жк Днепропетровская 37 студия 3,9

Актуальное

Подземная выставка будет вечной. Художественное оформление новых станций

Петербургское метро представляет собой уникальное сочетание современных транспортных технологий и неповторимого архитектурно-художественного ансамбля станций. Это целые подземные дворцы, украшенные произведениями ведущих художников и скульпторов своего времени.

О том, как будут выглядеть станции «Спасская», «Звенигородская» и «Волковская», беседуем с руководителем мозаичной мастерской академиком Российской академии художеств известным художником Александром Быстровым.

Александр Быстров
Александр Быстров
Руководитель компании ООО «Смальта Мозаика» Егор Быстров (в центре) со своим коллективом
Руководитель компании ООО «Смальта Мозаика»

Егор Быстров (в центре) со своим коллективом

– Мозаичная мастерская при Академии художеств имеет свою давнюю историю. Она была образована еще в 1848 году для выполнения мозаик Исаакиевского собора.
В разные периоды в ней творили известные художники, такие как Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин… С появлением в 1930-х годах московского метрополитена мастерская стала выполнять работы по украшению его станций. Даже во время войны не прекращался набор мозаичных панно, которые по Дороге жизни из блокадного Ленинграда переправляли в Москву. Но жизнь меняется. И сегодня приятно осознавать, что, несмотря на различные политические коллизии, происходящие в нашем государстве, мозаики и панно продолжают создаваться.

Станция «Звенигородская». Архитектор Н. В. Ромашкин-Тиманов
Станция «Звенигородская».
Архитектор Н. В. Ромашкин-Тиманов
Станция «Спасская». Архитектор Е. М. Раппопорт. Панно – художники И. Г. Уралов, Н. П. Фомин, С. Н. Репин
Станция «Спасская». Архитектор Е. М. Раппопорт.
Панно – художники И. Г. Уралов, Н. П. Фомин, С. Н. Репин

– Александр Кирович, насколько нам известно, сегодня художники и мастера объединились в составе ООО «Смальта Мозаика»…
– Совершенно верно. Руководителем компании является мой сын Егор Быстров.

Мне приятно наблюдать, как на смену нашему поколению приходит амбициозная молодежь со своими новыми идеями. Это не может не радовать. Они более мобильны, более конструктивны в принятии решений, быстро осваивают новые технологии по изготовлению мозаичных панно. Всё это позволяет успешно решать проблемы, связанные со специфическими особенностями строительства петербургского метрополитена, который недавно отметил полувековой юбилей. А благодаря тому, что была принята городская программа по вводу новых станций метро, мы получили замечательную возможность участвовать в этом грандиозном по своим масштабам проекте.

Вестибюль станции « Волковская». Архитектор Н. В. Ромашкин-Тиманов. Витраж «Тройка» – художники А. К. Быстров, Е. А. Быстров– Какие работы своего коллектива по оформлению нашего метро вы считаете наиболее значимыми?
– Мозаичное панно «Олимпийский огонь», «Бег» и медальоны для ст. «Спортивная». Мозаичные панно «Авиаторы», «Полет на шаре» для ст. «Комендантский проспект», «Ледовое побоище» для ст. «Площадь Александра Невского 2», витражи для станции «Парнас».

– Петербуржцы с нетерпением ждут открытия Фрунзенского радиуса. Какими предстанут перед горожанами новые станции?
– Все они выполнены в лучших традициях Петербургского метрополитена.
На новых станциях мы применили три вида монументального искусства: витраж, мозаика из смальты, флорентийская мозаика из натурального камня. По замыслу архитекторов и художников каждая из них должна нести свою смысловую нагрузку и эмоциональный заряд.

увеличить– Расскажите, пожалуйста, о художественном замысле, воплощенном в убранстве каждой из этих станций.
– «Звенигородская» расположена там, где раньше находился Семеновский плац. Поэтому и художественное решение этой станции посвящено Семеновскому полку – одному из двух гвардейских полков, созданных Петром Первым. На мозаичном панно запечатлены солдаты во главе с Петром Великим, фельдмаршалом Шереметевым, генералом Голицыным, а также атрибуты, свойственные легендарной петровской эпохе.
«Спасскую» украсит мозаика из камня – символичное панно с образами декора городских фасадов, колонн, сводов арок. Стиль станции получился очень светлый, легкий. Место, где расположен вестибюль станции «Волковская», долгое время было городской окраиной. В XIX веке там располагалась Волкова деревня. Поэтому и возникла идея запечатлеть элемент жизни той эпохи – тройку запряженных лошадей, которая несется по зимнему лесу, а на нее пытаются наброситься волки. Витраж вестибюля большого размера весьма символичен.
Внизу на станции есть еще два панно, в котором мы использовали технику флорентийской мозаики из натуральных материалов – гранита и мрамора. Контрастная картина: на белом фоне изображен орнамент из деревьев и домиков. Тихо крадется кот, сидит сова. Такая вот лирическая нотка восприятия мира. На втором панно – медленно течет река Волковка.

Станция «Волковская». Архитекторы Д. А. Бойцов , А. С. Константинов. Панно – художники А. К. Быстров, Е. А. Быстров Станция «Волковская». Архитекторы Д. А. Бойцов , А. С. Константинов. Панно – художники А. К. Быстров, Е. А. Быстров

– Петербуржцы убеждены, что наше метро самое красивое. Вы как специалист согласны с этим?
– Если сравнивать петербургское метро, например, с московским, то столичное, конечно, развивается более динамично, и тому есть объективные причины. Но по красоте нашему питерскому метро нет равных. За рубежом подземка какая-то обезличенная, с упрощенным дизайном. Мне кажется, что она достойна большего.
Мы стараемся, чтобы жители нашего города гордились своим метрополитеном, видели,что архитектурные традиции продолжают жить. Для нас, авторов художественного оформления станций, они представляют собой вечную выставку наших работ, поэтому мы чувствуем большую ответственность перед горожанами и гостями Санкт-Петербурга.

199155, СПб., Уральская ул., д. 17, лит. Е
Тел./факс: (812) 305-3913, 350-6695
E-mail: [email protected]

Другие материалы по теме

X