жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Акцент – на внутренних ресурсах Кризис вернул строителей на землю

руководитель аппарата Национального объединения СРО в строительстве Михаил Юрьевич ВикторовКакую роль сыграет саморегулирование на рынке, приходящем в себя после 2009 г.? какую позицию займет на нем государство?

Об этом наш разговор с руководителем аппарата Национального объединения СРО в строительстве Михаилом Юрьевичем ВИКТОРОВЫМ.

– Как вам видится ход кризиса в строительной отрасли России? Какие регионы пострадали больше, какие меньше?

– Выделить более или менее пострадавшие регионы трудно. Но некоторые критерии можно вывести, опираясь на экономические параметры. Те регионы, которые в большей степени зависели от кредитной политики, финансового рынка, держались за постоянно нарастающий объем строительного производства, гнались за этим ростом – у них теперь темпы падения больше.
Прежняя система оценки стоимости компаний резко потеряла в весе. В ее основе лежали несколько размытые показатели, которые не оправдали себя в кризис. Например, в строительстве принимались во внимание объемы, количество и стоимость участков, находящихся в разработке. Это давало цифру, которая и определяла капитализацию компании. Под этот показатель банки давали кредиты, которые сжигались, как уголь в топке. Деньги шли на дальнейшую экспансию – новые площадки, новые объемы, новый виток капитализации, новые кредиты. Надо сказать, что в Питере руководители основных строительных групп были более осмотрительны, не так увлекались этой рулеткой, как москвичи.

Можно взять, например, Калининград, где строителей просто власть вынуждала выходить на цифру 1 млн. кв. м. Для них это как 5 млн. кв. м для Петербурга – девать некуда. И сравнить с Пензой. Я общался там с группой крупнейших застройщиков, которые строят по 50 тыс. кв. м. У них по пять домов, кредитов нет, собственное оборудование. Они не сворачивают объемы, за счет чего и выдерживается относительно хорошая цифра сдачи объектов в целом по области.

– На что теперь обращают внимание при оценке компаний?

– Новую ось в оценке до некоторой степени создают саморегулируемые организации. Финансовая оценка, стоимость компаний отходит на второй план. Сейчас на первом плане то, что может делать компания и может ли она делать это качественно и в срок. Это подкрепляется сильным регулятивным правом – разрешать работу на рынке. В мире бывают и более мягкие формы контроля – когда объединение дает оценку деятельности той или иной компании, а точку ставит уже государство. То есть системы, в которых участвует саморегулирование, достаточно разнообразны.
Мы выбрали полный переход к саморегулированию. Это правильно – мы сразу тестируем все систему.
Соответственно, все СРО сейчас очень активно думают над принципами оценки компаний. Государство заложило минимальную основу. Для оценки компаний в законе есть два критерия: оценка квалификационного состава компании и оценка материально-технической базы, которая позволяет осуществлять тот или иной вид подрядных работ. Но даже этому минимуму далеко не все компании готовы соответствовать. Очень часто специалиста, имеющего специальность «Промышленное и гражданское строительство», заявляют и на бетонные работы, и на гидротехнические. А стаж работы у него общестроительный. И никакого опыта прокладывания каналов, расширения портов у него нет.
Мгновенно этой проблемы не решить. Но сейчас идет реструктуризация рынка, высвобождаются специалисты. И появляется возможность создавать высокопрофессиональные трудовые коллективы, способные действительно качественно работать. Российский союз строителей, еще будучи общественной организацией и работая над подготовкой закона о саморегулировании, внедрил туда требование о профессиональной аттестации. Уже с 1 января 2010 г. мы начнем формировать систему оценки качества программ профессиональной подготовки и переподготовки. Потому что, анализируя статистику Ростехрегулирования, страховых компаний, связанную с авариями и ЧП, мы видим, что в 90% причиной служит человеческий фактор.

