Актуальное

От центра до Шушар. Реанимировано строительство Фрунзенского радиуса метрополитена

Распоряжение правительства Петербурга от 29.12.2006 № 196 возвело работы на Фрунзенском радиусе метро в ранг первостепенных. Был разработан перечень мероприятий для осуществления строительства Фрунзенского радиуса метрополитена от станции «Садовая» до станции «Международная».

Ориентировочные сроки завершения комплекса работ:
2009 год – вестибюль ст. «Звенигородская» с наклонным ходом;
2010 год – от ст. «Волковская» до ст. «Международная», с вводом в эксплуатацию станций «Обводный канал», «Бухарестская» и «Международная» в полном объеме;
2011 год – вестибюль ст. «Спасская» с наклонным ходом;
2012 год – ввод в эксплуатацию продолжения Фрунзенского радиуса за ст. «Международная» с электродепо «Южное». И с вводом четырех станций: «Проспект Славы», «Дунайский проспект», «Балканская», «Южная».

История стройки

станция метро «Волковская»Строительство Фрунзенского радиуса началось в 1990 г. Всего в проекте планировался ввод 6 станций. Но в 1995 г. из-за отсутствия финансирования было остановлено. Работы возобновились в 2004 г. А в конце 2006 г. последовало распоряжение правительства Петербурга от 29.12.2006 № 196.
Осенью 2007 г. была закончена прогонка станционных тоннелей на 3 станциях Фрунзенского радиуса – «Волковской», «Площадь Мира-2» и «Обводный канал».
К тому времени был утвержден архитектурный облик подземных вестибюлей всех 3 станций и станции «Звенигородская». Не оставалось сомнений, что до января 2008 г. на этой линии завершат все горно-капитальные работы и начнут монтаж оборудования.

Не было вопросов и по финансовому обеспечению проекта. По словам руководителя ОАО «Метрострой» В. АЛЕКСАНДРОВА, в 2007 г. предприятие заключило контрактов с подрядчиками для строительства Фрунзенской линии на сумму 6400 млн руб. И глава компании отметил, что оставшиеся средства – 1 млрд руб. – позволят выполнить весь объем работ за сентябрь – декабрь 2007 г.

Тогда же руководство города решило: первую очередь Фрунзенского радиуса метро запустят 1 декабря 2008 г.

В конце июля с. г. губернатор В. МАТВИЕНКО провела плановый объезд строящихся объектов метрополитена. Она отметила, что лично контролирует ситуацию со строительством станций и линий метро:
– На сегодняшний день работа идет по графику. Проблемы есть, но они носят текущий характер и решаются в рабочем порядке.
Губернатор подчеркнула, что продолжает добиваться увеличения доли федерального финансирования строительства объектов метрополитена до 50%.

Осенью 2008 г. на станции «Волковская» завершилось строительство наземного вестибюля. «Метрострой» передал прилегающую к станции территорию для благоустройства. К этому моменту Комитет по транспорту разработал и согласовал график движения социального и коммерческого транспорта около метро.

Особенности первой очереди

В декабре 2008 открываются сразу три станции метрополитена, чего не случалось в Санкт-Петербурге долгие годы. Однако пока станции «Спасская» и «Звенигородская» будут запущены без вестибюльных комплексов и наклонных ходов. Для попадания на станцию «Спасская» придется пользоваться переходом на станциях «Садовая» и «Сенная площадь». А на станции «Звенигородская» – переходом от метро «Пушкинская».
«Спасская» – конечная станция Правобережной линии. На ней монтируют пересадочные эскалаторы на переходах к станциям «Сенная площадь» и «Садовая».
Станция «Обводный канал» сооружается в основных подземных конструкциях, без ввода в эксплуатацию, на проход. А на месте будущего надземного вестибюля этой станции в 2009 г. начнется строительство здания общественно-делового центра, на первом этаже которого будет вход в метро.

