Актуальное

Реставрация Академии балета без переселения

Четную сторону улицы Зодчего Росси более 170 лет занимает комплекс зданий Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Но помимо парадного фасада дома № 2–4 существуют и здания на внутренней территории. Практически впервые за их историю сюда пришли реставраторы.

ул. Зодчего Росси: здание Академии русского балета имени А. Я. ВагановойСегодня наше издание в гостях у руководителя Архитектурной мастерской Г. П. ФОМИЧЕВА, которая размещается непосредственно в здании Академии.

– Геннадий Павлович, чем объясняется удивительная «прописка» вашей мастерской?
– Мы находимся здесь уже более 20 лет. Комплекс зданий Академии достаточно велик. Помещения, длительное время не знавшие серьезных ремонтов, требуют постоянного внимания.
Когда в 1830-е гг. комплекс передавался училищу танца, были проведены специальные работы для приспособления его для этих целей. Касалось это даже внешнего вида здания. По указанию Николая I была застроена торговая галерея. Император посчитал, что торговля и детское учреждение несовместимы. Работы выполнил главный архитектор императорских театров А. К. КАВОС.

В здании Академии длительное время находятся еще два учреждения городского значения – Театральный музей и Театральная библиотека. Но Федеральное агентство по управлению имуществом РФ настояло на сохранении Академии танца в федеральной собственности. Из-за этого возник ряд проблем, важнейшей из которых стал вопрос о финансировании работ.
Стоимость реконструкции и реставрации комплекса предварительно оценивается в 800 млн руб. в ценах 2006 г. Их должен выделить городской бюджет. А средства на строительные работы внутри территории комплекса – федеральные.
Благодаря им удалось привести в порядок ряд зданий, включая интернат для иногородних, где проживают 100 человек.
Все работы строителей и реставраторов в Академии ведутся без «переселения». Учебный процесс удалось совместить с преобразованием помещений в соответствии с графиком работ, которые ведет генподрядчик – ЗАО «Балтстрой».

– Почему разработка проекта реконструкции и реставрации поручена ООО «АМ Г. П. Фомичева»?
– За 20 лет мы до мельчайших деталей изучили особенности этого выдающегося творения К. И. Росси как с точки зрения его эксплуатации, так и состояния инженерных систем. При проектировании мы определили оптимальный путь выполнения всех восстановительных работ. При этом мы тесно сотрудничали с проектной организацией ООО «Гипротеатр-ИнВАЗ». Они разработали конструктивную и сметную часть проекта. Документация была завершена нами к концу 2007 г. А по мансарде – в октябре того же года. Вся проектная документация согласована КГИОП.

– Каков порядок ведения работ?
– Они делятся на две очереди. Первая завершается в этом году. Заменена кровля, отреставрированы Учебный театр, музыкальные, танцевальные и обычные школьные классы. Были заменены инженерные сети, оборудование, устройство системы вентиляции и лифтов, отремонтирована кровля, расчищены подвалы. Наконец-то ликвидирована бывшая котельная, здание которой будет приспособлено для нужд Академии.

Завершен ремонт и замена перекрытий второго, третьего и антресольных этажей, ремонт и реставрация помещений в этих этажах. Там выполнена реставрация штукатурки, воссоздание исторических паркетных полов, реставрация и замена оконных и дверных заполнений. Осуществлены аналогичные работы в подвальных помещениях и на лестницах.

Упомяну отдельно ремонт и реставрацию помещений Учебного театра, перепланировку помещений третьего этажа с устройством Большого репетиционного зала. Переоборудовано чердачное помещение под мансардный этаж для учебных классов.

К декабрю 2009 года должны быть отремонтированы 7,5 тыс. кв. м помещений. Уверен, что руководство ЗАО «Балтстрой» – а это молодые и энергичные профессионалы – сделает все для того, чтобы качественно и в срок выполнить все, что предусмотрено планом
работ.

– Учебный театр в свое время был искусственно встроен в здание. Говорят, за сто с лишним лет конструкции перестали выдерживать нагрузку.
– К сожалению, это так. Поэтому объем работ по сравнению с первоначальным проектом значительно увеличился. Однако мы не только сохранили Учебный театр, но и оставили старинные деревянные конструкции. А всю нагрузку приняла на себя более надежная система, изготовленная из металла. Аварийное состояние здания удалось ликвидировать.

Мы вместе со строителями старались, не изменяя внешнего облика старинных помещений, преобразить их в надежные и комфортные классы и залы. Нам удалось значительно увеличить объемы полезных площадей. Например, прежний репетиционный зал имел пролет в 11 метров. А сейчас воспитанники Академии смогут заниматься в более просторном помещении размером 18 на 18 метров.

Одно только переоборудование чердачного помещения в мансардный этаж позволило увеличить площадь здания почти на 20 % – до 19,3 тыс. кв. м (на 3200 кв. м).

– Из окна вашей мастерской виден Александринский театр. Вы занимались реконструкцией и реставрацией этого памятника архитектуры и за этот объект вам присуждена Госпремия.
– Это был бесценный опыт для нашей мастерской. Мы стараемся его применять и при работе на другом творении великого Карла Росси.

Послесловие

Недавно в Академии балета побывала губернатор Петербурга Валентина Ивановна МАТВИЕНКО. Она ознакомилась с ходом реставрации здания Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Губернатору понравилось качество работ. Но ей не пришлось по вкусу то, что размах, с которым они проводятся, может потребовать дополнительных средств.
И чтобы ни у кого не было иллюзий, В. Матвиенко подчеркнула: подрядчику «придется поджиматься, 800 миллионов – деньги немалые. В них надо уложиться: где-то пересчитать, где-то сэкономить».
– Свои обязательства город, безусловно, выполнит, и до декабря будет завершен весь объем работы, – подтвердила губернатор. – Затем подрядчик приступит ко второй части работы. Остается чуть больше года, чтобы в декабре полностью завершить ремонтные работы.
Чтобы поднять настроение представителям генподрядчика – ЗАО «Балтстрой», губернатор намекнула на возможность будущего взаимовыгодного сотрудничества компании с городом:
– Не надо плакаться. Объект большой и интересный. Компания, которая им занимается, может рассчитывать на хорошие перспективы в нашем городе. В период кризиса и подрядчики должны понимать, что прибыли будут минимальные. Важно сохранить коллективы, иметь работу, подряды и пережить 2009–2010 годы. Будем жить лучше – вырастут и прибыли.

Руководителю КГИОП Вере ДЕМЕНТЬЕВОЙ губернатором было предложено пригласить при случае в академию министра культуры РФ Александра АВДЕЕВА, чтобы он проникся «ответственностью за судьбу училища и изыскал средства хотя бы на оборудование – мебель, зеркала, приборы освещения». Пока, по словам проректора по хозяйственной работе Академии Г. ТАУПЕКО, за счет федералов финансируется лишь ремонт общежития для иногородних воспитанников.

Валентин Воронов

Другие материалы по теме