Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Кластерные страдания: инновации в России и их развитие

Рост деловой активности кластеров, объединяющих малый инновационный бизнес, ограничивает недоступность кредитов, неподъемные залоги и обеспечение контрактов, высокие арендные ставки на индустриальную недвижимость, несовершенство конкурсных процедур.

Иновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения
В составе ИПК ТМ “МЖТ” 13 малых и средних производственных компаний отрасли машиностроения

Кооперация предприятий и разработчиков, создание новых технологических производственных цепочек, позволяющих производить конкурентоспособную продукцию и широко продвигать ее, – все эти несомненные преимущества кластеров делают их реальным инструментом развития бизнеса малых производственных компаний.

Боевая единица

Учрежденный в 2009 году Инновационно-­промышленный кластер транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника» (ИПК ТМ «МЖТ»), пресс-тур на который организовал Союз промышленников и предпринимателей Петербурга, – один из успешных. Сегодня это заметная структура на рынке транспортного машиностроения.

«Объединившись, мы стали боевой единицей, силой, которую замечают. В качестве кластерного объединения мы входим в профессиональные союзы, не только отечественные, но и международные, и это помогает продвигать продукцию, лоббировать интересы компаний кластера, – подчеркивает исполнительный директор ИПК ТМ «МЖТ» Юрий Прокопов. – Нас стали не просто узнавать, но и считаться с нашими запросами».

В рамках кластера, по словам исполнительного директора ИПК ТМ «МЖТ», предприятия внедряют инновационные продукты, чему способствовала, в частности, предпринятая РЖД программа локализации производства по выпуску подвижного состава, позволившая сосредоточить выпуск до 70% комплектующих в России.


СПРАВКА

НП ИПК ТМ «МЖТ» объединяет 13 средних и малых предприятий транспортного машиностроения, более 50 поставщиков с полномочиями дилеров.

В кластер входят:

ООО «ИПО «Ю-ПИТЕР», ООО «Метропром», ООО «НПКФ «ТЕХКОМ», ООО «НПЦ «Система», ООО «Фирма «Парсек», ЗАО «Технотранссервис», ООО «Торговый дом «МетроДеталь», АО «Технологии метро», ООО «Техномаш», ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника», ЗАО «Электро-Петербург», ООО «ТК Техноком»,
ООО «Фирма «Спринг-Центр» .


Сегодня в составе ИПК ТМ «МЖТ» 13 малых и средних производственных компаний отрасли машиностроения, которые базируются в Петербурге, Твери, городах Северо-Запада, более 50 поставщиков с полномочиями дилеров. Это дает возможность реагировать на запросы рынка. «Вряд ли в одиночку какое-либо из предприятий кластера смогло бы участвовать в проектах, которые сегодня реализованы в кооперации, – подчеркивает директор инжинирингового центра ИПК ТМ «МЖТ» Сергей Кириченко. – Разрабатывая новое оборудование, выполняя сложный контракт, мы можем не только привлекать нужных специалистов, но и использовать потенциал исследовательских лабораторий, инжинирингового центра, мощности компаний, создавать новые производственные цепочки».

Новинки и проекты

В рамках кластера реализованы несколько проектов по разработке и выпуску продукции, которая востребована в отрасли. В этом ряду – система ДАС (двери автоматические станционные). ДАС оборудованы специальными электронными и механическими устройствами, что исключает несанкционированное проникновение в зону движения электропоездов. Они используются в закрытых и открытых станциях метро.

Специалисты кластерного объединения ведут разработку вентильных двигателей и систем управления к ним или, другими словами, двигателей постоянного тока на постоянных редкоземельных магнитах. Этот вид двигателей предназначен для строительства городского электротранспорта со 100% низким полом, в приводах вагонов метро и электролокомотивов для железных дорог, гибридном автомобильном транспорте.

Территория кластера
Консолидация, кооперация малых предприятий сегодня очень важна в различных вариантах

В числе новинок – аккумуляторный электровоз с асинхронным тяговым приводом модели 81 581.4, необходимый для транспортировки хозяйственных грузов на линиях метрополитена, выполнения маневровых работ по перестановке вагонов в электродепо и на парковых путях.

Новая модификация рамы тележки вагонов метро (2.7170.31.20.011.40СБ-У), также созданная кластером, способна выдержать вдвое больший срок эксплуатации, нежели традиционная модель. Новинка уже получила применение на подземной железной дороге в ряде городов России.

Сейчас руководством кластера прорабатывается вопрос об участии в проекте глубокой модернизации петербургских трамвайных вагонов ЛМ-68, ЛВС-86, ЛМ-99 и других модификаций, которые находятся на балансе ГУП «Гор­электротранс». Проект предполагает установку нового энергосберегающего тягового привода, модернизацию тележек, интерьера и экстерьера. В результате срок службы вагонов продлится на 10 лет. К реализации проекта планируется привлечь специалистов и предприятия Республики Беларусь.

