жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Столица трамваев О перспективах рельсового транспорта в Петербурге

Петербургский трамвай– До начала нынешнего века в Петербурге существовала очень разумная и развитая трамвайная система. Метрополитен брал на себя перевозки на дальние расстояния, а трамвай осуществлял эти функции на средней дистанции, – рассказывает заместитель начальника отдела Ленгипротранса Сергей ИВАНОВ. – Перед закатом советской эпохи в городе существовало 66 трамвайных маршрутов, недаром он считался трамвайной столицей мира. У нас была самая протяженная сеть трамвайных линий и самая разветвленная маршрутная сеть. Понятно, что ее со временем надо было оптимизировать.
Вместо этого мы получили два пути деградации транспортной системы Петербурга, по которым он уверенно двигается к полному коллапсу, – свертывание сети трамвайных линий и экспансию маршрутных такси.

– Примеры деградации привести можете?
– Возьмем Садовую улицу. На всем ее протяжении трамвайные пути были отремонтированы по современнейшей технологии. В их конструкции применили монолитное железобетонное основание, обеспечивающее их износостойкость и долговечность, резиновые элементы, значительно снижающие шум. И все это от Марсова поля до Покровской площади, т. е. почти до конца Садовой, не эксплуатируется.
Столь же дорогим способом были отремонтированы трамвайные линии на таких мощных меридиональных направлениях, как Литейный и Владимирский проспекты. Затраты сделаны, а движение снято. Там только устраивают парады в день трамвайных юбилеев. То же самое на Инженерной улице, являющейся кратчайшим соединением между Литейным проспектом и Садовой. В итоге по Литейному и Владимирскому ходит множество троллейбусов, которые постоянно застревают в пробках. На Садовой автобусы движутся с черепашьей скоростью. Причем полупустые. Это не значит, что некому ехать, просто этим транспортом невозможно нормально пользоваться.

– Но ведь трамваи не лекарство от пробок…
– Если бы они сохранились, можно было бы прекрасно организовать движение через Кузнечный и Свечной переулки, наладить связь между Лиговским, Литейным и Владимирским проспектами и Купчино, между Литейным и Садовой. Множество маршруток на этих улицах из-за своей малой вместимости лишь ухудшают ситуацию, занимая значительное уличное пространство. Здесь нужно минимизировать троллейбусное движение. А на Садовой – полностью исключить автобусное и усилить трамвайное. Тогда через центр можно будет ехать, не застревая в пробках.
В европейских мегаполисах уже пришли к выводу: как бы ни был удобен и респектабелен индивидуальный автомобильный транспорт, его надо останавливать за пределами исторического центра. А взамен предлагать технологически гибкий, безопасный и вместительный общественный транспорт. Так, например, поступили в Бордо, где городские власти приняли решение о строительстве современной трамвайной системы.

– Почему из нескольких видов наземного транспорта европейцы выбирают рельсовый?
– Трамвай в силу своих конструктивных особенностей обладает самой большой провозной способностью. К тому же он самый энергоэкономичный из всех видов наземного транспорта. Самый скоростной – ездит, минуя пробки, самый экологичный – никаких вредных выбросов в окружающую среду. Он и самый безопасный: система «колесо – рельс» направляет подвижной состав по соответствующей траектории. Традиционные недостатки трамвая давно изжиты, современные трамваи издают шума даже меньше, чем автобус или автомобиль.
Трамвай сейчас быстро развивается в европейских столицах и крупных городах, таких как Вена, Берлин, Прага, Цюрих, Брюссель, Амстердам. Швейцарский премьер-министр ездит на работу в пригородной электричке, поскольку это быстрее и безопаснее, а в Петербурге все более сворачивается сеть маршрутов пригородных электричек. Даже Париж, где в начале тридцатых годов было полностью прекращено трамвайное движение, уже одумался и вернулся к этому незаменимому виду городского транспорта.

ремонт трамвайных путей– Давайте вернемся к Петербургу. К каким еще последствиям привел частичный отказ от передвижения по рельсам?
– Вот самый характерный пример: ликвидация трамвайного движения на коротком участке Чкаловского проспекта, Пионерской улице (между Чкаловским и Малым проспектами) и на Малом проспекте Петроградской стороны. Раньше существовала прямая трамвайная связь между северными районами через Северную часть Петроградской стороны, связь с Васильевским островом. Теперь она нарушена.
Существовала и меридиональная связь – с острова Декабристов можно было проехать через весь Васильевский остров, площадь Труда, Театральную площадь, Измайловский проспект, Московский проспект. Сейчас и эта связь разорвана: рельсы на 8–9-й линиях Васильевского острова, на Измайловском проспекте демонтированы, трамвайные пути на Благовещенском мосту после его реконструкции не уложены. Большие средства, затраченные на реконструкцию трамвайных путей на площади Труда со строительством подземных переходов к остановкам, оказались при такой «рационализации» потраченными впустую.
После кризиса возобновится рост количества индивидуальных автомобилей. Тогда в центральную часть города будет не доехать. А она весьма обширна, это не средневековый Таллин, не старая Рига.

– Где кроется ошибка – в подходе, в методах? Вы видите удачные для города решения?
– Трудно сказать. Сделали на Невском и Лиговском выделенные полосы движения – это очень хорошо, современно, но это отдельные амбициозные проекты. Системы в целом никакой нет.
Произвели реконструкцию Лиговского проспекта. При этом пути от Московского вокзала сняли! Петербуржцы писали в транспортный комитет, что невозможно от такого пассажирообразующего центра, как Московский вокзал, убрать трамваи – они осуществляют прямые связи с другими районами города. Горожанам объяснили, что трамвай на этом участке не востребован, потому что основной пассажирский поток образуется у метро «Лиговский проспект»! Но это, извините, лукавство.
Наш институт занят разработкой Генеральной схемы развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Важной ее частью станут внутригородские железнодорожные перевозки, создание на железнодорожных линиях комплексных пересадочных транспортных узлов, конечно, с учетом перспектив развития всех видов городского транспорта. Но для того, чтобы схема эффективно работала, она должна служить дополнением к Генеральной схеме развития городского транспорта. В ней должно быть предусмотрено и развитие новых транспортных связей, и восстановление необдуманно нарушенных.

Ирина Смирнова

Другие материалы по теме

X