Актуальное

Кто заплатит за проезд?. Платные дороги в России узаконены

В конце минувшего года в России принят долгожданный закон «Об автомобильных дорогах…».

Главное нововведение, прописанное этим документом, – создание сети платных магистралей.

Механизма использования автомобильных дорог на платной основе в России пока не было. Между тем прецеденты их появления – в соответствии с действующим законом о концессионных соглашениях – существуют уже сегодня. Так, в 2006 г. Правительство РФ приняло решение о заключении концессионного соглашения по Западному скоростному диаметру, Орловскому тоннелю, готовятся проекты платных дорог Москва — Санкт-Петербург на участке км 15 — км 58 и МКАД — обход Одинцова — автодорога М1 «Беларусь».

В отдельных регионах существуют и действующие платные дороги. К примеру, местные дороги в Псковской области и Барнауле, в Липецкой области — 20-километровый участок трассы М 4 – проезд стоит 20 руб.
В новом документе прописаны основные положения, главным образом регулирующие взаимоотношения государства и концессионеров. Государство рассчитывает на их участие в строительстве платных дорог. Однако чиновники признают, что привлекательными для инвесторов могут оказаться лишь федеральные или южные магистрали, а также дороги близ двух столиц. К примеру, в Воронежской области отказались от платных дорог. По словам начальника главного управления автодорог Воронежской области Егора Сисева, проект финансировался государством, но дорогами активно не пользовались, и он оказался нерентабельным.

Определен перечень условий концессионных соглашений, предусматривающих использование автомобильных дорог на платной основе.
Такими полномочиями наделен Росавтодор в отношении федеральных и неразграниченных земель. Закон также уточняет классификацию автомобильных дорог и формы собственности, перечень полномочий федерального центра и регионов в области автомобильных дорог и дорожной деятельности. Появление платной автодороги разрешается лишь в случае нового строительства или реконструкции существующих дорог.
Кроме того, законом предусмотрена возможность строительства альтернативного бесплатного проезда в процессе строительства (реконструкции) автомобильной дороги, эксплуатация которой будет осуществляться на платной основе. Это позволит в полной мере обеспечить конституционные права граждан на свободу передвижения.

Обязательным является согласование проекта решения с органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территории которых предполагается эксплуатация автомобильной дороги на платной основе.
Какой будет схема использования платной трассы? Пока на этот вопрос четко ответить не может никто. Предлагаются различные варианты: например, концессионер строит дорогу за свой счет, а потом государство постепенно выплачивает ему деньги за каждую проезжающую машину, не взимая при этом плату с водителей. Либо плату взимает сам концессионер. Для каждого конкретного проекта схема будет разрабатываться индивидуально.

Известно, что предельный размер арендной платы за землю установит правительство, а плата за проезд – прерогатива собственника трассы, но рассчитываться она будет на основе методики, предложенной правительством. Специальные же транспортные средства , такие как скорая помощь, пожарная, газовая службы, будут ездить бесплатно.
Отношение специалистов к новому закону далеко не однозначное.
Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Павел Воронин считает, что сама идея развития сети платных автодорог правильна, потому что «такая практика известна во всем мире, и она успешно себя зарекомендовала». Правда, замечает, что «для большей целесообразности платным должно быть использование только новых автодорог».
Руководитель Научно-исследовательского института транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что «…вся мировая практика платных дорог не имеет ни малейшего отношения к дорожно-транспортным проблемам, которые должны решаться в ближайшие годы в России. У нас территории, областные центры очень плохо связаны между собой. 35–40 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с внешним миром. В этих условиях говорить о платных дорогах достаточно странно».
Лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков отмечает, что на Западе платных дорог очень мало, и служат они в основном большегрузному коммерческому транспорту или туристам. «В США или Германии никто не заставляет жителей соседних городов пользоваться платной дорогой. Принятие же нашего нового закона о дорогах на деле означает, что бесплатная дорожная сеть будет заброшена».
Депутат Госдумы РФ, председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин полагает, что как экономический проект платные дороги не выживут. При этом качество их останется на прежнем уровне. Зато значительно ухудшится состояние бесплатных дорог общего пользования.

Подготовила Елена Рачкова

Другие материалы по теме