Актуальное

И все-таки они держатся!. ЖКХ опирается на опытные кадры

ОАО «ЖКС № 2 ВО» отвечает за эксплуатацию 513 жилых домов. Подавляющее большинство из них построено до 1917 г.
Тем не менее жилищникам удается не только поддерживать старый фонд «на плаву», но и добиваться заметных улучшений.

Грамотная и качественная эксплуатация жилья зависит сегодня не только от размера капиталовложений в инженерные сети, кровли, оборудование, но и – прежде всего – от людей, готовых добросовестно выполнять трудную, рутинную и часто неблагодарную работу. Сегодня, когда жилищно-коммунальная система не в состоянии обеспечивать своих сотрудников служебным жильем, а зарплаты оставляют желать лучшего, найти и сохранить таких людей непросто.

генеральный директор ОАО «Жилкомсервис № 2 Василеостровского района» Людмила Александровна ПортнягинаО своем коллективе рассказывает генеральный директор ОАО «Жилкомсервис № 2 Василеостровского района» Людмила Александровна Портнягина.

– Мы работаем на территории, ограниченной набережными Университетской и Макарова, рекой Смоленкой и 24-й линией. Здесь 65% домов, не прошедших капитальный ремонт. Наиболее тяжелая проблема – большое количество коммунальных квартир, их порядка 63%. Их жильцам обещали когда-то расселение, они 30 лет живут ожиданиями и не готовы нести расходы на то, чтобы поддерживать свои квартиры в пригодном для жизни состоянии. Многолетнее недофинансирование ремонта также не пошло этим домам на пользу.
В то же время последние три года начались капитальные вложения в жилой фонд, в том числе в Васильевский остров. Отчасти этому способствовал и саммит «Большой восьмерки». В частности, на сегодняшний день у нас отремонтированы практически все кровли.
С учетом тех 14,5 тыс. кв. м, которые были отремонтированы в 2007-м, осталось не более 22 тыс. кв. м кровель, которые еще подлежат ремонту.
Вторая проблема – это лестничные клетки, всего порядка 2000. В прошлом году нам удалось отремонтировать 168. Я считаю это неплохим результатом. Понятно, что по сравнению с относительно новым фондом наши лестничные клетки требуют значительно больше вложений. В то же время жители, которые приватизировали квартиры и таким образом взяли на себя ответственность за то, что внутри, начинают требовать ухоженных дворов, чистых лестниц, покрашенных фасадов.
Если сегодня проанализировать поступающие к нам жалобы, то большинство претензий предъявляется к санитарному содержанию жилого фонда и благоустройству.

– И наверняка добавляют проблем подвалы…
– Большая часть Васильевского острова подвергается затоплению во время наводнений. Когда мы проводим обследования, выясняется, что у нас подвалы без дренажной системы, в большинстве из них последние 15 лет не проводилась гидроизоляция. Серьезная, качественная гидроизоляция – это дорогостоящая работа, которая требует больших капитальных вложений. Однако опыт тех домов, где за подвалы взялись собственники, показывает: проблему решить можно. Меня обнадеживает, что с этого года и город стал уделять ей внимание.
По инженерным сетям ситуация более спокойная.
Своими силами мы в прошлом году заменили и отремонтировали 10 тыс. погонных метров инженерных сетей. А с помощью ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» мы постепенно исправляем ситуацию в тех домах, где наблюдался слабый напор холодного водоснабжения. Количество жалоб заметно уменьшилось.

