жк днепропетровская 37 студия 3.3

Актуальное

Когда платит государство. Специфика проектов, финансируемых из федерального бюджета

Управление проектами по строительству и реконструкции, финансируемыми из федерального бюджета, обладает рядом специфических особенностей.
Это отличает их от проектов, реализуемых за счет частных инвесторов.

С конца 90-х годов функции заказчика, как правило, выполняли городские структуры. Даже по объектам, финансируемым из федерального бюджета. Когда объем работ существенно возрос, в том числе в связи с подготовкой к 300-летию города, началось создание специализированных государственных управляющих организаций, так называемых дирекций по строительству.
Такие дирекции были созданы при Росстрое, Министерстве культуры, Министерстве здравоохранения, при Управделами президента и при Минтрансе. Каждая из этих дирекций занималась проектами по своему направлению.

начальник отдела ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Александр Борисович Молодожников– Такая система была достаточно разумной, – считает начальник отдела ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Александр Борисович МОЛОДОЖНИКОВ. – Но сейчас ситуация меняется, политика государства направлена на то, чтобы бюджетные средства поступали напрямую пользователям учреждений.

В федеральном законе о бюджете на 2007 год появилась норма о том, что функции заказчика-застройщика по реконструкции и техническому перевооружению зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, осуществляют указанные учреждения.

В роли заказчика-застройщика должны выступать сами пользователи учреждений.
Это может быть театр, музей, медицинский центр, библиотека, вуз и т. д. Именно им предстоит подготовить документацию и осуществить управление строительными проектами, стоимость которых может составлять миллионы и миллиарды рублей.
Для выполнения этих функций нужны специалисты. Например, в театре в лучшем случае мы видим пару человек из службы эксплуатации, которые смогут заниматься ремонтом, и то не капитальным.

Сейчас принят трехлетний бюджет на 2008–2010 гг., который несколько смягчил позиции по данному вопросу. В законе прописано, что порядок осуществления бюджетных инвестиций определяется правительством РФ. Таким образом, в случае необходимости правительство может изменить порядок, не нарушая законодательства. (Это, кстати, и произошло с таким объектом, как ГМЗ «Ораниенбаум».)

Предпроектная подготовка

– Учитывая значительный рост бюджетного финансирования объектов социально-культурной сферы, указанная деятельность может представлять достаточно серьезный интерес для частных компаний, специализирующихся на управлении проектами, – утверждает Молодожников. – Считаю, что в этих случаях представляется целесообразным привлекать профессиональные управляющие компании уже на начальной стадии подготовки проекта. Ведь что такое стадия подготовки? Это выпуск постановления правительства для того, чтобы получить бюджетное финансирование.
На уровне города этот вопрос решается достаточно просто. У профильных комитетов есть бюджетная строка, предусматривающая финансирование проектно-изыскательских работ.
В федеральном бюджете такой строчки нет. То есть театр должен выбить в составе сметы на свое текущее содержание какие-то средства на подготовку документации, подготовить проект решения правительства РФ. Для этого необходимо собрать полный перечень исходно-разрешительной документации.
Это и правовая документация, и градостроительная (градостроительные планы, технические условия и пр.), требования по технико-экономическому обоснованию проекта, расчет финансирования на весь запрашиваемый срок реализации проекта. Даже профессионалу, чтобы подготовить весь пакет документов, понадобится не менее года независимо от объема проекта.

Порядок финансирования

Здание Сената и Синода– Как строится процедура и кто ее «локомотив»?
– Подготовив исходно-разрешительную документацию, пользователь должен провести проект через Министерство экономики, Минфин, Минрегионразвития, через Бюджетную комиссию правительства РФ и добиться включения его в бюджет на следующий год.
Кроме того, согласно Бюджетному кодексу для открытия федерального финансирования необходимо заключение об экономической эффективности проекта. А порядок определения экономической эффективности должно устанавливать Правительство РФ, чего пока не сделано. Только в постановлении об экспертизе проектов есть сноска, что до утверждения порядка заключение госэкспертизы о соответствии сводного сметного расчета нормам может быть приравнено к заключению экспертизы об экономической эффективности проекта.

Сам порядок финансирования работ и услуг за счет бюджета, особенно на подготовительном этапе, накладывает на заказчика жесткие ограничения с точки зрения требований к проведению конкурсных процедур, казначейской системы финансирования.

Естественно, по закону о госзакупках привлечение к работе над проектом подрядчиков, поставщиков, управляющих компаний должно осуществляться на конкурсной основе.
Большой проблемой может стать получение любой справки, заключение договора со стопроцентной предоплатой и т. п. Бывает, что вопрос упирается в какие-нибудь 5–6 тыс. рублей, которые просто невозможно заплатить, провести через казначейство.
Потянуть такую работу большинство пользователей объекта (театр, библиотека, музей) не в состоянии. У них для того нет ни технических, ни кадровых возможностей.
Когда решен вопрос с получением федерального финансирования, начинается следующий этап – реализация самого строительного проекта.

Весь комплекс услуг

– Как оптимально выстроить взаимодействие между участниками проекта в таком случае?
– Если заказчиком нового проекта будет выступать пользователь объекта, то оптимальным вариантом будет привлечение к работе управляющих компаний с заключением государственных контрактов на весь комплекс услуг. Это контракт на подготовку разрешительной и проектно-сметной документации для включения объекта в перечень строек для государственных нужд и открытия финансирования из федерального бюджета, а затем на управление проектом на стадии проектирования и строительства.

Все было бы просто, если бы не одно «но». Сколько стоит эта услуга? На федеральном уровне вопрос о том, сколько можно заплатить управляющей компании, не урегулирован законодательством. Ранее по нормам Госстроя услуги технического заказчика составляли от 0,7 до 1,5% от сметы строительства. Сегодня эти нормы определяются каждый раз в индивидуальном порядке.
После завершения тех проектов, которые в настоящее время ведут дирекции по строительству, скорей всего будут приняты решения о ликвидации этих организаций. Таким образом, в перспективе мы видим здесь широкое поле деятельности для частных управляющих компаний.

Записала Наталья Соколова

Кстати

Наглядным примером изменений в сфере управления проектами, финансируемыми из федерального бюджета, является ГМЗ «Ораниенбаум». С 2008 года в перечне строек для государственных нужд, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 29.12.07 № 1965-р, в качестве заказчика реставрационых работ в Ораниенбауме указан пользователь объекта – ФГУК «ГМЗ «Петергоф».
Однако пользователь неоднократно утверждал, что не готов принять функции заказчика, так как не имеет кадровых и технических возможностей для их выполнения. Поэтому было выдвинуто предложение, согласованное с ГМЗ «Петергоф» и поддержанное Роскультурой, губернатором Петербурга, полпредом президента России, администрацией президента, о закреплении функций заказчика за ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству и реконструкции».  
15 июля 2008 года Правительством РФ функции государственного заказчика работ по восстановлению ГМЗ «Ораниенбаум» закреплены за ФГУ «СЗД». Это решение позволило дирекции продолжить работу над программой восстановления ГМЗ «Ораниенбаум», реализация которой начата в 2004 году.

Другие материалы по теме

X