жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Смета в советских рублях

Проблема сметно-нормативной базы, помимо прочего, влияет на расчет тарифных ставок реставраторов. Такой подход к ценообразованию создает трудности в отрасли, приводит к затягиванию сроков реставрации, к утечке из нее высокопрофессиональных кадров. Сегодня ОАО «СПбНИИ «Спецпроектреставрация» и ГУП «ЦНРПМ» Министерства культуры РФ начали разработку новой федеральной нормативной базы.

«1984»

Жесткие тарифы, ограниченная номенклатура материалов, примитивные технологии, основанные на ручном труде, – это основные недостатки ССН-84. За последние 25 лет мир изменился больше, чем за предыдущие полвека.

Условно говоря, отечественных реставраторов по-прежнему вынуждают перемешивать раствор лопатой, в то время как на рынке давно появились компактные, мобильные бетономешалки. Базой не предусмотрено использование в реставрации электроинструментов, которые применяет весь мир, например, для счистки слоев старой краски. Почти на всех петербургских архитектурных памятниках встречаются несовместимые краски, достигающие порой 12–15 слоев. Согласно ССН-84, эти слои надо снять до штукатурки вручную. Не предусмотрены и различные химические смывки.

– Жизнь не остановишь, специалисты покупают современную технику, – комментирует ситуацию начальник проектно-сметного отдела ОАО «СПбНИИ «Спецпроектреставрация» Александр БАРКУН. – Но если реставратор использует электроинструмент на памятниках федерального значения – он нарушает законодательство. В нормах заложены старые технологии. Допустим, лечение кирпича цемяночным раствором, как делали наши деды и прадеды. А сейчас вместо толченого кирпича с цементом применяется масса докомпоновочных материалов, например, германского производства, которые по своим физико-химическим характеристикам близки кирпичу.

Еще более наглядные примеры расчета смет и тарифных ставок реставраторов приводит специалист ОАО «НИИ «Спецпроектреставрация» Мария СОБОЛЕВА.

– Изготовление модели коринфской капители, рассчитанное по ССН-84, с переходом в текущие цены составляет 12 211 руб. с учетом накладных расходов.

А ведь художник работает над такой моделью около 3 недель! Многие работы вообще не учтены сборниками ССН-84: гальваническое золочение, реставрация каменных скульптур, воссоздание гипсовых скульптур и барельефов.

Нет расценок на современные технологии: расчистку каменной поверхности с помощью смывок, расчистку лепного декора методом отпаривания, реставрацию серебряного и золотого гальванических покрытий.

Трудозатраты рассчитаны на основе тарифных ставок рабочих-строителей. Если взять самую высокую ставку 6-го разряда 0,79 руб./ч, то в пересчете на сегодняшний день она составляет 89,19 руб./ч. Это меньше современной тарифной ставки 3-го разряда, составляющей 92,28 руб./ч.

Таким образом, заработная плата рабочего-реставратора высшего 6-го разряда по тарифным ставкам 1984 г. в пересчете в уровень цен IV квартала 2009 г. составляет 17 838,2 руб.

Шаг вперед, два назад

Между тем с 2001 года и в Петербурге, и в Москве для реставрации памятников регионального значения используются свои сметно-нормативные базы (ТЕРрр 2001 и ТСН 2001), в которых фиксируются современные материалы, технологии. Если в базе ССН-84 материалы учтены внутри расценки, то в петербургской и московской базе материалы стоят за расценкой неучтенные, соответственно, их можно менять. Таким образом, образуется возможность для применения современных материалов.

В 2006 году Министерством культуры и массовых коммуникаций были рекомендованы ТЕРрр 2001 и ТСН 2001 с использованием региональных тарифных ставок и цен на материалы для определения стоимости реставрационных работ на объектах культурного наследия. Кроме того, вышли 7 сборников дополнений и изменений к ССН-84-ДИЗ. Перечень расценок расширился.

Однако в марте 2008 года письмом того же Минкульта № 18-01-35/04-ДА реставраторов вернули в 1984 год, при этом в состав легитимной базы даже не вошли все дополнения и изменения. Как следует из письма Минкульта от 9 апреля 2008 г. 24-01-35/04-ДА: «в настоящее время Координационный совет по вопросам нормирования… прорабатывает вопросы о возможности применения дополнений и изменений к ССН (выпуски V, VI, VII), а также ССН-91».

