жк днепропетровская 37 2-комнатная 6.4

Укрощение стихии по сценарию «Ленгидропроекта»

«Ленгидропроект» является одной из самых авторитетных организаций в области проектирования объектов гидроэнергетики и водного хозяйства.
В 1966 году институту было доверено выполнять функцию генерального проектировщика на строительстве комплекса защитных сооружений (КЗС) нашего города от наводнений.

Сергей Николаевич КураевТехнико-экономическое обоснование и технический проект КЗС были разработаны еще в 1966-1978 годах под руководством главного инженера проекта Сергея Степановича Агалакова. С 1981 года работу над проектом возглавил Сергей Николаевич Кураев.

– Сергей Николаевич, строительство КЗС признано не только самым масштабным, но и самым длительным по времени реализации проектом последних десятилетий. Какие трудности в связи с этими факторами пришлось преодолеть проектировщикам?
– Масштабность предполагает большой объем работ, ведущихся к тому же без остановки судоходства. Поэтому «Ленгидропроект» разрабатывал технический проект совместно с 52 специализированными проектно-конструкторскими и научно-исследовательскими организациями города и страны.
Что касается «бородатости» проекта, то она стала следствием изменений в жизни страны, внесения в проект существенных уточнений. Это естественно, ведь необходимо оптимизировать строительство с учетом новых стандартов и технических возможностей.

Так, первым построенным объектом КЗС является путепровод в Лисьем Носу. Первоначально там планировалось сооружение тоннеля, но строители убедили заказчика и нас в целесообразности создания наземной магистрали.
Было решено заменить подводный автотранспортный тоннель на подъемный разводной мост и на судопропускном сооружении С-2. Хотя устройство мостов на КЗС в связи с трудностями прохождения под ними высокогабаритных судов крайне нежелательно, мы пошли на этот шаг, преследуя цель удешевления проекта, а также упрощения строительства и эксплуатации.
В процессе проектирования было принято решение об устройстве водопропускных сооружений В-2 и В-4 наплавным способом. Наплавные блоки длиной 132,2 м и шириной 51,1 и 18,3 м строились в док-шлюзе на площадке «Горская», а затем буксирами перемещались к месту монтажа. Мы понимали, что необходимости в применении именно этой технологии не было, к тому же она существенно увеличивала стоимость этих сооружений.
Но институтом в процессе работы был получен бесценный опыт, необходимый для проектирования наплавных приливных гидроэлектростанций, строительство которых является перспективным направлением развития отечественной гидроэнергетики.

строительство комплекса защитных сооружений (КЗС) ПетербургаПредусмотренные в первоначальном проекте бетонные крепления дамбы мы посчитали целесообразным заменить несортированной скальной породой, которая под воздействием волн распределяется естественным образом. Все необходимые технические решения принимались на основании серьезных исследований, проводимых на разных моделях и в разных масштабах. Бетонные крепления мы сохранили только на примыканиях к водопропускным сооружениям, поскольку они были практически достроены.

Пришлось смириться и с внесением в проект нежелательного, на наш взгляд, изменения, а именно с заменой затворов на судопропускном сооружении С-1. Первоначально там планировалось построить откатные ворота с наклонной гранью, которая на порядок снижает ледовые и волновые нагрузки. Следует иметь в виду, что определить с точностью ледовую нагрузку на гидротехническое сооружение очень сложно.
Согласно же откорректированному проекту по решению заказчика – Ленгорисполкома – в 1987 году для перекрытия пролета сооружения С-1 приняты рабочие затворы в виде сегментных плавучих батопортов с опорной рамой, на которую действуют нагрузки порядка 10 тыс. тонн. Сама идея хороша, ее даже позаимствовали и уже успели воплотить в жизнь наши коллеги из Голландии.
Но данный тип затворов проигрывает первоначальному проекту с точки зрения волновых и ледовых нагрузок. К тому же эксплуатировать такую «подводную лодку» в зимних условиях нашего региона крайне тяжело. Исходя из этого, мы отказались выполнять функцию генерального проектировщика на этом участке КЗС, передав ее автору проекта плавучих затворов – институту «ЛенморНИИпроект». Боюсь, все трудности, связанные с эксплуатацией этого типа затворов, у нас впереди.

