жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

В плену взаимных претензий Техприсоединения будут оплачены всем миром

Введение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сместило инвестиционную нагрузку с энергокомпаний на частный сектор. Эта мера позволила ликвидировать дефицит сетевой инфраструктуры, признают энергетики и строители. Однако разговоры о том, каким должен быть сам процесс включения «электрорубильника», не утихают до сих пор. Ведь проблем и взаимных претензий у обеих сторон – сетевиков и заявителей – накопилось предостаточно.

Диалог с энергетиками

Конструктивный диалог с участием всех заинтересованных сторон провело осенью минувшего года ОАО «Ленэнерго» – при поддержке крупнейшего акционера ОАО «Холдинга МРСК». Состоялся Первый Санкт-Петербургский энергетический форум «Технологическое присоединение: современные аспекты».
– Открытый диалог в современных экономических условиях будет играть решающую роль в повышении стандартов жизни, устойчивости и надежности системы коммунального хозяйства, а также в создании условий для привлечения инвестиций, – подчеркнул глава ОАО «Ленэнерго» Дмитрий РЯБОВ.

– Мы работаем с платой за присоединение потребителей более двух лет, и первая эйфория прошла быстро, – признает генеральный директор ОАО «ЛОЭСК» Вадим МАЛЫК. – Вал обязательств, который на нас обрушивается вместе с деньгами, требует особого отношения к этому сегменту электроэнергетики. Мы четко понимаем свои возможности и согласуем нашу позицию с другими сетевыми организациями, в частности – с ОАО «Ленэнерго».

О наиболее острых моментах в практике техприсоединения к сетям рассказал Дмитрий Рябов:
– Почти 50% выручки ОАО «Ленэнерго», по докризисным показателям, составляет плата за присоединение.
Но есть проблема с задержками выплат по договорам присоединения. На сегодняшний день из 4 тысяч поданных заявок от представителей малого бизнеса на присоединение к мощности до 15 кВА только 10% ведут к реальному заключению договора. А фактически сегодня оплачиваются лишь 3% от «заявленных» мощностей. Такой колоссальный вал заявителей и такие крупицы реально оплаченной и востребованной мощности!
При этом дополнительные ставки в штатном расписании, увеличение фонда оплаты труда – то, что заложено в тарифе на транспортировку электроэнергии – мы должны согласовывать с регулятором. То, что эта работа должна проводиться под контролем специалистов сетевой компании – бесспорно. То, что мы должны быть прозрачны –очевидно и для сетевой компании, и для потребителя, и для регулятора.

Наша задача – обеспечить доступ к информации через Интернет. По абонентскому номеру заявитель должен получить информацию о том, на какой стадии находится его проект.

Трое в лодке без малого

Глава областной сетевой компании ОАО «ЛОЭСК» Вадим Малык анализирует проблему с точки зрения своего предприятия:
– Можно условно разделить всю работу с платой за присоединение на три сектора.

Первый – сектор реальной экономики с большими присоединениями к мощности порядка 7–8 МВА. В нем практически не возникает проблем – по крупным промышленным предприятиям вопросы успешно решаются совместно с ОАО «Ленэнерго» и ФСК. У руководителей промпредприятий есть понимание, что по «свистку» мощности не бывает.
Строительство новой крупной подстанции требует колоссальных инвестиций. И хотелось бы, чтобы будущие мощности были максимально задействованы на этапе ввода в эксплуатацию, чтобы заполнение не растягивалось на 15–20 лет.
Поэтому мы совместно с правительством Ленобласти занимаемся планированием и зонированием промышленного кластера и довольно успешно.

Второй сегмент – это предприниматели средней руки, которые запрашивают мощность порядка от 100 кВА до 2–3 МВА. Они представляют для нас наибольшую угрозу в части некорректных предложений, стремясь присоединиться, не заплатив деньги. Но со временем они начинают понимать, что все процессы в энергетике управляемы и прозрачны, поэтому они приходят и заключают договор.