Корректировка программы

Станция «Обводный канал»Можно ли разработать детальный график строительства и ввода новых станций и линий метро – актуальный вопрос для города.
Концепция развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в городе на период до 2020 г. была утверждена на заседании правительства Санкт-Петербурга в январе 2008 г.
В полном соответствии с ней и ведется строительство Фрунзенского радиуса, пусть и с некоторыми отклонениями от комплексной сдачи станций.
Правительством города в рамках этого документа предусмотрены щедрые ассигнования, расписанные по адресам новых линий и станций метрополитена, по срокам их введения в эксплуатацию.
В программе указывается, что, по данным на 1 января 2008 г., эксплуатационная длина линий петербургского метрополитена составила 105,6 км. На ветках подземки города расположено 60 станций и 6 депо. Это с одной стороны. А с другой – по одобренной властями города концепции, до 2020 г. в Петербурге планируется ввести в строй 41 новую станцию метрополитена, построить около 70 км линий метро и 5 электродепо.

Начиная с 2009 г. правительство Петербурга было намерено ежегодно инвестировать 12–15 млрд руб. в строительство станций Фрунзенского радиуса, а также в ремонт и модернизацию действующих станций.
Как заявила журналистам В. Матвиенко, Смольный постарается ежегодно увеличивать объемы финансирования этих проектов.
Намерения были хороши. Особенно если бы городские власти смогли добиться от федерального бюджета финансирования питерской подземки в соотношении 50 на 50, взамен нынешнего 20 на 80.
Однако начавшийся финансовый кризис вызвал заметные изменения в бюджете города на 2009 г. Согласно поправке В. Матвиенко ко второму чтению проекта бюджета Петербурга на 2009 г. и на плановый период на 2010–2011 гг., уже предлагается сократить финансирование строительства Фрунзенского радиуса метрополитена на 999 648 тыс. руб.
В частности, предполагается снижение финансирования строительства ветки от ст. «Садовая» до ст. «Улица Белы Куна» на 899,648 млн руб. А также строительства продолжения Фрунзенского радиуса за ст. «Международная» с электродепо «Южное» – на 100 млн руб.
Недавно спикер ЗакС В. ТЮЛЬПАНОВ выражал уверенность в том, что секвестр «ни в коем случае не коснется программы по строительству Фрунзенского радиуса метрополитена». Однако это произошло. И это первое следствие неясной финансовой перспективы.

Исключение из правил

Сегодня трудно заглянуть в будущее даже на год вперед. Но такую попытку всё же сделал ГУП «Петербургский метрополитен». Недавно его глава В. ГАРЮГИН заявил, что за счет собственных и привлеченных средств ГУП построит многофункциональный комплекс, совмещенный с вестибюлем новой станции метро «Волковская».
В октябре 2008 г. на совещании в Комитете по строительству было решено предоставлять земельные участки, предназначенные для строительства станций метрополитена, государственному унитарному предприятию в аренду на 49 лет.
В соответствии с предпроектными проработками комплекс расположится вплотную к наземному вестибюлю метро, и сооружения составят единый архитектурный ансамбль. С юга к нему примыкает железная дорога с проектируемой железнодорожной станцией. А с востока с участком будет соседствовать автобусное кольцо.
В состав комплекса войдет торговая зона (магазины промышленных товаров), объекты общественного питания и досуговый комплекс. На прилегающей к зданию территории предусматривается организация двух стоянок для гостевого автотранспорта на 61 место. Инвестор перечислит в бюджет города 53,4 млн руб. На строительство здания в соответствии с нормативами отводится 29 месяцев.

Несмотря на кризис, ГУП «Петербургский метрополитен» по-прежнему планирует осуществить строительство новых наземных вестибюлей метро Фрунзенского радиуса («Звенигородская», «Обводный канал», «Волковская», «Бухарестская», «Международная»), а также реконструкцию некоторых вестибюлей существующих станций. И сделать это с экономией для бюджета Петербурга.
Напомним, что строительство и реконструкция объектов недвижимости будет осуществляться с привлечением средств инвесторов. Создание подобных комплексов со встроенными вестибюлями станций метро можно дополнить иными объектами транспортной инфраструктуры. Так, администрация Фрунзенского района уже попросила проектировщиков предусмотреть организацию крытых остановок городского пассажирского транспорта рядом со станцией метро.

Валентин Воронов

343 600 млн руб. (82,7% от общего объема) будет направлено на строительно-монтажные работы;
43 500 млн руб. (10,5%) предстоит потратить на приобретение новых вагонов метрополитена;
14 300 млн руб. (3,4%) затрачивается на проектно-изыскательские работы;
14 200 млн руб. (3,4%) – на реконструкцию действующих объектов подземки.

Другие материалы по теме