– Можно ли выстроить систему оценки компаний, не имея современной нормативной базы? Как выдавать допуски компаниям, которые не знают, на основании чего им работать?
– Система саморегулирования должна ставить своей целью сохранение всех достигнутых уровней, использование новых технологий и исходя из практики – движение дальше. Первый стандарт, который мы приняли, просто обязывает все организации, входящие в нашу СРО, выполнять все СНИПы и ГОСТы.
Разговор о добровольности применения СНиП мы прекращаем сразу же.
Кроме того, на съезде в ноябре велась дискуссия вокруг бюджета Национального объединения СРО. Она касалась целей, на которые можно тратить этот бюджет. Абсолютное большинство выступавших говорили, что большую часть средств, аккумулированных региональными СРО, надо пустить на разработку новых национальных стандартов и обновление прежних. Уже в 2010 г. мы начнем финансирование таких разработок, потому что отдельным СРО такая работа не по силам. Новые нормы надо сразу разрабатывать для нескольких регионов с похожими геологическими, климатическими условиями, для анклава, а может быть – внедрять на территории всей России с соответствующими региональными поправками. Будет только справедливо, если государство выступит с софинансированием этого процесса.

– Критики существующей нормативной базы как раз выступают против финансирования разработки из средств СРО. Обосновывают тем, что у СРО возникнет соблазн сделать нормы «под себя».
– Но ведь все равно нормы утверждает государство. Минрегион России, Росстандарт никогда не утвердят документ, который будет способствовать снижению качества и безопасности.

– Что из государственных мер поддержки оказалось самым полезным для строительного рынка? Должно ли государство заниматься стимулированием спроса на жилье?
– Надо сказать, что в число наиболее благополучных регионов в кризис попали те, где были широко развернуты региональные кредитные программы, которые стимулировали спрос. К таким регионам я бы отнес Ханты-Мансийский округ. Благодаря позиции губернатора, там были очень выгодные ипотечные программы под 4–5 %. Сейчас они, вероятно, подняты, потому что все изменилось. Тем не менее население получило возможность решать свои жилищные проблемы.
Мне понравилась позиция руководства Новосибирской области. Там тоже выделялись средства, которых в условиях кризиса стало меньше, поэтому пришлось иначе расставить акценты. Чтобы, затрачивая меньше средств, обеспечить больший интерес, там финансируют процентную ставку. Половину нагрузки берет на себя бюджет области. И житель имеет возможность брать кредит не под 14%, а под 7%. В условиях кризиса это очень выгодно, и это стимулирует отложенный спрос.
К таким регионам я могу отнести Татарстан, Башкирию. Хотя должен оговориться: все это регионы, имеющие достаточное наполнение своей казны за счет внутренних ресурсов. Но это и определенные правительственные решения: потратить средства не на прожекты, а на стимулирование отрасли через решение важной проблемы для своих жителей.

Если же говорить о госзаказе, то это хорошая вещь. Но важно не путать государственную жилищную политику и рынок. Государственное жилье, построенное по себестоимости и распределенное бесплатно или с определенными льготами, на рынке появляться не должно за счет соответствующих ограничений.

– Есть мнение, что деньги, выделенные государством на поддержку реального сектора, так до него и не дошли, причем правительство такую ситуацию допустило намеренно, чтобы снизить аппетиты строителей. И ведь практика подтвердила правоту этого мнения – компании снизили цены…
– Я бы попытался защитить строителей. Когда едешь на машине и денег нет, можно взять бензин подешевле и прочее и какое-то расстояние проехать, но потом все начнет сыпаться. По большому счету статьи, на которых строитель может сэкономить, есть. 5% – на развитии, еще сколько-то на обновлении оборудования. Можно махнуть рукой на все, оплатить только труд своих работников и подрядчиков плюс налоги. Но это путь в никуда. Пройдет два года, основные фонды компании устареют, средств на развитие не окажется, и мы получим недееспособное предприятие. Мы это проходили в конце 90-х. За десять лет компании немного встали на ноги. Надо ли повторять опыт?
Мы прошли острую фазу кризиса. Те, кто выжил, планируют работать дальше. Объемы упали в среднем на 20–30%, но многие компании сохранили коллективы, имеют четкие планы на 2010 г., подтвержденные проведенными платежами, начатыми работами. Поэтому 2010 год выглядит хотя и тяжелым, но уже стабильным. Мы будем прилагать усилия, чтобы с этих сниженных объемов выйти на окончательную стабилизацию и в конце года увидеть некоторый рост.

Подготовила Наталья Цветкова

Другие материалы по теме

X