жк днепропетровская 37 квартиры 4.4

Искусство спускается в метро

В вестибюле станции «Звенигородская» разместится самое большое мозаичное панно петербургского метрополитена.
Его сюжетом стала Полтавская битва – одна из ярчайших страниц российской истории.

Работа над мозаичным панно вестибюля станции ЗвенигородскаяНаш собеседник – руководитель мозаичной мастерской, академик Российской академии художеств, народный художник России А. К. Быстров.

– Александр Кирович, мозаичная мастерская при Академии художеств многие десятилетия украшает петербургское метро. Сейчас мастера завершают работу над мозаикой для вестибюля станции «Звенигородская». Что увидят пассажиры?
– Тема мозаичного панно для вестибюля станции метро «Звенигородская» – «Полтавская баталия». Это событие – одна из самых героических страниц русской истории. Тематику предложил мой сын Егор, работающий в мозаичной мастерской, а также возглавляющий ООО «Смальта мозаика» – компанию, в которую объединены художники, выполняющие работы для метрополитена.
Если оценивать историческую важность Полтавской битвы, то стоит отметить, что именно Полтава стала рождением российской армии. Петр I разгромил шведскую, самую техничную и сильную армию Европы и тем самым перевернул европейскую политику, заставив другие страны обратить внимание на Россию. Перед битвой император произнес речь, смысл которой сводился к тому, что борьба идет за Отечество, за свою землю. В эти же дни рождается и российская армия, с ее духом и силой, рождается образ русского солдата с его основными характеристиками: упорством, стойкостью, терпением, верностью. Этот образ получит развитие в дальнейшей истории: будет и поход Суворова через Альпы, и Бородино, и Курская дуга, и Сталинград, где основные черты российских сынов, защищающих Родину, выкристаллизуются.
Поэтому основная идея полотна – показать русского солдата, показать рождение российского патриотизма. А где наиболее ярко проявляется характер защитника Отечества? Конечно, во время битвы. На первом плане мозаики мы видим Петра I – этим нам хотелось подчеркнуть особую роль царя в исходе битвы. Ведь Петр I не был «кабинетным» правителем, и как бы неоднозначно сейчас ни оценивались его деяния, он сумел поднять авторитет России на невиданную до тех пор высоту. Именно благодаря ему в XVIII веке, как потом скажет Екатерина Великая, без ведома России «ни одна пушка в Европе выстрелить не могла». Петр дал импульс к развитию науки, искусства.
мозаичное панно в вестибюле станции «Звенигородская»И все то, что мы имеем сейчас, стало возможным по велению Петра I.
Рядом с Петром I – его сподвижник, первый русский «природный» фельдмаршал, граф Борис Шереметев. Здесь же – солдаты Семеновского полка, который располагался в то время на месте, где сейчас построена станция метро «Звенигородская».
Основные цвета мозаики – красный, охра, желтый, коричневый, синий. Это традиционные краски русской иконной живописи, что также сделано с особым смыслом: тем самым хотелось подчеркнуть исконно русский дух картины, показать связь поколений и времен. Как художники, мы ставили перед собой цель напомнить петербуржцам о героическом прошлом России, всколыхнуть патриотические чувства.

– Как воспринял ваши высокие идеи заказчик работ?
– У нас чуткий заказчик. Руководство метрополитена прекрасно понимает сложившуюся в стране ситуацию и держит руку на пульсе. Пожелание было только одно: сделать талантливо. Сегодня воспитание патриотических чувств (особенно у подрастающего поколения) – одна из основных задач государства. Метро является по сути самым доступным и массовым выставочным залом.
И замечательно, что когда-то руководством метрополитена и города было принято решение уделить особое внимание декоративному оформлению станций метро. В итоге у нас есть возможность представить широким массам населения настоящее искусство, напомнить петербуржцам о славных страницах истории города и страны, обозначить преемственность поколений. Наша подземка ушла от обезличенных станций, и сегодня мы по праву можем гордиться одним из самых красивых метро в мире.

Работа над мозаичным панно вестибюля станции Звенигородская– Насколько актуален для таких работ, как мозаичные панно для метрополитена, талант художника?
– Над мозаикой трудятся настоящие художники! В нашей организации все имеют высшее образование, большинство – художественное. Это выпускники нашей Академии, а также Художественно-промышленной академии им. Штиглица. Кроме того, смальту варят настоящие профессионалы, которые знают малейшие нюансы технологического процесса, влияющие на качество и цвет продукта. Хочется отметить наших мастеров: П. Степанова, А. Некрасова, М. Левину, С. Пушкарскую, Ю. Мюллюнен, П. Медведева, А. Брославца, Е. Лаптарева, А. Барабанова и др.
Развитие метрополитена и украшение новых станций мозаичными панно позволило сохранить традиции монументального искусства, которые с развитием частного строительства начали исчезать – в городе просто не осталось мест для их применения. А метро – это большие пространства. Сейчас новые станции строятся с четырьмя эскалаторами, а это значит, что за эскалаторами мы получаем плоскость, идеально подходящую для масштабных работ. Панно на «Звенигородской» станет самым большим в петербургском метро на данный момент. Его размер – 4 х20 м. Поэтому можно говорить о самой тесной связи городского транспорта и искусства, о том, как искусство вливается в градостроительную среду.

Александр Кирович Быстров– Какова технология изготовления таких масштабных мозаичных картин?
– Мозаика монтируется фрагментами 80х90 см, на стене создан единый металлический каркас, к которому привариваются блоки мозаичного панно. Швы между блоками заливаются цементным раствором и выкладываются кусочками смальты. Для того чтобы «зашить» швы, необходимо быть настоящим художником, особенно в тех местах, где шов приходится, например, на лицо. Подобрать правильный кусочек смальты не так просто, любая ошибка может нарушить картину. Потому для команды мозаичистов так важны мастерство, сплоченность, единое прочтение картины.
Наши мастера самоотверженно трудятся в непростых условиях, поскольку строительные работы в вестибюле ведутся параллельно. Мы планируем закончить монтаж мозаики примерно за две недели до открытия вестибюля, поскольку необходимо время для установки ламп освещения панно.

– У вас есть творческие идеи по поводу художественного оформления будущих станций метрополитена?
– Следующей станцией будет «Адмиралтейская», и в ее оформлении, конечно, снова будет использован образ Петра I. А дальше планируются станции «Бухарестская» и «Международная» – какой именно сюжет будет использован для их оформления, я пока не знаю, на данный момент наш творческий коллектив занимается разработкой художественных проектов.
Мы должны гордиться своей историей и Петербургом как городом большой культуры. А художники, со своей стороны, должны прилагать все усилия для того, чтобы еще раз напомнить нам о том, что Россия – великая страна.

ООО «Смальта. Мозаика»
199155, Санкт-Петербург,
Уральская ул., д. 17, лит. Е
Тел./факс (812) 350-6695
E-mail: [email protected]

Другие материалы по теме

X