Актуальное

Проверка на дорогах. Аварийность растет, проблемы остаются прежними


По данным ГИБДД, за 4 месяца текущего года в Санкт-Петербурге произошло 2669 дорожно-транспортных происшествий, 180 человек погибли.
Среди условий, сопутствующих совершению ДТП, в 285 случаях отмечены низкие сцепные качества и дефекты дорожного покрытия.

На страницах журнала мы не раз писали о том, какие факторы влияют на безопасность дорожного движения. Сегодня вновь возвращаемся к этой теме. Какие меры принимаются для снижения риска возможных аварий по вине дорожных условий и какие проблемы остаются пока нерешенными?

В обсуждении этих вопросов принимают участие командир Отдельного батальона ДПС ГИБДД № 1 ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александр Харенков и директор ГУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» Андрей Погребняк.

Александр Харенков:

– К сожалению, при выяснении причин ДТП вина дороги нередко уходит от рассмотрения. Тем не менее сотрудниками ГИБДД в 105 случаях отмечено отсутствие, а также плохая видимость дорожной разметки. Ежегодно наносится лишь четверть от того объема разметки, которая необходима городу. Как правило, работы по обновлению разметки начинаются весной, в большинстве своем они выполняются краской.

При сегодняшней интенсивности движения уже к осени 60% краски стирается.
Рекомендованная к применению пластиковая разметка, которая сохраняется на поверхности дорожного полотна в течение нескольких лет, удовольствие дорогое, и применяется она в основном на центральных магистралях.

Андрей Погребняк:

– Сегодня мы выполняем работы по обновлению разметки после зимы. Это, так сказать, первый этап разметочной кампании.
Второй этап (июнь–август) включает выявление дорог с наибольшим износом разметки и нанесение на них термопластика. В этом году мы используем термопластичную массу шведской фирмы «Клиносол», состав которой создавался с учетом петербургских погодных условий.

Термопластик выдерживает до 1,5 млн наездов, в отличие от краски, которая рассчитана только на 0,5 млн.
Термопластик обладает отличными эксплуатационными качествами, обеспечивающими очень хорошие условия для безопасности дорожного движения: высокая стойкость на истирание, стойкость к воде и бензину, отличное сцепление с дорожным покрытием, эластичность и матовое покрытие. Кроме того, в этом сезоне на некоторых улицах появится структурная разметка: она имеет искусственные неровности, и при наезде на нее создается вибрация и шумовой эффект.
И, наконец, третий этап – это обновление разметки вблизи учебных заведений к 1 сентября по программе «Школа».

Александр Харенков:

– Наиболее опасными являются полосы торможения перед светофорами, пешеходными переходами. Между тем существуют материалы, способные увеличить сцепление колеса с проезжей частью, так называемые покрытия противоскольжения. Однако по причине высокой стоимости они применяются в минимальном объеме.
У службы ГИБДД есть претензии к организациям, занимающимся эксплуатацией и обслуживанием дорог. В дождливую погоду на многих трассах скапливается вода. Эффект скользкой дороги заметно повышает аварийность трасс. Лужи образуются из-за того, что забиты и регулярно не прочищаются сливные патрубки. В особенности это наблюдается у трамвайных и автобусных остановок.

Андрей Погребняк:

– В прошлом году на некоторых магистралях города было применено покрытие противоскольжения. Эксперимент оказался удачным.
Тормозной путь на данном покрытии сокращается по сравнению с асфальтным полотном в 2,5 раза, причем противоскользящие качества покрытия сохраняются и в дождливую погоду.
Кроме того, цветовое выделение привлекает внимание водителей.
Летом будут восстановлены покрытия противоскольжения на Московском пр., Суворовском пр. и у школ Центрального и Петроградского районов. В будущем планируется увеличить объемы нанесения данного покрытия на аварийно опасных участках.