– Что пришлось изменить в системе работы, чтобы достичь первых положительных результатов?
– Мы научились подходить к текущему ремонту, за который мы отвечаем, с определенным планом. И стараемся этот план выдерживать. Нам хочется максимально привести в порядок наш жилой фонд, особенно сейчас, когда мы активно берем дома в управление. На две трети жилого фонда, находящегося у нас в эксплуатации, мы уже заключили договоры с населением. Порядка 200 домов будет отдано на открытый конкурс. Мне пока трудно прогнозировать, как выстроится вся система взаимоотношений. У нас не новый фонд, где каждый дом имеет свою систему жизнеобеспечения. Здесь на одном теплоцентре иногда «висит» до пяти домов. И если они попадут в управление к разным компаниям, а оставшиеся будут управляться ТСЖ или общим собранием собственников, не знаю, будет ли лучше населению.
В отношении «Жилкомсервиса № 2» могут твердо сказать, что мы будем делать оценку по состоянию и обслуживанию каждого дома. Соответственно, будем добиваться от персонала нового отношения к работе. Если из какого-то дома пошли повторные заявки, значит, будет снижаться заработная плата тем, кто отвечает за этот дом. С формулировкой «за невыполнение своих функциональных обязанностей».
Уже сегодня мы добиваемся, чтобы все платные услуги оплачивались исключительно через кассу по действующим расценкам. Из тех сумм, которые проводятся по квитанциям, 20% рабочие получают в виде добавки к заработной плате, на эту сумму насчитывается и премия, остальное идет на нужды РЭУ – на спецодежду, инструмент. Однако население приходится перевоспитывать не в меньшей степени, чем электриков и сантехников. Люди требуют ответственности за качество работ, а рассчитываться предпочитают «в черную». Тем не менее на жалобы по качеству наших работ реагирую жестко, вплоть до увольнения исполнителей.

Коллектив «ЖКС № 2 ВО»

– Но ведь рынок труда непростой, сегодня не так-то легко расставаться с сотрудниками. На кого вы опираетесь?
– На ту базовую часть коллектива, которая работает очень давно и сплачивалась годами. Я сама работаю на этой территории 36 лет: в ГУ ЖА, в технадзоре, в сфере технической эксплуатации. За эти годы вокруг меня объединились люди, на которых я могу положиться: от главного инженера до рядовых рабочих – сантехников, кровельщиков, дворников. После акционирования пришлось создать бухгалтерию и юридический отдел – они укомплектованы молодыми сотрудниками.
Но Жилкомсервис держится на трех «китах»: производственный отдел, начальники РЭУ и аварийная служба. Здесь те, кто работает в системе более 20 лет. Их профессиональный опыт таков, что они хорошо представляют состояние дел на объектах даже сидя в кабинете, потому что досконально знают территорию, жилой фонд и тех, кто в нем проживает. В нашем деле это дорогого стоит.
Начальник домоуправления в РЭУ-2 Нина Михайловна Бураковская работает 30 лет, начинала дворником. У сантехника Михаила Александровича Дубровина 25 лет стажа работы на В. О., у кровельщика Алексея Алексеевича Дмитриева – 30 лет. Есть домоуправы с большим стажем: у Людмилы Дмитриевны Кондратенко 30 лет, у Тамары Ивановны Ивановой – 25. Кровельщик Анатолий Григорьевич Лебедев с 30-летним стажем в свое время имел самый высокий 5-й разряд, выполнял неординарные работы, например, крыл купола на набережной Макарова, 12. Дворники Татьяна Требина отработала 25 лет, Людмила Ермакова – 30. Не могу не упомянуть мастера сантехнического участка Нину Васильевну Потапову – 25 лет работы в жилищно-коммунальном хозяйстве, систему знает на ощупь, обмануть ее невозможно, заменить ее, если соберется уйти, некем.

– Чем удерживаете людей на рабочих местах?
– Молодых мне привлечь трудно. В нашу систему всегда шли не за зарплатой (она никогда не была высокой), а за жильем. Но 7–8 лет назад служебное жилье предоставлять перестали. Работа между тем легче не стала. Вспомните, сколько раньше было дворников на каждый дом. А сейчас один дворник обслуживает по три-четыре дома, если делать все как следует, получается сумасшедшая физическая нагрузка. Норм сейчас фактически нет. Существующие нормативы привязаны не к уборочной площади, это просто перечень работ и время, за которое каждый вид работы можно выполнить – теоретически, без учета возможностей обычного человека.

Те, кого я назвала, давно выслужили свою жилплощадь. Сегодня они держатся за счет других, не всем понятных в наше время мотивов. Их можно вызвать на работу в любое время суток. У них есть чувство ответственности за свой участок. И еще держат человеческие отношения – в коллективе они напоминают семейные.

ОАО «Жилкомсервис № 2
Василеостровского района»
Санкт-Петербург, Биржевой пер., 1/10
Тел. (812) 323-1254

Другие материалы по теме