жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Качество – проблема управления

Процессный подход представляет управление как непрерывную цепь взаимосвязанных действий или функций. И в этом качестве он дает массу преимуществ по сравнению с функциональным (командным) подходом, традиционным для российских компаний. Он позволяет всем участникам деятельности общаться на одном языке. Упрощает организационную структуру компании, определяет точки, в которых необходим контроль за процессом, помогает преодолеть обособленность производственных подразделений. И в итоге не только выводит продукцию на новый уровень качества, но и позволяет сократить временные и финансовые издержки в ходе ее производства.

Однако реставрационный рынок обладает своей спецификой. Здесь, с одной стороны, действует множество сравнительно небольших узкоспециализированных компаний. С другой стороны, основным заказчиком работ является государство. В таких условиях выстроить управленческий процесс на каждом отдельном объекте, с тем чтобы получить в итоге высокое качество, бывает непросто.

Об особенностях применения процессного подхода в реставрационной деятельности мы беседуем с председателем Совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга, д. т. н., профессором Ниной Николаевной ШАНГИНОЙ.

– Откуда возникла необходимость внедрения процессного подхода в отрасль?

– Сейчас процесс реставрации разорван. Его составными частями являются постановка задачи, проектирование, разработка и производство материалов и методов. А также производство работ, мониторинг и обобщение результатов, подготовка научных выводов. Деньги подчас направляются туда, где их хватит, а не туда, где они будут эффективнее работать. Между завершением проекта и производством работ могут пройти долгие годы. За это время образуются иные технические возможности, другое состояние памятника и т. д.

Яркий пример реализации процессного подхода – работа ленинградского объединения «Реставратор». В нем все виды реставрационной деятельности были взаимосвязаны: разработка материалов, технологий, производство материалов под реставрационные работы, осуществление работ. Объединение распалось, образовались отдельные фирмы. Часть реставрационного процесса осталась в руках государства, а часть перешла в область коммерческой деятельности. Процессный подход как скоординированное воздействие на объект стал невозможен. А современная квалиметрия (наука об управлении качеством) доказывает, что без процессного подхода не получить качественного результата.

– Что требуется, чтобы реанимировать процессный подход?

– Для начала – понимание того, что мы хотим получить, то есть точное определение качества. У качества есть пять категорий: философская, социальная, техническая, правовая и экономическая. Говоря о качестве в реставрации, каждый имеет в виду что-то свое. Для горожан критерием качества являются эстетичность и комфорт. Для экономистов в правительстве важнее экономическая составляющая качества. Техническая категория очень важна для производителей работ, для надзорных органов, для государственных экспертов. При этом ни одна категория до сих пор не имеет четкого определения.

Отсутствие определения качества не позволяет ставить перед подрядной организацией четкую задачу: делать как можно дешевле или как можно долговечнее? Сохранить исторические конструкции здания или только его внешний вид? На какой эталон опереться?

Второе серьезное препятствие. Россия является активным участником различных международных договоров в области охраны культурного наследия. Это значит, что коммерческая тайна в реставрационной работе должна быть исключена. Мы обязаны оставить тем реставраторам, которые придут на эти объекты через 50, 100 или 200 лет, полную информацию о том, что было нами сделано.

В частности, об использованных материалах и технологиях. Возникает противоречие. Как отдельная компания может выполнить это требование и удержать при этом свои позиции на рынке? А как обеспечить процессный подход к реставрации объекта, если нет обмена достоверной информацией между всеми участниками?

– На каком этапе реставрации происходят наибольшие потери в качестве?

– При переходе от проектирования к производству работ. Во-первых, не всегда удается с достаточной тщательностью провести обследование памятника из-за затратности этих работ. Далее, в любом процессе есть вход и выход. Для процесса проектирования в реставрации входом является грамотная постановка задачи. На объекте часто можно наблюдать споры, которые затягивают процесс реставрации: когда у здания был период расцвета, как оно менялось, на какой период надо его восстанавливать?

На выходе же появляется проект, который по определению не может быть окончательным. Потому что в момент, когда подрядная организация начинает работу, неизбежно возникают новые вопросы. Обнаруживаются новые конструкции, деформации, то есть обстоятельства, которые могут изменить весь процесс реставрации.

А работать приходится по сметам, выполненным на основе проекта. И перепроектирование в них не предусмотрено.

Процессный подход позволяет проектировщику работать во взаимодействии с подрядчиком. А значит, избегать передела, значительно сокращать затраты на реставрацию. Кроме того, деньги не теряются при переходе от одной стадии к другой.

– Кто при таком раскладе способен сегодня обеспечить реализацию процессного подхода в реставрации?

– Думаю, что общественная организация, которая объединяет реставрационные компании разного профиля, производителей и поставщиков материалов, проектные организации. Внутри сообщества, которое организовано на некоммерческих принципах, возможно главное – обмен достоверной информацией обо всем, что происходит на объекте.

Крупные реставрационные организации пытаются выстроить свою внутреннюю систему управления качеством. Но сделать это силами отдельного коммерческого предприятия трудно. Наш рынок держится на узкой специализации. Не может каждая реставрационная организация иметь у себя, к примеру, специалистов по витражам, их не так уж много. Но если эта работа в рамках подряда должна быть выполнена, надо опираться на профессионалов с крепкой репутацией. Информацией о квалификации подрядчиков должна обладать общественная организация.

– Для участия в управлении общественной организации необходим вотум доверия со стороны государства как заказчика.

– Безусловно. Он может выражаться в присвоенном организации статусе СРО, если речь идет о работах, влияющих на безопасность объекта. Для других видов работ допуск СРО не обязателен. Но принципы работы СРО могут внедряться любой серьезной общественной организацией.

В Союзе реставраторов все механизмы саморегулирования, описанные в законе, фактически реализованы: комиссия по качеству, «третейский суд», экономическая составляющая, когда на доверии строятся деловые взаимоотношения между партнерскими компаниями. Это очень важно в условиях, когда надо обеспечить непрерывность производственного цикла, а финансирование работ задерживается. Сегодня директора предприятий, входящих в Союз реставраторов, интуитивно понимают, что процессный подход позволяет рационально управлять, и реализуют его. Он дает возможность всем участникам реставрационного процесса говорить на одном языке.

– Средства заказчика позволяют реставраторам заниматься обобщением опыта, вести самостоятельные разработки?

– Сейчас обмен информацией вне профессионального сообщества, важный для управления качеством, практически отсутствует. Недостаточно издается специальной литературы, методических рекомендаций, не происходит обобщения работы над объектами.

У нас есть замыслы по подготовке научных публикаций, поддержке ученых, работающих в петербургской реставрационной школе. Все мы являемся носителями идей.

Но вкладывать средства в их разработку реставрационные компании могут себе позволить, естественно, только из прибыли, которая невелика. Возможно, вложения в научные разработки оказались бы больше, если б предприятия, обладающие собственными средствами, были уверены в том, что политика города по отношению к реставраторам останется неизменной. Сейчас администрация Санкт-Петербурга очень поддерживает нашу отрасль. Будем надеяться, что это отношение сохранится.

Подготовила Наталья Андропова

Другие материалы по теме

X