Консолидация, кооперация малых предприятий сегодня очень важна в различных вариантах, убежден Сергей Кириченко. «Мы выиграли конкурс, объявленный метрополитеном, на проект модернизации гидрозатворов на семи станциях. И хотя наш партнер АО «АВА Гидросистемы» не входит в кластер, мы объединились и реализуем проект, опираясь на системы, которые производит эта компания».

Барьеры на пути

Вместе с тем деловой рост, активность кластерного объединения на рынке тормозят множественные проблемы. Участие в крупных проектах, торгах на получение выгодных контрактов ограничено неподъемными залогами и банковским обеспечением. «Скажем, если разыгрывается контракт на 300 млн, 10% от обозначенной суммы, то есть 30 млн, предприятие обязано положить в банк, где деньги без движения могут пролежать год», – комментирует Юрий Прокопов.

Автоматические двери
Деловой рост, активность кластерного объединения на рынке тормозят множественные проблемы
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

И это не гипотетическое утверждение – участники кластера столкнулись с такой ситуацией на практике. «В конце 2015 года Казанский вертолетный завод объявил конкурс на разработку и изготовление камер для окраски. Мы подали документы в начале ноября, – рассказывает Сергей Кириченко. – Конкурс переносился восемь раз, но об этом нас никто не информировал. В апреле он наконец состоялся, наше предприятие как разработчик и производитель по всем критериям оказалось вторым. Но победитель так и не был назван, и залог не возвращен. Ни электронная площадка, ни вертолетный завод вразумительного ответа не дали».

Примерно так же обстоит дело и с кредитами. Продление кредитной линии для одного из предприятий кластера на 20 млн рублей заняло четыре месяца, при этом руководству компании пришлось заложить и свое личное имущество. «С залогами просто беда, – сетует генеральный директор ООО «ИПО «Ю-ПИТЕР» Андрей Кабанов, – у нас в активе нет административных и производственных площадей, мы их арендуем, значит, заложить нам нечего. В таком случае почему высокотехнологичное дорогостоящее оборудование, которое закупается компанией, не может быть предметом залога?»

С тем, что залоги усложняют взаимоотношения между заемщиком и кредитором, согласилась и советник председателя ПАО «Сбербанк России» Татьяна Логинова. И порекомендовала внимательнее отнестись к программам, которые «работают совместно с госинститутами поддержки конкретных субъектов и показывают высокую степень эффективности».

«Для поддержки активных субъектов экономической деятельности, таких как кластер, действуют различные институты, – пояснила Татьяна Логинова. – Сбербанк, как один из уполномоченных банков, активно сотрудничает с ними. В частности, в рамках программы, созданной Федеральной корпорацией по поддержке малого и среднего предпринимательства, есть возможность привлекать кредиты промпредприятиям от 15 млн до 1 млрд. Причем на различные сроки».

Отражаются на эффективности бизнеса и высокие цены, и арендные ставки на индустриальную недвижимость. Современная инфраструктура – технопарки, ОЭЗ, индустриальные парки – по мнению участников кластера, рассчитана в основном на крупный бизнес, который способен осилить проект создания производства с нуля на территории технопарка.

«Когда пришла идея создать современную производственную цепочку для выпуска продукции, мы перебазировались в технопарк. Все работы по обустройству помещений под размещение технологических линий выполнялись за наш счет, – рассказывает Юрий Прокопов. – Нами был заключен договор аренды с правом выкупа площадей, цена которого 450 млн рублей. Сейчас арендуем площади за 400 с лишним рублей, что выливается в 7 млн ежемесячно. Это почти вдвое дороже, чем в «сером поясе».

По словам генерального директора ООО «А-Плюс инвест» Петра Гавырина, технопарки­ не могут конкурировать с арендодателями, которые базируются в «сером поясе». Производственные помещения – это активы, которые достались предприятиям даром. Налоговые, кредитные нагрузки несравнимы с теми, что несут технопарки.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Евгений Заздравных, аналитик ССБР

– Дефицит финансов, их недоступность, безусловно, влияют на рост деловой активности малых компаний. Однако есть и другие барьеры – управленческие. Вряд ли сегодня можно говорить об идеальной организации бизнес-процессов в кластерах, системах обучения и развития персонала, налаженных коммуникациях между отделами, руководством и сотрудниками.

Современные эксперты, оценивая экономику производств, сходятся во мнении, что основные средства, купленные обычно в кредит, играют все меньшую роль в развитии. Сегодня главный ключ к конкурентоспособности – знания сотрудников и качество менеджмента. К сожалению, российские предприниматели говорят об этом заметно реже, чем о доступе к финансированию.


Кроме того, вряд ли сейчас возможен договор аренды производственных площадей с предприятиями «серого пояса» на 10 и тем более на 20 лет, как это практикуется в технопарках. У промышленников могут меняться собственные производственные планы, может возникнуть необходимость в продаже активов, перепрофилировании площадей.