Самое неприятное для среднего бизнеса – индивидуальная плата за техприсоединение. То есть ситуация, когда реальные затраты не соизмеримы с затратами по тарифам.
Например, предприниматель, не обдумав все шаги и не просчитав бизнес-план, берет в аренду помещение на окраине города, где нет никаких мощностей, и желает получить через полгода мощность в 2 МВА. А подача этих 1,5–2 МВА связана не только с глобальной реконструкцией сетей 0,4 кВ, но и 6 кВ, а в том числе и с достаточно серьезными работами по реконструкции на источнике 110 кВ. Когда все эти затраты суммируются, предприниматель получает не адекватную своим расчетам цену, оставляет бизнес и обвиняет энергетиков.

Третий сектор составляют потребители мощности до 100 кВА – это самый сложный для сетевиков сектор. В нем два сегмента – бытовые абоненты и предприниматели.

7 ГВт составляет, согласно статистике, суммарный дефицит для подключения физических лиц к мощности 15 кВА по Ленинградской области.

Думаю, что имеет смысл законодательным органам рассмотреть вопрос о снижении выделяемых мощностей для физических лиц. Для нормального домохозяйства, которое не оснащено бассейнами с подогревом или световыми дорожками, достаточно 7–8 кВА мощности. Снижение привело бы к более рачительному использованию электроэнергии.
Что касается преференций для малого бизнеса, хотелось бы внести изрядную долю скепсиса – эта категория предпринимателей имеет крайне низкую способность к выживаемости.
По данным исследователей США, даже в период экономического роста среди мелких предпринимателей разоряется каждый третий. Если мы даем беспроцентную рассрочку малому бизнесу на 3 года, может оказаться, что по истечении срока долги взыскивать не с кого.

«Золотая» миля

Растущие ставки платы за техприсоединение становятся ощутимым финансовым бременем для строителей и девелоперов. Позицию городских властей по этому вопросу обозначил зампредседателя КЭИО Андрей Валентинович СОРОЧИНСКИЙ:
– Законодатель в ФЗ № 210 ввел такой термин, как «предел доступности» для потребителей при установлении тарифов на техприсоединение. КЭИО совместно с Комитетом по тарифам (бывший городской регулятор РЭК) ежегодно проводит анализ доли, которую составляют в себестоимости строительства расходы по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения. Сюда относятся не только электроснабжение, но и подключение к теплосетям, канализационным сетям. Эта доля с учетом строительства подводящих путей от точки подключения и строительство тепловых, водопроводных, канализационных вводов в среднем по городу не превышает 10%. Предел доступности соблюден.

Примерно 25–30% составляет среднемировой удельный вес подключения объекта к инфраструктуре в себестоимости строительства.

Изначально введение платы за техприсоединение было вынужденной мерой для сетевых компаний. Сегодня ставки платы за новые подключения превысили аналогичные мировые показатели. Вспоминает директор по экономике ОАО «Ленэнерго» Татьяна Геннадьевна СУДАКОВА:
– В такой капиталоемкой отрасли, как электроэнергетика, всегда существовала проблема финансирования инвестпроектов, которая в посткризисный период стала особенно острой. Несколько лет назад на территории Петербурга был создан прецедент – ОАО «Ленэнерго» ввело схему технологического присоединения. Инвестиции в строительство распределительной сети стали более адресными, так как заявитель в этом случае оплачивал инвестиционные расходы.
Первоначально ставка платы была небольшой – не более 3 тыс. руб. В 2004 году ставка составляла порядка 7 тыс. руб. за единицу кВА. В 2005 она увеличилась до 12 тыс. руб. Но даже такой рост ставки не позволял финансировать за счет платы за техприсоединение строительство центров питания. А темпы роста энергопотребления в регионе (в 2003–2009 гг. полезный отпуск в СПб и ЛО увеличился на 4 млрд кВт/ч) привели к тому, что большинство питающих центров оказались закрыты для новых потребителей.
Была разработана долгосрочная инвестпрограмма, где указывались источники финансирования – прибыль в тарифе на передачу, амортизация и плата за техприсоединение. В 2006 г. ставка за присоединение в Петербурге составляла уже 1 тыс. евро за кВА. В Ленобласти были предприняты аналогичные шаги.