– Можно ли сказать, что в стадии корректировки проект подвергнут радикальным изменениям?
– Нет, это не так. Все принципиальные решения, в том числе и определяющие стоимость проекта, остались прежними. Это не только длина, состав входящих в комплекс сооружений, их параметры, но и основная схема электроснабжения: три подстанции, независимое питание с любого берега. Конечно, в части электротехнических систем, систем управления, связи и безопасности потребовалась модернизация. Это естественно, ведь наука не стоит на месте. Кроме того, откорректированным проектом предусмотрена прокладка кабеля высокого напряжения по всей трассе защитных сооружений для их надежного обеспечения электроэнергией, а также для резервного электроснабжения Кронштадта.

комплекс защитных сооружений (КЗС) Петербурга– В недавнем прошлом было много споров об экологической стороне проекта. Трудно удержаться от вопроса на эту тему…
– Экологическая составляющая проекта включает в себя не только безопасность КЗС для акватории Невской губы, но и сохранение ее естественного гидрологического режима.
Это условие было обеспечено благодаря заложенным в проект грамотным техническим решениям. В настоящее время циркуляция воды осуществляется через шесть водопропускных и два судопропускных сооружения.

После завершения строительства КЗС площадь живого сечения акватории в створе сооружений уменьшится в три раза, но всё-таки будет гораздо больше, чем сумма сечений устьев Невы и всех впадающих в залив протоков.
То есть при поднятых затворах на водопропускных сооружениях водообмен между Финским заливом и Невской губой будет близким к естественному. Сохранятся пути миграции рыб, проточность и уровневый режим в огражденной акватории.
Хочу добавить, что экологическое состояние акватории зависит главным образом от объема и степени обработки сточных вод на очистных сооружениях, входящих в систему городской канализации. Это подтверждено многочисленными экологическими экспертизами последних десятилетий.

– По масштабу КЗС сопоставим только с аналогичными сооружениями в Голландии. Насколько надежно он защищает город от наводнений?
– При подготовке проекта в качестве основной задачи мы видели обеспечение безупречной защиты города на высоком техническом уровне.
В работе принимали участие около 150 сотрудников института – специалистов в разных областях гидроэнергетики и водного хозяйства.

Со времен Петра рассматривались десятки способов защиты города от наводнений, начиная с создания густой сети каналов и заканчивая двумя основными вариантами защиты – «западным» (ныне реализуемый проект) и «восточным», предусматривающим строительство КЗС в устье реки Невы по границе городской застройки с гидроузлом в среднем течении реки. Оба проекта в 60-е годы были разработаны и исследованы с одинаковой детальностью, после чего преимущество западного варианта как наиболее надежного стало очевидным.

комплекс защитных сооружений (КЗС) - панорама

Принятые в проекте расчетные уровни наводнений определены на основе натурных наблюдений и исследований на гидравлических и математических моделях. Для створа защитных сооружений расчетный максимальный уровень наводнения составляет 4,55 м над уровнем моря. Наводнения такого масштаба могут повторяться на территории Петербурга с периодичностью один раз в 1000 лет.

Построенная на сегодняшний день часть КЗС пока способна противостоять наводнениям, происходящим один раз в 20 лет, но к 2012 году, при условии бесперебойного финансирования, реализация проекта будет полностью завершена и город получит надежную защиту от всех расчетных наводнений, а также возможность проезда автотранспорта по всей кольцевой автомагистрали, включая участок трассы, проходящий по КЗС.

СПб., пр. Испытателей, д. 22
Тел. (812) 395-2901,
факс (812) 394-4426

Другие материалы по теме

X