Александр Харенков:

– В Петербурге около 1000 светофорных объектов. Более половины из них не удовлетворяют современным условиям движения. Любому автомобилисту знакома ситуация, когда ехать приходится почти вслепую. На полное переоснащение городских улиц современными светодиодными светофорами средств в бюджете не хватает. Когда будет произведена полная замена устаревшей светофорной техники, никто не знает.

Актуальной остается и проблема освещенности трасс.
И это в Санкт-Петербурге, где почти девять месяцев длится период зима–осень. Наш город в силу климатических и метеорологических условий отличается плохой видимостью. Светоотражающие элементы на разделительных полосах в большинстве своем либо залеплены грязью, либо строители вообще
«забывают» об их установке. Зато наружная реклама, которая все чаще фигурирует среди условий, сопутствующих совершению ДТП, как правило, отлично освещена.

Андрей Погребняк:

– Для снижения аварийности на дорогах города самое главное – повышать уровень подготовки водителей и воспитывать культуру вождения.
Что касается технических средств организации дорожного движения, то перед нами стоят следующие задачи.
Во-первых – замена ламповых светофоров на светодиодные, сигналы которых хорошо видны в солнечную погоду и не имеют «фантомного» эффекта. Также проводится дальнейшее оснащение светофоров табло обратного отсчета времени. Они позволяют существенно снизить аварийность, но, к сожалению, около 30% имеющихся в городе табло разбиты вандалами.
Во-вторых – оптимизация дорожных потоков, для чего создается новый центр АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением) с применением мирового опыта создания подобных систем.
В третьих – постепенное увеличение объемов применения термопластика и покрытий противоскольжения.
И, наконец, необходимо повышение уровня информирования участников дорожного движения.

Александр Харенков:

– Такое понятие, как изменение горизонтальной планировки, к сожалению, не является обязательным при проведении текущего ремонта дорог, поэтому дорожники очень неохотно идут на его применение.
Между тем разделительные полосы, карманы для стоянок позволяют снизить риск возникновения ДТП и повысить
качественный показатель движения.

К примеру, в преддверии прошлогоднего саммита «Большой восьмерки», на Московском пр. за счет уменьшения тротуаров были организованы парковочные места. В результате заметно увеличилась пропускная способность трассы, уменьшилось количество аварий.

Непонятно, почему в 2001 году были демонтированы пешеходные ограждения проезжей части на том же Московском пр. у станции метро «Парк Победы». В результате там образовался очаг аварийности. Мы несколько раз обращались в КБДХ с просьбой восстановить ограждения, однако пока все обстоит по-прежнему.

Несмотря на многочисленные проверки, проведение дорожного ремонта остается аварийно опасной ситуацией. Как правило, он проводится на действующих трассах, без полного закрытия движения.
Вынуждены констатировать, что сегодня нет практически ни одного объекта, отвечающего требованиям безопасности.
Строители нередко нарушают график производства работ, самовольно перекрывают не половину, а целую полосу движения. Строительные организации экономят на приобретении нормальных ограждений, предупреждающих знаков. Они предпочитают заплатить чисто символический штраф, вместо того чтобы поднять на должный уровень культуру производства работ.

Данные ГИБДД по Санкт-Петербургу по дорожным условиям, сопутствующим совершению ДТП за 4 месяца 2007 года (выборочно)
Дорожные условия, сопутствующие совершению ДТП Всего ДТП Погибло людей Ранено людей
Текущий год Предыдущий год Текущий год Предыдущий год Текущий год Предыдущий год
Неровное покрытие 5 2 0 1 8 1
Дефекты покрытия 18 5 2 0 24 6
Низкое сцепление с дорожным покрытием 262 136 21 6 321 161
Отсутствие или плохая различимость  горизонтальной разметки 105 77 5 5 127 102
Недостаточное освещение 9 3 0 0 11 4
Наличие наружной рекламы 9 2 3 1 7 1
Отсутствие ограждений в необходимых местах 11 11 2 2 11 10

Елена Рачкова

Тел. (812) 316-3358, 328-4336

Другие материалы по теме