Актуальное

Запуск завода состоится в ноябре

Стало уже привычным, что в дни проведения ежегодного Петербургского экономического форума, а бывают они в июне, стало традицией закладывать первый камень на строительстве очередного зарубежного автозавода. В июне 2006 г. наступила очередь американского автогиганта GENERAL MOTORS.

GENERAL MOTORS в ШушарахНо как-то неловко выстраивать в очередь этот концерн, который в нынешнем году отмечает свое столетие. И все-таки в Шушарах его представители появились вторыми – после «Тойота Мотор Корпорейшн». Поэтому и участок ему выделен поменьше – в Санкт-Петербурге уже не было в запасе очередных двух сотен гектаров.
А в остальном правительство Петербурга действовало по уже отработанной схеме. Сначала оно заключило соглашение с американским автомобильным концерном General Motors. Речь в нем шла о строительстве в Шушарах сборочного производства фирмы.
Правда, подписание соглашения состоялось не в городе на Неве, а в Первопрестольной. Там договор завизировали губернатор В. Матвиенко и вице-президент концерна General Motors Карл-Питер Форстер. Следом правительство города одобрило постановление «О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга – строительстве завода по производству автомобилей компании «Дженерал Моторз Корпорейшн». Присвоение GM статуса стратегического инвестора гарантировало ему определенные льготы. (О них уже сообщалось в первом материале подборки по автозаводам в Шушарах.)
Оснований для того, чтобы сделать GM стратегическим инвестором предостаточно. Но главное – готовность инвестировать в строительство на территории города объекта ценой не менее 3 млрд руб. Чему вполне соответствовал объем кредита, который готов был предоставить GM на строительство автосборочного предприятия в пригороде Шушары объемом 150 млн долл. Европейский банк реконструкции и развития. Сам ЕББР собирался выдать до 50 млн долл. А еще 100 млн долл. должны синдицировать коммерческие банки.
Интересное совпадение, которое вернее было бы характеризовать как закономерность – ЕБРР охотно сотрудничает с теми автопроизводителями, которые размещают свои производства в пригороде Петербурга – Шушарах.

Интересно, что в самой закладке первого камня, помимо губернатора В. Матвиенко и председателя корпорации «Дженерал Моторз» Карла-Питера Форстера, принял участие тогда первый вице-премьер правительства, а ныне Президент РФ Д. Медведев.
В те дни было торжественно заявлено, что завод сдадут в эксплуатацию в ноябре 2008 г. Начальная его мощность должна была составлять до 25 тыс. автомобилей в год.

Сейчас уже можно с уверенностью сказать: сроки пуска производства американцы наверняка выдержат. Скорее всего, на конвейер будут поставлены, как и сулили 2 года назад, машины марок Chevrolet Captiva и Opel Astra. Во всяком случае, их сборка из комплектов, поставляемых из Германии, уже репетировалась на берегах Невы. Одновременно шло обучение персонала завода. Ведь вопрос подготовки кадров – один из главных при освоении производства, поскольку в Шушарах уже на первых порах будут работать около 900 человек.

Но целый ряд предварительно оглашенных показателей претерпел существенные изменения. И практически все – в сторону увеличения. Так, первоначально планировалось выпустить 25 тыс. автомобилей в год. Потом в планах появился более солидный показатель – до 70 тыс. автомобилей. При этом существенно возрастала и сумма инвестиций. И, возможно, они увеличатся до $300 млн.
Были и предположения другого рода. О них в свое время сообщил журналистам президент GM в Европе Карл Питер Форстер. Оказалось, что американский автомобильный концерн GM выбирал вариант своего расширения. Альтернатив было две. Либо построить второй завод в России, либо увеличить мощности уже почти готового автозавода в Шушарах до 75 тыс. автомашин в год с дальнейшим его расширением.
Наилучшим комментарием к такому выбору могут быть слова самого Форстера, которые приводит его пресс-служба.
– Россия является нашим крупнейшим рынком для автомобилей Chevrolet в Европе. Спрос продолжает расти, и, когда завод в Шушарах запустят в 2008 г., мы будем в еще более выгодном положении для того, чтобы удовлетворить потребности рынка, – уверен топ-менеджер GM в Европе.

Но, может быть, за рамками этого комментария осталось еще одно знаковое событие, которое целый ряд мировых СМИ публиковал под заголовком: «GM устоял под натиском Тоyota». Оказывается, по итогам минувшего года японская автомобилестроительная компания Toyota Motor Corp. признала, что ей не удалось сместить с первой строчки по сбыту американского автогиганта General Motors Corp.(цитируем сообщение РИА «Новости»).
А вдруг для сохранения статус-кво или укрепления своего лидерства GM и решила расширить свои позиции в Шушарах?
Но дело тут не только в статистике.
А в том, что концерн планировал довести уровень локализации своего производства в Петербурге до 30 процентов не ранее чем к 2010 г. И до наступления этого срока практически все комплектующие для сборки ему приходилось бы поставлять со своих производств в Европе.
Теперь у него появилась возможность срок этот приблизить. А объем локализации – увеличить. Но об этом – в конце подборки.

Другие материалы по теме