жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Промышленность требует опыта О границах ответственности в работе с иностранным заказчиком

президент компании STEP Дмитрий Михайлович КУНИСО ситуации на рынке промышленного строительства и об особенностях работы с иностранными заказчиками рассказывает президент компании STEP Дмитрий Михайлович КУНИС.

– Как вы оцениваете перспективы 2010–2011 гг. в области коммерческого и промышленного строительства в России, и в Петербурге в частности?
– Довольно скептично. В городе наблюдается явный избыток и офисных, и торговых площадей. Единственный вариант – выход на рынок с каким-то инновационным продуктом. Я пока таких не вижу. Девелоперы за последние 1,5 года снизили свою активность. К тому же ситуация в Петербурге, связанная с получением земельных участков, с процедурами согласования, на мой взгляд, только ухудшилась. Поэтому новые проекты в сфере коммерческой недвижимости не готовятся, а значит, и их строительство в ближайшие год-два не начнется.
В целом по России ситуация различна. Во многих регионах, где плотность торговых площадей небольшая, будут создаваться торговые комплексы, сетевые магазины. В регионы идут такие представители сетевого ритейла, как Лента, О,КЕЙ, OBI, Castorama и др.
Сегмент промышленного строительства хоть и пострадал, но в меньшей степени. Продолжаются процессы импортозамещения, ведется модернизация предприятий. А значит, востребованы и услуги в области промышленного строительства.

– Стратегические планы компании вы связываете с промышленным строительством. Планируется ли региональная экспансия?
– Сейчас мы, в основном, занимаемся строительством агропромышленных комплексов, заводов по производству комплектующих для автомобильной промышленности. Хотим попробовать свои силы в строительстве предприятий для горнодобывающей отрасли. Проведенное нами в прошлом году исследование показало, что будут развиваться также предприятия металлургической и целлюлозно-бумажной промышленности. Мы работаем в этом направлении, изучаем возможности.
В части коммерческого строительства свои перспективы мы связываем с развитием сетевых операторов торговли. Но экспансией я бы это не назвал. Мы идем в регионы вместе со своими клиентами-заказчиками и лимитированы скоростью их продвижения на новые рынки.

– STEP имеет серьезный опыт работы с иностранными инвесторами. В чем особенности работы с зарубежными заказчиками?
– На наш рынок приходят в основном стратегические инвесторы, имеющие опыт строительства в других странах и регионах. Они приходят планомерно, соблюдая технологический цикл развития предприятия. В результате получается меньше суеты, ошибок и переделок. Конечно, всегда бывают исключения из правил, но в большинстве своем иностранные инвесторы гораздо последовательнее, чем российские.
Мы уже лет 15 работаем с разными иностранными компаниями. В разные периоды соотношение иностранных и российских заказчиков колебалось. Сейчас у нас около 80% заказчиков – иностранные компании. В разные годы нашими заказчиками были: Hyundai, STADCO (завод, поставляющий автомобильные комплектующие для Ford и General Motors), «Алкан Пэкеджинг» (завод по производству упаковки для табачных изделий), испанская JoyCo (кондитерская фабрика в Новгороде) , Media Markt (магазин бытовой техники), австралийская Amcor Rentsch (фабрика по производству упаковки) и др.

– Отличается ли их подход к проведению тендеров и организации строительного процесса от российского?
– Подход к организации тендеров у иностранных заказчиков более планомерный и структурированный. Это хорошо подготовленное техническое задание, адекватные сроки, заранее объявленная процедура проведения тендера.

Одна из обязательных процедур – предквалификация. В тендере могут участвовать только те подрядчики, кто способен построить объект.
Российские заказчики довольно часто приглашают всех подряд, а потом сравнивают несравнимые предложения. Цена – это только один из критериев. Если критерием отбора является исключительно цена, мы в таких тендерах даже не участвуем. Сначала надо задать критерии, а потом сравнивать сроки, качество, риски, затраты на управление таким подрядчиком. Если подчиненный качественный, то времени на контроль уходит во много раз меньше. Это относится и к контролю за работой подрядчика.