Затянувшееся безвременье

– В Петербурге сметно-нормативная база полностью укомплектована, – развивает тему Александр Баркун, – но по этой базе мы можем оценить объекты только регионального значения. Наиболее трудоемкие, сложные, контролируемые фондом Всемирного наследия федеральные памятники оцениваются по «старинке». Один Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме чего стоит. Он находится в подвешенном состоянии, поскольку мы посчитали сметы в ТЕРрр 2001, а экспертиза потребовала пересчета сметы по ССН-84.

Москвичи находятся в таком же положении. У них затягивается реставрация Большого театра, которая ведется по ССН-84. Зато местные объекты делаются по своей базе.

Лишь на объектах, где проходит «смешанное» финансирование, удается добиться расчета по территориальной базе. Там же, где сметы начисляются по ССН-84, реставраторам приходится работать на грани фола.

Создание новой базы – очень трудоемкая работа. Для чиновников это головная боль, поскольку такая работа требует привлечения большого числа квалифицированных кадров, постоянного мониторинга цен и технологий в отрасли. Парадокс в том, что для нового строительства и капитального ремонта существует 87 региональных центров и крупный отдел в Росстрое, которые занимаются ценообразованием. А в реставрации над этим работают только петербургский, московский и екатеринбургский региональные центры. Даже в Минкультуры, ведающем ценообразованием в реставрации, за это отвечает один-единственный человек.

У многих возникает сомнение, что реставрация из-за новой базы будет дороже. Но профессионалов интересует прежде всего адекватность и достоверность оценки, экономическая грамотность. Отсутствие же современных реставрационных смет и норм подспудно разрушает отрасль. Из нее уходят специалисты высочайшего класса. Далеко не каждый маляр, штукатур сможет работать в реставрации, поскольку эта профессия близка к искусству. А в отрасли применяют строительные тарифные ставки, да еще в нормах 1984 года. За ту же работу в коммерческих структурах люди получают в несколько раз больше денег.

Прекрасное далеко

Минкультуры осенью 2009 г., наконец, провело конкурс «на разработку нормативных документов по определению стоимости ремонтно-реставрационных работ». В октябре началась разработка новой базы. Но это только начало пути. Неизвестно, хватит ли у государства ресурсов, чтобы пройти его до конца.

Чтобы кардинально изменить ситуацию в отрасли, требуется разработка тарифных ставок рабочих-реставраторов с учетом того, что этот труд более высокой квалификации, чем в строительстве. Далее требуется новый каталог реставрационных материалов, который должен содержать последние разработки. Главное – это появление методик по составлению сметных норм и расценок на ремонтно-реставрационные работы и методических рекомендаций по определению стоимости работ для сохранения объектов культурного наследия.

Надо заметить, что при работе с ССН-84 методических рекомендаций не было выпущено. В результате специфические вопросы составления смет в реставрации не оформлены в легитимный документ, что вызывает постоянные споры при согласовании документации.

Сметная документация на объекты, финансируемые из бюджета, проходит согласование в ФГУ «Главгосэкспертиза России». Эта инстанция руководствуется инструкциями Росстроя РФ, эксперты которого обладают сертификатами для работы с документацией по новому строительству и ремонту. Однако с реставрационной практикой они часто не знакомы и не имеют опыта работы с памятниками.

После согласования методик начнется разработка новых норм и расценок. Специалистам давно понятно, что при наличии ТСН 2001 в Москве и ТЕРрр 2001 в Петербурге можно объединить реставрационный опыт двух столиц, дополнить технологиями, появившимися после 2000 г., в том числе заимствованными у зарубежных партнеров, и получить современную базу в реставрации.

Если же идти путем, которым пошло министерство, то пройдет как минимум 2 года, прежде чем будет введена в действие новая сметно-нормативная база. До этого момента было бы разумно разрешить специалистам пользоваться региональными базами. Однако в этом вопросе мнения реставраторов и чиновников кардинально расходятся.

Наталия Ловецкая

Другие материалы по теме

X