ОАО «Ленэнерго» построило финансовую модель, которая предполагала, что в период с 2008 по 2011 годы предприятие будет привлекать заемные средства под гарантированный объем заявок на мощность.
Планировалось, что в период с 2012 по 2015 годы будут погашены задолженности по привлеченным ресурсам. Реакция инвесторов была скептической. Модель предполагала ежегодную зависимость утвержденных ставок от действий регулятора и очень сильно зависела от спроса и объемов энергопотребления. Инвесторы оказались правы: в 2009 кризисном году мы впервые столкнулись с серьезным снижением поступлений от платы за техприсоединение. По результатам 2009 года плата не покрывает даже расходов на строительство распредсети.

В соответствии с действующим законодательством инвестиционная составляющая платы за технологическое присоединение должна быть отменена с 1 января 2011 года. Снизить указанные риски инвесторов нам поможет переход на новый метод тарифного регулирования RAB.

В Россию пришел RAB

Английская система тарифообразования RAB (Regulatory Asset Base – регулируемая база капитала) используется в мировой практике в качестве инструмента привлечения капитала в сетевой бизнес не более 30 лет. К середине 90-х годов прошлого века на RAB перешли многие страны Западной Европы, Канада, США, Австралия. По инициативе Евросоюза страны Восточной Европы, такие как Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, также приняли новую систему тарифообразования.
Метод доходности на вложенный капитал RAB позволяет запустить процесс инвестирования в распределительный сетевой комплекс без кратного роста тарифов для потребителей.
Суть новой системы – в компенсации стоимости привлеченного и акционерного капитала в тарифе, устанавливаемом регулятором на долгосрочный период.
Поскольку ставки доходности регулируются государством, энергокомпании ожидают, что проекты строительства сетевых объектов будут иметь среднерыночную доходность. Такие проекты несут минимальные риски, поскольку государство берет на себя обязательство обеспечить в установленном уровне тарифов доход и возврат капитала в период не менее чем 3 года.
К 2011 году все российские регионы, согласно решению ФСТ, должны перейти на RAB. Однако не все регионы находятся в одинаковых стартовых условиях. Региональные энергосистемы обладают рядом особенностей, такими как формирование инвестиционных программ и действующие ставки тарифов на передачу.

Нонна Цай

Мнения

Д. В. РЯБОВ:
– Переход на RAB до конца не осознан участниками рынка: ни органами власти, ни конечным потребителем. Это взаимная мера ответственности за развитие сетевого комплекса. Исключение инвестиционной составляющей – это исключение из договора конкретного заявителя и перекладка инвестиционной программы на сетевой комплекс СПб и ЛО. Надо отдавать себе отчет, что если мы выходим на метод RAB, то это всерьез и надолго. Эффекта от перехода на RAB можно ожидать только в многолетней перспективе.

В. В. МАЛЫК:
– Минэнерго и МРСК-холдинг надо более детально проработать и оценить социальные и экономические последствия для каждой территории от введения RAB. Я думаю, что итоги такого обследования и экономического анализа должны быть доведены до самих территорий, чтобы потом не возникало неожиданностей и абсолютно резкого движения от социальной направленности строительства к попытке компенсировать все расходы сетевой организации через метод RAB.

Т. Г. СУДАКОВА:
– Решение об отмене инвестиционной составляющей в составе платы за присоединение не является полностью приемлемым для СПб и ЛО. Участок сети, созданный по заявлению, должен быть оплачен заявителем. Иначе кабельная линия или распредустройство, принадлежащие частному бизнесу, будут оплачиваться из общего тарифа. «Последнюю милю» будет оплачивать население, включая социально незащищенные слои. Конечно, закон есть закон. Готовность ОАО «Ленэнерго» к переходу на новую систему тарифного регулирования оценена Холдингом МРСК как средняя. ФТС предоставлена возможность перехода на RAB в течение всего 2010 года, и мы считаем, что у нас есть возможности урегулировать все вопросы и перейти на новую систему регулирования, создать необходимые источники для финансирования.

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X