На организацию контроля за неопытной компанией у заказчика уйдет в 5-10 раз больше времени и денег.
Те, кто умеют считать, выбирают квалифицированных подрядчиков. А из квалифицированных подрядчиков выбираются те, чьи предложения самые дешевые. Но при этом учитываются риски, гарантии и даже удобство взаимодействия. Строительство – длительный процесс, заказчик и подрядчик совместно работают год и более. Поэтому очень важно позитивное взаимодействие, а если возникает конфронтация, то сил, нервов и денег тратится больше, чем предусматривалось изначально.

– Как выстраиваются взаимоотношения иностранных заказчиков с подрядчиками, насколько вы самостоятельны в своих действиях? Например, в выборе субподрядчиков?
– Мы берем на себя ответственность за управление строительством, но мы все и контролируем. В частности, сами набираем исполнителей. При этом заказчик может и обязан контролировать качество, сроки, контролировать соблюдение контрактного бюджета, технику безопасности и культуру производства.
У иностранного заказчика нет привычки вмешиваться в производственный процесс. Сам принцип делегирования ответственности у них более развит, чем в российских компаниях.
Если контракт предполагает, что часть компетенций генподрядчика забирает заказчик или иная структура, то нам такие проекты не интересны, да и мы с нашей ответственностью заказчику не нужны.

– Бывают случаи, кода в ходе работы над проектом приходится корректировать бюджет в сторону увеличения. При работе с иностранными инвесторами такие случаи были?
– Иностранные заказчики не идеальны. Но соблюдение последовательности действий, о чем я уже упоминал, приводит к тому, что количество неучтенных факторов уменьшается. Наши предприятия нередко действуют по правилу – ввяжемся в драку, потом разберемся. У иностранных компаний другой принцип – не ввязывайся в драку, пока не разберешься.
Но не всегда удается учесть все.
Например, в России невозможно предугадать, за сколько и в какие сроки удастся согласовать инфраструктурные вопросы: подключение к электрическим, тепловым сетям и пр. Все, что связано с деятельностью города и обеспечением строительных объектов инфраструктурой, – это большой знак вопроса. Это головная боль и для российского, и для иностранного инвестора. Иностранным инвесторам приходится сложней, потому что они привыкли к совсем иным условиям.

– Какими оказались для компании итоги 2009 года?
– 2009 год мы закончили с плановой прибылью, хотя оборот снизился. Но для прошлого года, когда было остановлено большинство строек, это хороший результат. В этом году по уже заключенным контрактам мы увеличиваем оборот процентов на 30% от показателей 2008 года. Заключены контракты и по коммерческой недвижимости, и по промышленным проектам.
В настоящее время мы реализуем 6 проектов. Самый крупный из них -строительство семи заводов по производству автокомпонентов для завода Hyundai с одновременным созданием инфраструктуры для промышленного парка. Общая площадь застройки составляет 45 000 кв.м. К первой очереди относятся заводы Donghee, Shinyoung, Sungwoo, ко второй – заводы Doowon, Daewon, SeJong и NVH.
Мы позиционируем себя как сервисная компания, управляющая строительными проектами. Чтобы подчеркнуть это, в прошлом году мы избавились от приставки «генподрядная компания». Помимо выполнения стандартных генподрядных функций мы помогаем инвестору готовить проект, разбираться с инженерными сетями, много времени тратим на консультирование инвестора, рассказывая об особенностях строительства в регионе, о процедурах согласования и получения разрешений, о действующих строительных нормативах. Это касается не только иностранных, но и российских инвесторов.
Проектный менеджмент – это по существу выстраивание всех шагов в логическую цепочку. В зависимости от сложности замысла проектная команда составляет от 3 до 30 человек. Минимальный состав – это начальник стройки, главный инженер и прораб. Руководители строек имеют максимумом полномочий. Они принимают все решения на месте. На каждой стройке специальными процедурами проводится срабатывание команды.
К сожалению, в деловом языке размыты значения многих терминов, это касается и «генподрядчика» и «управляющей компании» и т. д. Поэтому много времени приходится тратить на то, чтобы объяснить, какой именно сервис мы предоставляем. В каких случаях он выгоден заказчику, а в каких – нет. У нас воспитание кадров идет по принципу максимального взятия ответственности на себя. А если заказчик не делегирует нам этой ответственности, наши люди становятся бесполезными.

Беседовала Наталья Соколова

Другие материалы по теме

X