Актуальное

Шаги и тупики госзаказа. Об аукционе на строительные работы

С нового 2008 года государственным и муниципальным заказчикам предстоит размещать строительные подряды исключительно на аукционах.

О порядке их проведения, сопутствующих процедурах и проблемах рассказывает к.и.н., доцент кафедры Управления госзакупками Государственного университета – Высшей школы экономики член-корреспондент Петровской академии наук и искусств П. И. Талеров.

О порядке и процедурах

К. и. н., доцент кафедры Управления госзакупками Государственного университета – Высшей школы экономики член-корреспондент Петровской академии наук и искусств П. И. ТалеровРегламент проведения аукциона, предлагаемый сегодня законодателями, показан на схеме. При необходимости размещения государственного (муниципального) заказа необходимо подготовить извещение об открытом аукционе и соответствующую документацию. Они одновременно размещаются на официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Извещение в тот же срок также публикуется в официальном бюллетене. Закон предусматривает разъяснение положений документации, а также возможность внесения изменений в нее с одновременным переносом срока подачи заявок так, чтобы со дня опубликования (размещения) этих изменений до даты окончания подачи заявок было не менее 15 дней.

За 10 дней до этой даты заказчик может вообще отказаться от проведения аукциона. Эту информацию он должен опубликовать в течение 5 рабочих дней и разместить на сайте (в течение 2 дней). Также обязан уведомить (в течение 2 рабочих дней) тех, кто уже подал заявки на участие в аукционе.

В течение не более чем 10 дней со дня окончания подачи заявок аукционная комиссия обязана рассмотреть поступившие в срок (не опоздавшие) заявки и принять решение о допуске к участию в аукционе. О чем в день окончания такого рассмотрения оформляется протокол. В этот же день этот протокол размещается на официальном сайте. А все признанные участники аукциона и не допущенные к нему уведомляются не позднее чем на следующий день после подписания протокола.

К слову сказать, Закон никак не регламентирует ни форму подачи заявок на участие в аукционе, ни процедуру рассмотрения таких заявок, отдавая все это на усмотрение заказчика и аукционной комиссии.
Тем не менее, исходя из опыта, рекомендуется заявки подавать в запечатанных конвертах, как и на конкурсные торги. А саму процедуру их вскрытия не делать публичной. Поскольку она может лишь создать излишний ажиотаж, и сама по себе особой транспарентностью не обладает, так как ценовые предложения здесь не озвучиваются.

Шаги аукциона

В день, определенный и объявленный заказчиком в извещении об аукционе, проводится сама публичная процедура торгов путем снижения начальной (максимальной) цены контракта на «шаг аукциона», устанавливаемый в размере 5% от этой объявленной цены. Если же после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, заказчик снижает шаг аукциона на 0,5% начальной цены контракта и продолжает торги.

Процедура повторяется до тех пор, пока шаг аукциона не достигнет 0,5% начальной цены контракта. Победителем признается тот, кто предложил наименьшую цену. Остальные параметры контракта (качество, условия поставки, гарантии и т. д.) здесь не рассматриваются, но должны быть включены в техническое задание. Следует отметить, что Закон никак не объясняет, каким образом устанавливается этот самый шаг аукциона – в относительных или абсолютных значениях. Но из отечественного (еще дореволюционного) опыта известно, что относительный размер неудобен для работы и может привести к ошибочным решениям.
С другой стороны, установив абсолютное значение (что не запрещено Законом), заказчик и сами участники получают удобный механизм контроля за процессом состязания. Так, например, при начальной цене контракта в 1 млн руб. шаг аукциона составит 50 тыс. руб., а размер снижения шага и предельная величина последнего составит 5 тыс. руб. Результат каждого снижения будет проявляться новой ценой (например, 950 тыс. руб., 900 тыс. руб., 855 тыс. руб., 810 тыс. руб. и т. д.).
В публичной процедуре принимают участие все допущенные к аукциону, а в ходе его проведения комиссией ведется протокол, составляемый в двух экземплярах (один – для заказчика, другой – для победителя аукциона). После его подписания он должен быть размещен на официальном сайте не позднее чем на следующий день, а также в течение 5 рабочих дней опубликован (кроме федеральных структур) в официальном издании. Государственный (муниципальный) контракт должен быть подписан не ранее чем через 10, но не позднее чем через 20 дней со дня размещения указанного протокола на официальном сайте.

Нерешаемые проблемы

При размещении и исполнении заказа на строительные подрядные работы заказчик сталкивается с целым рядом проблем, главные из которых следующие.

• Предварительная смета не может учесть всего объема предстоящих работ. Что, как правило, предполагает дальнейшую корректировку в процессе исполнения контракта. И чем дольше идет строительство, тем больших изменений стоит ожидать. Однако Закон 94-ФЗ жестко требует установить в техническом задании объем всех планируемых работ, изменение которого не может превышать 10%.

• Так же жестко Закон 94-ФЗ ограничивает возможности изменения цены заключенного на работы контракта (ст. 9, ч. 72), которое возможно лишь для крупных строительных объектов, возведение которых требует срока не менее трех лет (ст. 9, чч. 62, 63). Иначе – только пропорционально изменению объемов работ, т. е. не более 10% (ст. 9, ч. 6).

• С другой стороны, реально рыночные цены могут меняться совершенно непредсказуемо. Но, как правило, в сторону повышения; и чем меньше возможности подрядчика создать необходимые запасы, тем больше его риски. От них не застрахован и сам заказчик – все может обернуться остановкой работ либо резким снижением качества, либо тем и другим одновременно.

• Длительные сроки строительства требуют со стороны заказчика эффективного контроля за всеми этапами технологического процесса. Особенно за «скрытыми» работами, а такой контроль предполагает наличие высококвалифицированного персонала, дополнительных финансовых ресурсов, разработки методик и графиков проверок. Ориентация только на конечный результат может привести к непредсказуемым нарушениям технологии, а отсюда – к браку. А устранение его будет сопряжено с дополнительными немалыми издержками, в том числе и самого заказчика.

• Закон 94-ФЗ жестко ограничивает требования, которые заказчик может предъявить участникам размещения заказа (ст. 11). Видимо, возлагая всю степень ответственности за качество выполнения работ на подрядчика. Однако при этом заказчик оказывается в довольно сложной зависимости от доброй воли подрядчика как на стадии размещения контракта, так и на стадии его исполнения. Ведь реально победителем может стать фирма, не имеющая необходимых ресурсов, технологий, опыта и персонала, что в дальнейшем может стать причиной снижения качества работ и неисполнения условий контракта.

Обозначенные выше проблемы, к сожалению, не могут быть решены путем проведения аукциона.

Минимизировать их возможно лишь путем скрупулезной подготовительной работы при наличии у заказчика квалифицированных специалистов.

Гражданский кодекс РФ определяет аукцион как форму торгов, выигравшим на которых «признается лицо, предложившее наиболее высокую цену» (ст. 447, п. 4).

Подготовил Владимир Хохлев

Другие материалы по теме