Актуальное

Автокластер. «Тойота» стартовала первой

Условия глобализации, которая охватила весь мир, игнорируют традиционное деление экономики на сектора и отрасли. На первое место выходит кластерный подход.

автозавод «Тойота» в ШушарахОн, как показывает мировая практика, не только служит средством достижения целей промышленной политики (повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и пр.). Но является и мощным инструментом для стимулирования регионального развития.
Toyota первой из зарубежных автогигантов приняла решение о строительстве своего завода в Петербурге еще в 2005 г. Планировалось вложить 115 млн долл. Открытие производства намечено на конец декабря 2007 г. в Шушарах. Известна и марка автомобиля на конвейере этой фирмы – Toyota Camry.
Напрасно журналисты ожидали бурного потока новостей с этой необычной новостройки. И, по сути дела, самой большой сенсацией была закладка первого камня в фундамент будущего предприятия.

Конечно, не было секрета в том, что территория завода составит 224 га. Но на первой очереди предстояло задействовать только около 50 га. Ясно было, что на угодьях бывшего совхоза «Шушары» неважные грунты, а порою требовалась выторфовка и замена их.
Словом, дела на отведенной территории шли, и о них периодически сообщали на регулярных и компактных пресс-конференциях. Поэтому любопытные хорошо знали руководителя петербургского представительства Toyota Motor Corp Ичиро ЧИБО. С его слов нам своевременно поведали, что ООО «Тойота Мануфакчуринг Россия» в полном соответствии с графиком завершило строительство здания завода и ведет установку технологического оборудования.
Но самым главным событием еще в начале сотрудничества властей города и руководства стройки стало введение нашего японского партнера в статус стратегического инвестора. Столь высокий ранг означал не только предоставление будущим автостроителям определенных льгот.
В соответствии с ними налог на прибыль в течение первых 5 лет работы снижен для предприятия с 24 до 20 процентов. А налог на имущество в течение тех же лет равен нулю. Подобные преференции, кажется, впервые предоставлялись зарубежной фирме.

Ей, учитывая специфику нашей страны, города и конкретной местности, Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга выделялся в помощь квалифицированный и достаточно высокопоставленный сотрудник. Среди его основных обязанностей – регулярная работа на месте строительства. А также выявление текущих и потенциальных проблем. И совместный с японской стороной поиск путей к их разрешению.

Этот же чиновник выдавал выверенную информацию о ходе работ на строительстве завода, помогая таким образом и журналистам.
Затем сообщалось, что на заводе будет производиться новая Toyota Camry с двигателями объемом 2,4 л с автоматическими или механическими коробками передач и двигателями в 3,5 л с АКПП. Поначалу в год намечено выпускать 20 тыс. машин. А когда введут дополнительную смену – и все 50 тыс.
Такой высокий темп работ и их опять же высокое качество зависели и оттого, что в строительстве завода Toyota в Петербурге участвовало авторитетное учреждение – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). А он занимается лишь объектами крупными, риски в которых минимальны.
Что и подтвердил уже известный нам Ичиро Чибо. А он в мае прошлого года утверждал: первые тестовые машины будут собраны на заводе в сентябре-октябре 2007 г. И предсказал, что объем выпуска Toyota Camry в 2008 г. достигнет 16 тыс. штук.

Надо ли напоминать, что в полном соответствии с планом сборочный завод Toyota уже функционирует в Петербурге. И машины с конвейера пошли потоком. Что позволило японской стороне заявить: компания планирует отгружать их как российским, так и зарубежным дилерам. Эта пунктуальность, полное соответствие слова и дела, похоже, является главным ноу-хау японских автомобилестроителей.
Toyota все 2,5 года работала по правительственному постановлению № 166. Она уже способна осуществлять сборку, сварку и окраску автомашин. Для этого есть конвейер, сварочный цех, проведены подъездные пути, обустроена парковка. Имеется склад готовой продукции на 2000 автомобилей. А скоро появится и станция метро. Оно необходимо нашим землякам, ибо на заводе среди сотрудников всего 10 японцев, а остальные – российские граждане.
Сейчас самое время внимательно рассматривать новые заявления японской стороны. А они все яснее обозначают ближайшую и отдаленную перспективы предприятия. Следует вспомнить, что пока Toyota использовала всего 50 га из предоставленных 224 гектаров. Что же будет располагаться на остальной территории?

Toyota всерьез рассматривает возможность организации в Шушарах штамповочного производства и выпуска пластиковых деталей. Фирма детально изучает предложения по изготовлению комплектующих других компаний – отечественных и зарубежных. Такой выбор диктует кластерный подход к нарастающему производству машин. Ведь на церемонии открытия было обещано: как полагает президент «Тойота Мотор Корпорейшн» Кацуаки Ватанабе, здесь станут выпускать 200–300 тысяч автомобилей в год.

Другие материалы по теме