«Мы отдаем себе отчет в том, что успех нашего бизнеса зависит от того, насколько успешен бизнес резидентов, арендаторов. И стараемся проявлять лояльность к партнерам, в частности, в вопросах просрочки платежей, – подчеркнул Петр Гавырин. – Ищем пути сокращения затрат на строительство, оснащение, обустройство и в целом стоимости проектов по созданию индустриальной недвижимости».

Генеральный директор ООО «А-Плюс инвест» напомнил, что на бизнес отечественных операторов технопарков, как, впрочем, и на любой другой, влияют ставки кредитования, политика властей в области налогообложения и к решению проблем по снижению ставки аренды производственных площадей должны подключаться и региональные власти. «Это совместная работа», – заключил он.

Что делать

Впрочем, в Петербурге создана по инициативе уполномоченного по правам предпринимателей Александра Абросимова рабочая группа, призванная разработать систему поддержки для малого бизнеса.

Как рассказала представитель аппарата омбудсмена Анна Анисимова, рабочей группой проанализированы предложения представителей бизнеса и на их основе разработан комплекс мер поддержки малых и средних компаний, которым сложно получить в свое распоряжение за адекватные деньги и на оптимальных условиях производственные площади и мощности. Инициатива и предложения одобрены правительством и губернатором Петербурга, которым дано поручение по подготовке нормативных актов в срок до октября текущего года.

Оборудование
В первую очередь средства предусматриваются на создание центров коллективного пользования оборудованием
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Предполагается, что на первом этапе меры поддержки будут включать в себя преференции по налогу прибыль, имущество, землю как для управляющих компаний, собственников, так и для резидентов.

Кроме того, комитетами по промышленности и развитию предпринимательства рассматривается вопрос о возможности выделения субсидий управляющим компаниям на организацию производственных площадей, которые на приемлемых условиях будут передаваться МПК. Предполагается, что субсидии могут выделяться и резидентам. В первую очередь средства предусматриваются на создание центров коллективного пользования оборудованием. Сейчас готовится финансово-экономическое обоснование.

Одновременно и тоже поэтапно формируется правовая платформа, вносятся корректировки в законы «О промышленной политике», «О налоговых льготах», готовится постановление правительства, которое определит характер субсидий, ведение реестра.

К сожалению, многочисленные институты и инструменты поддержки бизнеса пока не столь эффективны, чтобы на них можно было опираться. «Воспользоваться мерами, которые продекларированы государством, не всегда получается, – констатирует Юрий Прокопов. – Скажем, в программе поддержки предусмотрена возможность получения малыми компаниями до 700 000 рублей для погашения кредитной ставки. Но далеко не каждое малое предприятие способно подготовить документы для того, чтобы эти субсидии получить».

Участники кластера считают, что экономические условия сегодня не способствуют тому, чтобы в промышленном секторе, в отрасли транспортного машиностроения, создавалось массовое производство. Но тем не менее малые предприятия могут быть полезны при реализации программ локализации производств. И для этого важны не столько преференции и поддержка, сколько долгосрочные заказы для региональных производителей. «Власти уже успели забыть, что декларировали необходимость долгосрочных договоров с предприятиями, с авансированием контрактов, – напоминает Юрий Прокопов. – Сегодня отменяются даже двухгодичные договоры. У нас с метрополитеном, например, были двухлетние контракты, что позволяло развивать производство, совершенствовать технологии. Вместо того чтобы заключать 3–5-летние контракты, переходят на годовые. При этом индексация проекта запрещена, хотя инфляция никуда не делась, меняются цены на металл, тарифная политика».

Директор Центра импортозамещения СПб РО «Союза машиностроителей России» Станислав Невзоров подтверждает, что программ, инициатив и институтов по поддержке производителей создано много, но вести бизнес легче не становится. «Промышленность живет за счет госзаказа, и, не имея поддержки на открытых рынках, конкурировать производителю непросто», – считает он.

По мнению эксперта, чтобы промышленность развивалась, нужны системные механизмы, при помощи которых можно объединять производителей регионов в межотраслевых, межрегиональных форматах на выпуск конечного продукта, который будет востребован.

На такую идеологию нацелены сейчас крупные структуры – Ростех, Газпром, РЖД. Опыт РЖД по локализации производства железнодорожной техники, по словам Станислава Невзорова, можно было бы распространить в других отраслях. «Мы готовы создавать консорциумы на уровне Федерации, которые могли бы лоббировать интересы перед заказчиком, адаптировать интересы заказчиков к возможностям российских предприятий», – пообещал он.

Роза Михайлова

В печатной версии название статьи – “Кластерные страдания” (приложение “Инновации” к журналу “Промышленно-строительное обозрение”, выпуск 4, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X