Актуальное

Отражаясь под землей. Памятник промышленному Петербургу

Петербуржцам всегда были свойственны как доброжелательная интеллигентность, так и любовь к своему городу, его историии судьбе. Недаром одна из традиций Петербургского метрополитена – создание станций-памятников ярким историческим событиям, личностям, эпохам.

станция метрополитена «Обводный канал» (вестибюль)Именно такой стала новая станция метрополитена «Обводный канал». В основу концепции архитектурного оформления ее подземного вестибюля положена тема самобытности Обводного канала, который является не только гидротехническим сооружением и транспортной магистралью, но и художественным образом, занимающим в культуре города знаковое место.
По мнению директора и главного архитектора Санкт-Петербургского отделения ГипроНИИ РАН Бориса Александровича Подольского, сложившаяся здесь к настоящему времени городская среда носит ярко выраженный индивидуальный характер. Без Обводного канала представление о Северной столице было бы неполным.

– Борис Александрович, кому принадлежала идея решить станцию в духе промышленной архитектуры Петербурга?
– Архитекторам нашего института: О. В. Полуян, П. В. Малмалаеву и мне. Петербург изначально строился не только как имперский город с парадно-официальной патетикой, но и как промышленный центр с хозяйственными окраинами. Эти образы всегда были неразрывно связаны друг с другом и составляли единое целое, в равной мере влияя на характер развития столицы Российской империи.
Именно на Обводном канале сохранилась совершенно уникальная в архитектурном отношении промышленная зона, сформированная выдающимися архитекторами конца XIX – начала XX веков.
Мосты, подпорные стенки, здания, стоящие вдоль его набережных, представляют значительный интерес в историко-архитектурном отношении. Кроме того, здесь до сих пор бьется рабочее сердце города. К сожалению, сегодня приходится констатировать тот факт, что большая часть этого богатства безвозвратно уходит, через несколько лет от нее останутся лишь воспоминания. Поэтому в процессе разработки концепции архитектурного оформления станции «Обводный канал» было решено создать уникальный памятник промышленному Петербургу.

станция метрополитена «Обводный канал»– Почти два столетия заводы, фабрики, мосты и церкви отражаются в воде Обводного канала, формируя особую атмосферу и образный ряд этой части города. Каким образом удалось передать это настроение в интерьере станции метро?
– Станция решена в духе стилизации под промышленную архитектуру. Композиция строится на ритме металлических арок и системе декоративных видовых панорам на тему старой промышленной архитектуры Обводного канала. Стены между металлическими арками до карниза облицовываются светлым полированным мрамором Коелга с горизонтальной расшивкой полосами черного габбро-диабаза из карьеров Карелии. Для облицовки полов применен серый гранит.
Вдоль станционных залов закреплены карнизы из композитных материалов, имитирующих металл, в которых размещаются лампы для подсветки потолка отраженным светом. На специальных металлических конструкциях в едином архитектурном решении с арками подвешиваются эффектные светильники. Вся станция проникнута идеей современного восприятия старинной промышленной архитектуры города.
Но основным элементом декора, конечно, являются огромные видовые панно, изображающие панораму промышленной застройки Обводного канала.

– При их изготовлении используется авторская технология?
– Да, мы разработали ее совместно с Александром Яковлевичем Гординым – талантливым петербургским художником, имеющим большой опыт работы со стеклом и металлом. Два панно длиной по 150 м вдоль путевых тоннелей, а также панно в торцах подземного вестибюля и перехода от эскалаторного хода выполняются методом компьютерной графики с использованием специальной художественной пленки и триплекса или каленого стекла. Будет сформирован своеобразный стеклопакет, обладающий антиударными свойствами. Благодаря применению современного композитного материала в качестве его основания исключается эффект бликования, и панно будут смотреться как большие панорамные фотографии. Естественно, наличие панорамных видов вдоль путевых тоннелей исключает размещение рекламных щитов. Я считаю это большой победой, потому что сегодня самобытность большинства станций петербургского метрополитена, к сожалению, в буквальном смысле этого слова заклеена безвкусной и пестрой рекламой.

