Актуальное

Тоннель под Невой. Необходимость или амбиции?

Строительство Орловского тоннеля, одного из самых амбициозных проектов в транспортной системе Петербурга, по мнению проектировщиков, сыграет важную роль в решении проблемы автомобильных пробок. Однако сомнения у специалистов остаются.

Протяженность тоннеля составит более километра.
Ширина сооружения 12,4 м. Это позволит разместить в нем четыре полосы движения для пропуска до 60 тыс. автомобилей в сутки.

Пожалуй, ни один проект транспортного сооружения в Петербурге не вызвал такого общественного резонанса, как Орловский автодорожный тоннель под Невой. Идея строительства «подводной дороги» высказывалась еще в советские времена. Однако по различным причинам от нее отказались. Главным препятствием на пути реализации проекта стали сложные геологические условия в месте строительства.
Охта традиционно является достаточно сложным районом для строительства. В месте так называемого Полюстровского горизонта, водоносного слоя площадью несколько квадратных километров и глубиной от одного до 15 метров, грунт характеризуется плывунами и подземными водами. Проектировщики тоннеля заверяют, что существуют методы строительства, способные решить эту задачу.

Директор НП «АСДОР Северо-Запад» Юрий Агафонов:
– Сегодня не существует единого суждения в среде строительного сообщества по вопросу сооружения Орловского тоннеля.
Многие специалисты сходятся во мнении, что это слишком сложный в техническом отношении участок.
А ведь главное требование к любому транспортному сооружению – максимальная надежность и безопасность.

Разумеется, современные технологии позволяют нейтрализовать водоносный слой Полюстровского горизонта. В свое время рассматривалось 2 способа строительства Орловского тоннеля – щитовой и наплавной. Наплавной метод, при котором готовые блоки погружаются на необходимую глубину, применялся при возведении тоннеля на Канонерском. Он значительно дешевле, но было принято решение строить Орловский тоннель щитовым методом. Возможно, это объясняется как раз сложностью геологических условий, необходимостью дополнительных гарантий надежности. Хотя существует мнение, что и тот и другой вариант на этом участке достаточно опасен.
К тому же стоимость возведения Орловского тоннеля неоправданно высока.
По самым скромным подсчетам она оставляет около 30 млрд рублей.
Для сравнения, вантовый мост федеральному бюджету обошелся в 6 млрд рублей. Не будет ли более разумным финансировать сегодня строительство новых мостов, развязок, путепроводов?

Заместитель генерального директора НИПИ ТРТИ Елена Ногова:
– Мы считаем, что строительство Орловского тоннеля как раз будет способствовать разрешению напряженной транспортной ситуации. Реализация проекта даст прямой выход из районов ядра исторического центра города на кольцевую автодорогу через Пискаревский проспект и вылетные магистрали Всеволожского и Приозерского направлений.
Ввод тоннеля в эксплуатацию позволит перераспределить транспортные потоки на подходах к центру города и снизить нагрузки на существующие мосты Невы. А также повысить пропускную способность улично-дорожной сети на связи между центром и восточными районами города.
Просчитывая экономику проекта, мы принимали во внимание все аспекты этого вопроса. И в первую очередь экономию времени автомобилистов, дополнительный расход бензина в пробках, экологическую составляющую.
Кроме того, функционирование Орловского тоннеля за счет увеличения продолжительности разводки мостов в 1,3 раза повысит пропускную способность Невы для грузовых судов.
К тому же не нужно забывать, что этот проект будет реализовываться на основе концессионного соглашения с участием города и двух соконцессионеров. Из городского бюджета будет внесена треть необходимых средств.

Елена Рачкова

Из досье проекта

В июне 2008 года в рамках XII Петербургского международного экономического форума руководители Министерства экономического развития и торговли назовут победителя концессионного конкурса на строительство Орловского автодорожного тоннеля под Невой.
Будущий концессионер профинансирует 33 процента от полной сметы объекта, которая пока оценивается в 26 миллиардов рублей.
Проект строительства Орловского тоннеля будет финансироваться равными долями из бюджета Петербурга, Инвестфонда РФ и денег частного инвестора, который определится в ходе конкурса. Срок действия концессионного соглашения составит 30 лет.
Уже определены претенденты на строительство Орловского тоннеля. Поступили заявки от четырех известных европейских строительных компаний. В альянсе с одной из них выступит «Базовый элемент», эта же компания связана и с двумя другими претендентами.

Другие материалы по теме