по теме

X