станция метрополитена «Обводный канал»– Легко ли было найти понимание со стороны заказчика?
– Судьба любого архитектурного произведения зависит не только от архитектора, но и от заказчика. В данном случае нам повезло, руководство ГУП «Петербургский метрополитен» с пониманием отнеслось к проекту и одобрило предложенную нами архитектурную концепцию. Это радует, потому что среди современных заказчиков очень редко можно встретить неравнодушных людей, нацеленных на воплощение некой идеи. Большинство хочет получить финансовую выгоду, не заботясь об эстетических и культурных аспектах своей деятельности. Нужно помнить, что неповторимая архитектура Петербурга создавалась не только талантом великих архитекторов, но и стараниями великих заказчиков – царствующих особ, получивших блестящее образование и понимающих толк в зодчестве. За работой архитектора следили, ее финансировали и контролировали. Без этого не было бы ни Эрмитажа, ни Исаакиевского собора, ни стрелки Васильевского острова. В современной России, к сожалению, пока не сформирован класс заказчиков. Часто приходится сталкиваться с купеческими выходками, с погоней за легкой прибылью путем удешевления проекта.

– ГипроНИИ РАН работал над самыми разными проектами. Станцию метрополитена пришлось делать впервые?
– Изначально институт был создан в структуре РАН и являлся ее головной проектной и научно-исследовательской организацией, выполнявшей проектирование различных объектов: от атомных реакторов до жилых комплексов.
Обладая таким опытом, мы легко вписались в рыночную экономику и сегодня работаем для любых заказчиков.
Что касается сотрудничества с ГУП «Петербургский метрополитен», то архитектурное проектирование станции «Маяковская» выполнено нашим институтом. Правда, было это очень давно, поэтому можно сказать, что на «Обводном канале» мы приобрели совершенно новый опыт. Хотя есть и общие моменты. Так, для заказчика приоритетным является удобство эксплуатации станции, и это необходимо учитывать при архитектурном проектировании.

– Сложно ли автору следить за тем, как воплощается его идея?
– В нашем деле большую роль играют отдельные детали. Строителям обычно свойственно несколько упрощать процесс, поэтому авторский контроль проводится очень строго. Много зависит и от заказчика, со стороны которого мы, к счастью, находим понимание. Например, для облицовки стен применен итальянский мрамор, а не отечественный, потому что он более нарядный и долговечный. Это несколько дороже, но станция смотрится совершенно иначе: торжественно и легко воспринимается ее промышленный образ. С этой же целью металлические арки, служащие архитектурным элементом подземного вестибюля, выполнялись на заводе «Метромаш» особенно тщательно, выверенно и аккуратно. В противном случае они смотрелись бы, мягко говоря, не эстетично.
Основная сложность была в том, что нам пришлось вписывать архитектурную концепцию в тоннель, созданный десятилетия назад. Начинать с нуля всегда проще, ведь у архитектора появляется больше возможностей для воплощения идей.

– Архитектурное проектирование наземного вестибюля и 7-этажного многофункционального комплекса, в котором он будет расположен, тоже поручено ГипроНИИ РАН. На каком этапе находится эта работа?
– Проектирование только начато. Концепция подземной части сохранится и в наземном вестибюле, и в оформлении эскалаторных спусков. Всё вместе должно быть выполнено в единой гамме. Самое трудное в работе архитектора – найти идею. Этот этап пройден, теперь нужно воплотить ее так, чтобы станция внушала петербуржцам только положительные эмоции: гордость за свой город, восхищение им. Тогда она действительно станет памятником.

Беседовала Елена Никитченко

ФГУП СПбО ГИПРОНИИ РАН
СПб., Б. Морская ул., 49
Тел./факс 315-5202

Другие материалы по теме